План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
Цель мастер-класса:
-систематезировать знания о народной кукле
-научить изготавливать одну из разновидностей народных кукол- Вепсскую (Капустку)
Задачи мастер-класса:
- знакомство с историей появления народной куклы, русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.
- пробуждение интереса к народному творчеству, традициям Русского Севера.
- развитие навыков профессиональной деятельности педагога.
Ход:
Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.
1. Приветствие участников семинара.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Сейчас каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.
2. Упражнение «Похвастушки»
Цель упражнения: знакомство участников, сплочение группы.
Участники мастер-класса располагаются по кругу. Первый участник представляется, называя свое имя и добавляет одно из своих положительных качеств, которым он гордится , либо один из своих уникальных навыков.
3.Вступление.
Знакомство слушателей с темой предстоящего мастер-класса, его целью и задачами.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха. (Эльза Попова)
4.Теоретическая часть (использование мультимедиа)
Знакомство участников мастер-класса с историей возникновения обереговых кукол и их разновидностями.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.
Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, предлагаю принять участие в мастер-классе изготовления обрядовой «Вепсской куклы» . Или ещё её называли кукла «Капустка».
5. Технологическая часть:
• Демонстрация готовой обереговой «Вепсской куклы»• Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.
• Пошаговая демонстрация технологических приемов изготовления Вепсской куклы. (Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Можно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.)
Вепсская кукла – олицетворение достатка, сытой и здоровой жизни. Не смотря на отсутствие лица, она как нельзя лучше символизирует замужнюю женщину детородного возраста.
Из чего делают вепсскую куклу? Из лоскутков и обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нитки для путанки (путанка – это моток из этих самых ниток или льняной кудели). Дело в том, что детали вепсской куклы не сшиваются, а стягиваются. Вообще, согласно традициям многих народов, в том числе и вепсского, обереговые куклы создавались без использования колющих и режущих инструментов, ткань обязательно рвалась руками.
Может показаться, что обрывки изношенной одежды в качестве основного материала для создания куклы есть признак скудости, но на самом деле ничего подобного. Это условие было продиктовано ритуалом кровной близости, а ношенная одежда способна сохранять родовую силу, и поэтому воплотившись в кукле, могла передать эту силу молодому поколению, становясь очень сильным оберегом.
Чаще всего для кукольного наряда использовали подолы женских рубах и длинных фартуков, поскольку именно эта часть женского костюма соприкасалась с землей,а земля – один из самых сильных сакральных символов.
Кукла обладает универсальным языком, который понятен всем, от мала до велика, может быть поэтому в наши дни она переживает новое свое рождение. Если хорошо рассмотреть вепсскую куклу можно четко выделить ее особенности.
Голова, ручки и тело символизируют круговорот жизни во Вселенной, триединый мир – небесный, земной и подземный. Пышная кукольная грудь связывается специалистами-этнографами со своеобразным способом материализации земного мира, в котором живет человек, с особым восприятием красоты.
Имена куклам не давали, поскольку по древней традиции озвучить имя означало сделать кого угодно открытым для воздействия злых духов. Куклы оставались немыми, безлицыми и безымянными чтобы охранять своего хозяина или хозяйку от самых разных бед.
Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.
Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".
Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.
Способствует обретению женской силы и семейного счастья.
Для работы нам понадобится:
• лоскут белой х\б ткани 20х20 см
• 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см
• лоскут ткани для косынки
• лоскут ткани для фартука
• синтепон
• х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)
6.Практическая часть
Шаг 1. Изготовление головы куклы. В середину белого лоскута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.
Шаг 2. Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.
Шаг 3. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.
Шаг 4. Соединить детали груди с куклой,
также примотав нитью.
Шаг 5. Готовим заднюю часть сарафана.
Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.
Шаг 6. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем.
Опускаем юбку вниз, вот что получилось.
Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть.
Шаг 7. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью, сделать закреп, нить можно оторвать.
Шаг 8. Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки, перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем, надеваем его также, как любят одевать бабушки.
7. Обсуждение мастер –класса:
вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников.
8. Рефлексия «Волшебный сундучок»
-Дорогие друзья! Мы только что закончили наш мастер-класс. Предлагаю вам выразить своё впечатление о нём одним словом. У нас есть «волшебный сундучок» . В него мы с вами можем положить одно из самых ярких полученных впечатлений и унести его с собой. Предлагаю передавать его из рук в руки и делиться своими впечатлениями , помещая их в сундучок.
Спасибо за внимание. Желаю всем творческих успехов в работе!
Автор: Сабельникова Ольга Владимировна