Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр .
К чести природы человеческой должно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно добрых побуждений, но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
В русских селах и городах среди молодежи были широко рапространены народные игры подвижного характера.Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник.В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе , ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем , что игры , как правило , проходили на улице , на свежем воздухе , это способствовало укреплению здоровья .Народные игры являются традиционным средством педагогики . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,бысторотой и красотой движений , проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Фантазия творит игру.
Нормальные дети не живут без игры. Та особенность детства, что, по словам Л. Толстого, состоит в «силе веры», – это способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолетом, конем и т.д. У каждого ребенка – своя воспроизводящая фантазия, которая творит игру. Но она есть непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим, разыгрывающихся по традиционному сценарию, в определенной последовательности. Такие игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих.
Необходимые требования при проведении подвижных игр.Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия её определенной воспитательной задачие. В зависимости от того , какие навыки и умения воспитатель стремиться развить у детей в данный момент , он выбирает игры ,помогающие развитию именно этих навыков. Так , если пред воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе , двигаться на большой площади , то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные , такие как " Гуси - лебеди " , " Филин и пташки ". Если же ставится задача по развитию , например, равновесия у детей , то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения " По тропинке " ," Через ручеёк " и др.
В учебной работе возможны фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные. В физкультурно-оздоровительной работе это утренняя и оздоровительная гимнастика в фольклорном стиле, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы; в активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует соблюдения определенных условий:1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные подвижные игры. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений.
3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми. В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом , который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ( " Зайка беленький сидит " , " По ровненькой дорожке " , и др.)
4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотно использовать фольклорный материал.
5. Выбор игры зависит также от времени года , погоды , температуры ( в помещении или на участке ), одежды детей , имеющегося оборудования и т. д.При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня оно проводится . Подвижные игры разного характера следут сочетать с играми и занятиями , которые имеют место в режиме дня.
6. Следут учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены , лучше провести спокойную , малоподвижную игру , правила которой требуют от них определённого внимания. ( " Где звенит колокольчик ? " , " Пройди тихо " и др. ) Если же дети сидели долго на занятии , им необходимы активные действия . В этом случае нужно выбрать игру , в которой движения разнообразны , часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ( " Мой весёлый звонкий мяч ", " Воробушки и кот " и др.)
Дети активно работают на физкультурных занятиях прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».
Важно организовать физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются различные двигательные задачи.
Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия.Лучше всего подбирать игры , не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям , чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться 2-3 занятия подряд , затем используется новая , а чрез несколько занятий можно , снова возвратится к первой игре.
У младших дошкольников, могут быть, включены в занятия две игры .Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей , несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.
Например , на одном занятии могут быть проведены такие две игры 6 русская народная игра " У медведя во бору " ( где все дети активно бегуют , приседают , где имеется момент ловли , особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей ) и " Найди грибок " ( в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный гриб).
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошколника всегда было и стается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности , сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Практическая часть. Правила игры «Горелки»
В игре учавствует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Играть можно, пока не устанете!
Варианты напевов
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»
или такой вариант
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле:
Ходят грачи да едят калачи.
Птички летят, колокольчики звенят!»
Одна из самых знаменитых детских игр, ставшая «малышовой классикой». Эта игра известна также под названиями «Гуси-гуси Га-Га-Га!» и просто «Гуси»
Правила игры Гуси-лебедиДля игры необходима большая площадка и компания детей от 5-ти человек. Еще интереснее играть компанией 10-30 игроков, поэтому игра хороша для детских садов и массовых праздников..
В начале игры мелом или палочкой очерчивается «гусятник» — дом, в котором живут гуси и где их ждет хозяин.
На другой стороне площадки очерерчивается «поле» — туда гуси уходят гулять.
Между «гусятником» и «полем» рисуется круг — «логово», там будет жить волк.
Далее с помощью считалочки выбирается волк (если ребят много, волков может быть несколько) и хозяин гусей. Остальные становятся гусями.
При игре со взрослыи роль хозяина обычно берет на себя взрослый, он же является ведущим игры.
Хозяин говорит гусям:
— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».
Далее происходит диалог хозяина и гусей:
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите же домой!
— Серый волк под горой, не пускает нас домой.
— Что он делает?
— Зубы точит, нас съесть хочет.
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси растопыривают руки-крылья и летят домой в гусятник, а волк рычит и пытается их поймать. Пойманные гуси из игры выбывают, и игра продолжается. Побеждают те, кто ни разу не попался в лапы волку.
Концовка в этой игре может быть и другой. Когда все гуси пойманы и сидят в логове у волка, хозяин зовет волка попариться в баню.
Волк идет парится к хозяину, изображает что моется, а затем хоязин говоит ему:
— Волк-волкушко, я тебе коровушку брошу!
Хозяин бросает волку палку куда-нибудь подальше, и пока волк за ней бежит, гуси в это время убегают домой к хозяину.
В конце игры можно отметить и похвалить самых ловких гусей, ни разу не попавших в лапы к волку.
Есть ещё несколько вариантов стишков к этой игре:
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Хлеба с маслом?
— Нет-нет-нет!
— А чего?
— Хотим конфет!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Что он делает?
— Зубы точит, съесть нас хочет.
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой не пускает нас домой.
— А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
— Серый волк под горой!
— Быстренько поели,
И полетели, полетели, полетели...!
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну летите, раз хотите.
Только волка берегитесь!
Серый волк под горой
Не пропустит Вас домой!
«Сосед, подними руку».
Игра воспитывает привычку соблюдать правила и внимание к одноклассникам. Играющие сидят или стоят (в зависимости от условий), образуя круг. По жребию выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!». Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положение. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребёнка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он выбывает из игры. Если всё прошло без ошибок, игрок, к которому обращался водящий, меняется с водящим местами.
Автор: Филь Лилия Алексеевна