КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РИТМИКЕ
Актуальность темы.
Мы рассматриваем и оцениваем красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза. Ведь красота движения и ребёнка, и взрослого, прежде всего в естественности, целесообразности, непринуждённости, выразительности и одухотворённости. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.
И главное, на что должен быть нацелен педагог – приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.) В то же время, движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Мы хотим представить опыт развития музыкально – ритмических движений в старшей дошкольной группе.
В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движение – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Задачи работы.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Задачи, работы, в соответствии с программой А.И. Бурениной.
1. Развитие музыкальности
воспитание интереса и любви к музыке
обогащение слушательского опыта
развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности
развитие способности различать жанр произведения – плясовая песня, марш.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: на основе танцевальных композиций.
4.Развитие творческих способностей:
развитие умений сочинять несложные плясовые движения
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку
5. Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослым, выполнять все правила без подсказки взрослых
Этапы работы.
Для реализации задач работу условно делим на 3 этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребёнок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.
3-й этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творческих способностей к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
Преемственность. Использование музыкально – ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса.
Ритмические композиции используются не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.
Опытный педагог средствами ритомопластики за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально – ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток. На занятиях природоведческого содержания – творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы.
Так, в бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как её назначение – привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу.
На утренней зарядке необходимо давать детям определённую нагрузку. С учётом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.
На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе, а также как игры.
Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмических композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.
На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых разных вариантах: как вводную часть занятия либо заключительную, в процессе слушания музыки и определения её жанра и т.д. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения.
Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети самостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции. С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выглядеть.
Мы рекомендуем также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему, и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий.
Автор: Павленко Елена Александровна