Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой
Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического развития. Cущественным этапом в формировании психических функций ребёнка является возраст от 3 до 7 лет, когда постепенно развиваются механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности. В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника на занятиях физическими упражнениями необходимо чаще создавать условия для развития наглядно-образного мышления и воображения, которые являются компонентами творческих способностей. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во¬просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест¬вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са¬мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато¬мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра¬боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре¬дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув¬ствительности и пластично¬сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно¬стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на¬чинается развитие. Если созре¬вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син¬хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из воз¬можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созре¬вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис¬пользуются, то есть со¬ответствующие способности не развиваются, не функ¬ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Разрыв во времени между моментом созре¬ва¬ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне¬нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. Именно необрати¬мость про¬цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож¬денности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до¬школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока¬зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно¬стей. С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри¬ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз¬расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна¬вать окружаю¬щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во¬влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире¬нию дет¬ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо¬сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь¬ников более сво¬бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав¬лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо¬димо всячески развивать. В старшем дошкольном возрасте воссоздающее воображение, ребёнок точнее и полнее передаёт действительность, перестаёт путать реальное и фантастическое. Воображение старших дошкольников становится всё более активным. Дошкольное детство также является сенситивным пе¬риодом для разви¬тия творческого воображения. Творческое воображение приближается к творчеству взрослого человека, но продукт творческого воображения не имеет общественно значимой ценности. К возрасту около 6 – 7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда, многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. Ребёнком дошкольником движут эмоции, для него нет слов «надо», «нужно». Он мыслит формами, цветами. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка общих и специальных способностей. А потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5-7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Подведя итог можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно¬стей к творчеству. И от того, насколько были использо¬ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен¬циал взрос¬лого человека. Говоря о способностях нужно помнить, что они развиваются в деятельности. Для развития творческих способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, используя соответствующие средства. В дошкольном возрасте основным средством является игра. Немало важное значение, в развитии творческих способностей, имеют музыка и танец. На мой взгляд необходимо рассмотреть данные средства (игра, танец, музыка) более подробно. В онтогенезе развития человека игре принадлежит важнейшая роль. Возникнув вскоре после рождения ребёнка, игра становится первичным видом деятельности и занимает основное место в его жизни на протяжении 10 – 15 лет. Творческий характер игровой деятельности оказывает разностороннее влияние на развитие детского организма и становится основной причиной сохранения интереса к игре на всём протяжении человеческой жизни. И именно поэтому игры постоянно совершенствуются и развиваются. Игра – самостоятельный вид творческой деятельности, носящий символический характер, обусловленный потребностью к познанию окружающего мира и его активного преобразования. Игровая деятельность – комплексная психомоторная деятельность играющих, направленная на достижение условно поставленных целей, субъективная ценность которых заключена непосредственно в самом процессе игры. Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. Подражательность, имитация играют важную роль не только в младшем, но и в старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, даёт возможность ребёнку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность. В каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Большинство подвижных игр, включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений. Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. А если при этом ещё и музыкальное сопровождение, то это даёт двойной эффект для развития творческих способностей, для повышения эмоционального настроения детей. Поэтому в дошкольных учреждениях стало актуальным использование музыки на занятиях физической культуры в процессе выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Музыкальные игры – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально ритмических задач. Она вызывает весёлое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка. Тем не менее, не только игра имеет важное значение в развитии творческих способностей. Музыкальная деятельность и танец также играют важную роль в развитии творческих способностей. Танец развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т.д. Движения, органически связанные с музыкой, её характером (содержанием), способствуют целостному её восприятию, отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Движения являются средством выразительности; главная цель – развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными. Большинство танцевальных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более чётко выполнять движения. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение. В старшей и подготовительной к школе группах многие упражнения содержат игровой момент – соревнования подгрупп; другие учат детей общаться между собой во время движения. Разнообразные методические приёмы, применяемые при ознакомлении детей с упражнением и во время его разучивания, должны соответствовать общим требованиям музыкально двигательного воспитания – углублять музыкальное восприятие детей, содержательность и эмоциональность их движения, развивать у детей самостоятельность и творческую активность. Подведя итог, следует сказать, что выше перечисленные виды деятельности способствуют развитию творческих способностей, главным из которых является игра, нам важно использовать их в совокупности для наибольшего эффекта.
Автор: Куликова Марина Михайловна