Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Колокольчик»
Сообщение
«Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду»
Педсовет
«Современные образовательные технологии в ДОУ как средство реализации ФГТ»
Учитель - логопед РаткинаС.Г.
Заикание – это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью, патологическими родами и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит. Поэтому в работе с заикающимися детьми необходим комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода: лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный.
Я использую систему занятий, которая имеет многофункциональный характер:
- обеспечивает коррекцию речи и личности;
- развивает чувство темпа и ритма;
- активизирует память и внимание;
- растормаживает мышечный тонус;
- развивает речедвигательную координацию;
- развивает мелкую моторику;
- формирует навыки грамотной связной речи.
Остановлюсь на некоторых методах своей работы. Наблюдая за ребенком во время приступа заикания можно видеть как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания.Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводит к напряжению новых мышц групп (всего лица, корпуса, рук, ног.) Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемые. Для того, чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими ,то есть говорить без запинок, необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание релаксации.
Умение расслабляться помогает одним детям снять возбуждение и напряжение, другим - сконцентрировать внимание. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и ребенок становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, тоесть воздействовать на их волю и сознание только словом. Я провожу сеанс внушения как особую игру «Волшебный сон». Цель этой игры-упражнения – помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.
Каждое свое занятие я начинаю с упражнения «Волшебный сон», внушение провожу под специальную музыку в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям и легко запоминаются.
Момент релаксации, во время внушения, по заключению специалистов ,является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий. В результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными, что является необходимым условием для исправления речи.
Другое важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и не напряженная артикуляция. У заикающегося в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются . Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании.
Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха, а не умения вдохнуть побольше воздуха. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса. Поэтому на каждом занятии я провожу игры – упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Это « Перекличка животных», «Жуки», «Комарики», «Вороны», «Гуси», «Часы», «Дровосеки». Придумываю игры и сама ,исходя из лексических тем занятий.
Большое внимание в своей работе с заикающимися детьми я уделяю методу синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Иными словами – привлечение к акту речи «второго артикуляционного аппарата человека» - пальцев ведущей руки. Если исходить из гипотезы, что одной из главных причин возникновения речевых судорог при заикании является нарушение внутренней синхронизации речевого цикла, то можно предположить , что с помощью внешней синхронизации можно преодолеть этот дефект. При этом методе коррекции заикания пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги и слова, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла.
Движения пальцев ведущей руки также диктуют речевому аппарату и ритмико-интонационный рисунок фразы. Они помогают справиться и с аритмией, и с отсутствием правильного слияния слов в синтагме, и с искажением интонации.
Эта методика позволяет также решить проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Сначала дети произносят с помощью пальцев ведущей руки отдельные слоги, слова, затем фразы, стихи, рассказы, ведут диалоги. Во время синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки заикание не возникает.
Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. У заикающихся детей характеристики темпа и ритма , как правило, нарушены. Поэтому в свои занятия я включаю работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа речи с целью уменьшение числа и сокращение длительности речевых судорог. Большое значение здесь имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений – ходьба, хлопки, притоптывание. Дети отстукивают ритмы ногами, отхлопывают руками, дирижируют. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи.
Вначале я провожу тренировку послогового ритма в замедленном темпе . По мере овладения навыком темп речи ускоряется. Дети произносят слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова( счет, дни недели), фразы( чистоговорки, считалки, пословицы). На каждый шаг произносится слог, слово.
В этом учебном году наша группа приобрела специальный аппарат для комплексной реабилитации детей и взрослых, страдающих заиканием. Называется он «Монолог». И работа с ним стала еще одним методом моей коррекционной работы Этот аппарат объединяет в себе 4 различных аппарата: корректофон, построенный на эффекте заглушения собственной речи; аппарат «Эхо» осуществляет задержку речевого сигнала от 1 до 650 мсек; звукоусиливающий аппарат позволяющий воспроизводить собственную речь в усиленном режиме; метроном, осуществляющий ритмическую стимуляцию путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 30 до 120 ударов в минуту, чем способствует формированию темпа- ритмических навыков.
Действие этих аппаратов на заикающихся выражается в снижении судорожных проявлений дефекта.
- повышение громкости речи наблюдается при всех видах заглушения;
-возникает разрыв привычной слухоречевой связи;
- зукозаглушение выполняет роль отвлечения от речевого акта.
2. Звукоусиление, как метод устранения заикания был предложен В.А.Раздальским еще в 1965 году . Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости собственной речи.
3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи известен столь же давно как и метод заглушения. Суть его состоит в том, что заикающийся должен говорить нараспев, читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома, чистота ритмических ударов может меняться от медленного темпа до более быстрого. У заикающегося появляется ритмическое дыхание и ритмическая речь. А как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.
4. «Эхо» или эффект отставной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи. Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «Эхо» дает задержку речевого сигнала в диапазоне от 10 до 200 мсек, что в свою очередь улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи, наконец, что пожалуй, является самым важным – способствует формированию навыка речевого самоконтроля.
Заложенные в аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической стимуляции, «Эхо» - будут не только способствовать снижению выраженности судорожного компонента заикания, но и помогут преодолеть некоторые нарушения звукопроизношения, недостатки темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации речи, как при органических так и функциональных речевых расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат поможет овладеть навыками голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, выразительной речи.
Возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции, позволяют осуществлять индивидуальный подход и индивидуальный режим для каждого заикающегося, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.
Литература:
В.И.Селиверстов «Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий». М.: «Владос», 1994
Л.Г.Парамонова «О заикании: профилактика и прелдоление недуга».С – Петербург.: «Детство – Пресс», 2007
А.В.Карпухин «Использование технических средств коррекции речи в работе с заикающимися». Сб. «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых».
М.,МГПИ, 1981
С.В.Леонова «Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников».
М.: Издательский центр «Владос», 2004
Л.З.Арутюнян – Андронова «Как лечить заикание». М.: «Эребус»
И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре». М.: «Просвещение», 1984
Автор: Светлана Геннадьевна Раткина