Главная / По типу материала / Материалы МО

Презентация на тему: Синдром эмоционального выгорания.

Скачать
1.49 МБ, 356839.ppt Автор: Гончарова Ольга Александровна, 20 Мар 2015

К видам арттерапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относятся либропсихотерапия (лечебное чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В. Н. Мясищевым). Библиотерапия начала употребляться как в России, так и в США в 20-е гг. XX столетия, где была создана Ассоциация больничных библиотек. В основе этого вида арттерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.

Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, ро­маны, сказки и т.д.), поэзия (стихи, поэмы).

Отечественный специалист по библиотерапии А. М. Миллер (1975) выделяет три основных направления разработки проблемы библиотерапии:

  • библиоведческое, представители которого считают, что библиотека должна играть роль фактора, только отвлекающего от мыслей о болезни, проблемах, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или группы читетелей;

  • психотерапевтическое, представители в Германии утверждают, что библиотерапия является компонентом психотерапевтического лечения больных и должна осуществляться врачом-психотерапевтом без участия библиотекаря;

  • психокоррещионное вспомогательное направление, в котором участвуют и врач, и библиотекарь. Используется это направление в комплексе с другими средствами коррекции как равноправная часть лечебного процесса.

  • Библиотерапевтический эффект, по А.М.Миллеру (1975), может быть достигнут, если учитываются следующие принципы:

  • адекватность содержания книги характеру проблемы, заболевания, целям психокоррекционного воздействия;

  • доступность содержания и изложения произведения для читателя, пациента;

  • максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуации, с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;

  • позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личностной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепления веры пациента в себя.

  • Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение). При индивидуальном варианте чтение осуществляется по составленному библиотерапевтом плану с последующим разбором прочитанного с читателем или анализом дневника, который ведется в процессе чтения. При групповом обязательно учитывается подбор ее членов по характеру имеющихся проблем, возрасту. После чтения «лечебного» произведения проводится обсуждение, в результате которого может вырисовываться структура межличностных отношений его участников, дела­ются этические выводы на основании прочитанного. Беседы могут записываться на магнитофон для дальнейшего анализа с врачом, психотерапевтом. Библиотерапия является также и лечебно-педагогическим методом, поскольку решает задачи перевоспитания.

    По мнению Ю. Б. Некрасовой, библиотерапия может выполнять несколько функций: диагностическую (анализ литературных художественных произведений пациентом, индивидуальная беседа о прочитанном, дневник); коммуникативную (диалог между пациентом и психологом, построенный по принципу резонанса состояний: желания высказаться, выслушать, объяснить, понять, установка на помощь); моделирующую (предвосхищение успеха, преодоление психотравмирующей ситуации, формирование веры в наличие средств, которые помогут решить конфликт); психотерапевтическую (изменение личностного отношения к своей проблеме пациента, обеспечение выхода из травмирующей ситуации).

    По словам Д. С. Лихачева, соучастие читателя в творческом процессе существенная сторона художественного произведения. Автор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выводу. Происходит своего рода суггестия, когда автор произведения выступает в роли психотерапевта и носителя определенных ценностей. При этом факт суггестии может иметь как опосредованный (т. е. через образ, поступки героя, композицию, основную идею произведения), так и непосредственный характер (через прямые высказывания, суждения, афоризмы автора). Кульминацией библиотерапевтического воздействия является творческая активизация пациента, в ходе которой он готов стать автором собственного произведения, в котором опосредованно излагает свои переживания, личностную проблему, тем самым выходя из нее. В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказко-терапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998 и др.). Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии (Т. В. Вохмянина, 1998; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000).

    Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматиче­скими заболеваниями). Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

    3. Музыкотерапия (МТ) — это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

    Во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С.С.Корсаков, И.М.Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрущин, В. С. Шущарджан) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделяются следующие:

  • регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

  • катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

  • повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

  • облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

  • —активизация творческих проявлений.

    Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой

    формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной, активной, интегративноп музыкотерапии.

    Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что пациент в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной МТ выделяются два вида: музыкопсихотерапия, му-косоматотерапия.

    Музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. В свою очередь, это направление обеспечивает психокоррекционное воздействие в трех направлениях: коммуникативном (установка контакта психолога, психотерапевта с пациентом); реактивном (достижение катарсиса, очищения от наслоившихся болезненных отрицательных состояний в процессе музыкального восприятия);регулятивном (снятие нервно-психического напряжения, релаксация). Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.

    Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых «музыкальных снов», представляющих собой вариант недирективной медитации. После прослушивания разных по характеру музыкальных произведений совместно с пациентом проводится беседа о содержании того, что «снилось». Анализ образов, возникших у человека (ребенка), может показать его состояние, а затем динамику лечения и коррекции психоэмоци­онального состояния.

    Другой формой музыкально-коррекционного, лечебного восприятия может быть музыкально-образная медитация, основанная на благотворном воздействии на психоэмоциональное состояние пациента слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. В этом случае слушатель, как считает В. И. Петрушин, переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человева. При этом возникает невербальное диалогическое общение, к которому подходит описание метода терапии, центрированной на пациента, разработанного в концепции гуманистического подхода К. Роджерса.

    Музыкосоматотерапия ставит целью обеспечивать лечебное воздействие непосредственно на тело человека. Она может быть зональной, когда осуществляется воздействие музыкой на определенную область, орган тела (В. А. Гуськов); аппликационно-точечной музыкотерапией, направленной на лечение и коррекцию функ­ционального состояния измененных меридиальных систем тела человека (В. С. Шущарджан). Использование музыкосоматотерапии осуществляется только после диагностического обследования пациента, выявления функционального состояния определенного органа или состояния «сигнальных точек» меридианов, которые показывают изменение его активности, функциональное нарушение.

    Музыкальное воздействие может осуществляться в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ «Антистрессовая», «Бронхиальная астма» и др., которые помогают в лечении соответствующих соматических заболеваний. При аппликационно-точечной музыкотерапии воздействие музыкой проводится с помощью микронаушников, которые отходят от любого звукопроизводящего устройства: магнитофона, музыкального центра, плеера, синтезатора и т. д.

    Активная музыкотерапия предполагает активное включение пациента (ребенка) в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия). Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого пациента (ребенка), получающего возможность выразить себя, свое непосредственное эмоцио­нальное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

    Зарубежные представители данного направления музыкотерапии (Г.Алвин, У. Коффер, Г. Огтф, П. Нордофф, К. Роббинс) отмечают особую его значимость для использования в лечебных, коррекционных целях в работе с детьми с разными проблемами в развитии.

    Активная музыкотерапия во всех ее вариантах помогает формировать у пациента оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение. Активная музыкальная деятельность (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении.

    Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта:

  • коррекция психоэмоционального состояния (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин);

  • лечебно-оздоровительная направленность пения (В. С. Шушарджан, А. И. Попов, Е. В. Макаров).

  • Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является повышение резервных возможностей организма человека, коррекции нарушенных функций.

    Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения, состоит из специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов, а также из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические возможности человека. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Ле­мешев, П. Г. Лисициан и др.).

    С. В. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а

    Коррекция психоэмоционального состояния средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповой (хор, ансамбль) формах. Положительная реконструкция психоэмоционального состояния средствами пения проводится на сеансе вокалотерапии.

    Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера. Для подростков и взрослых это могут быть как песни Э. Колмановского и К. Ваншенкина «Я люблю тебя жизнь», Б. Окуджавы «Давайте восклицать» и др., так и специальные вокальные формулы самовнушения, оказывающие положительное воздействие на мироощущение человека. Формулы песенного самовнушения нацелены на то, чтобы сформировать в пациенте такие принципы отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формировали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни. Направленность песен-формул может быть разнообразной: формула «психологической устойчивости», «расслабления и успокоения», «защиты от беспокойства и плохих мыслей», «радости» и т. д. Каждая формула в процессе пения повторяется несколько раз с транспонированием на полтона вверх и может сопровождаться хлопками и притопываниями.

    Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, хореотерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности пациента под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления — кинезитерапии.

    Болгарские ученые Л.Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков, впервые использовавшие термин «кинезитерапия», отнесли ее к неспецифически действующим терапевтическим факторам и определили, что различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

    4. Формы движений, применяемые в коррекции, могут быть различны. Танец —это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.

    Положительный эффект использования танцетерапии, двига­ельных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.). В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Факт взаимодействия эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса отме­чал в своих исследованиях еще известный физиолог В. М. Сеченов.

    Использование движений в коррекции психоэмоциональных со­стояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

    На методе физических действий строится также система К. С. Станиславского. Актер может вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимые физические дейст­\вия. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакт в групповом танце.

    6. Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.

    Основателем метода ритмической гимнастики является швейцарский педагог, композитор Э. Жак-Далькроз (1865-1950), который выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. А позже, в 1926 г., в России на се основе создается лечебная ритмика. Регулятором движений Э. Жак-Далькроз сделал музыку, поскольку именно в ней имеется идеальный образец организованного движения. Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением.

    Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечное сокращение языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; одновременная стимуляция мыщц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

    Отечественные ученые, врачи (Г. И. Шипулин, 1928; В. А. Гиляровский, 1928) обращали внимание на благотворное влияние коррекциониой ритмики, при этом отмечали, что ритмические упражнения оказывают положительное воздействие особенно на детский коллектив с повышенной возбудимостью. Пионером введения рит­мики в систему лечения взрослых и детей в нервно-психиатрической клинике явился профессор В. А. Гиляровский. Он отмечал, что коррекционная ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности процессов центральной нервной системы, активизацию деятельности лимбической системы. Использование коллективного начала занятий ритмикой в системе коррекционной работы с душев­нобольными и детьми с нарушением речи удалось В. А. Гринер.

    Особенностью коррекционно-ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, как отмечали В. А. Гринер, И. С. Самойленко, Н. А. Власова, А. Флоренская, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова и др., если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции — такие, как внимание (концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную). Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.

    Одной из современных методик, относящихся к кинезитерапии, является психо гимнастика (М.И.Чистякова). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Психогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально-эмоцио­нального воспитания в США (А. Верон, 1983). Основная цель психогимнастики — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами И поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

    В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и в процессе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять.

    здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у де­тей.

    Интегративная музыкотерапия (ИТМ) — это вид музыкотерапии, сочетающий в своей методологии подходы рецептивной и активной MТ

    Основной целью интегративной музыкотерапии является коррекция как психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, так и повышение резервных возможностей организма в целом.

    Коррекция психофизиологических процессов основана на использовании современных музыкотерапевтических методов и технологий музыкосоматотерапии: рефлексомузыкотерапии, аппликационно-точечной музыкотерапии. В этом случае осуществляется интеграция физиологии, рефлексотерапии, музыкознания. Это направление достаточно широко используется в клинической практике, а в системе помощи детям с проблемами она делает первые шаги. Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется при ИТМ на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия;

    музыкацветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом), музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение»
    Автор: Гончарова Ольга Александровна

    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    презентация Презентация на тему: Синдром эмоционального выгорания. Гончарова Ольга Александровна 20 Мар 2015
    презентация Синдром эмоционального выгорания. Как не сгореть на работе. Воскресенская Анна Викторовна 20 Мар 2015
    презентация, документ Синдром эмоционального выгорания Палагина Валентина Владимировна 20 Мар 2015
    документ Формы и методы избежания эмоционального выгорания на работе Демочко Елена Степановна 20 Мар 2015
    презентация Презентация для воспитателей "Профилактика синдрома эмоционального выгорания" Ивашова Марина Анатольевна 21 Мая 2015
    презентация, документ Профилактика эмоционального выгорания у педагогов Дрёмина Татьяна Владимировна 20 Мар 2015
    презентация Особенности эмоционального выгорания педагогов ДОУ Попова Светлана Николаевна 30 Мар 2015
    презентация Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Токаревских Виктория Викторовна 31 Мар 2015
    презентация, документ Психологическая профилактика эмоционального выгорания педагогов Тишина Наталья Васильевна 4 Апр 2015
    презентация Профилактика эмоционального выгорания педагогов Тишина Наталья Васильевна 4 Апр 2015
    презентация Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Фаюрушина Лилия Салаватовна 19 Янв 2016
    презентация, документ Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Опыт работы с коллективом. Султанова Мадина Равилевна 17 Фев 2016
    презентация Профилактика эмоционального выгорания преподавателей и студентов Соколова Наталья Анатольевна 7 Апр 2015
    презентация, документ Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Тимофеева Лидия Владимировна 5 Апр 2015
    презентация Что такое синдром эмоционального выгорания? petrenko natasha 1 Апр 2015
    документ Презентация "Синдром эмоционального выгорания педагога" Рудакова Елена Аркадьевна 29 Апр 2015
    презентация Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального истощения (выгорания) Кутепова Наталия Валериевна 3 Мая 2015
    презентация Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального истощения (выгорания) Кутепова Наталия Валериевна 21 Авг 2015
    разное Диагностика уровня эмоционального выгорания Осипова Анастасия Владимировна 7 Фев 2016
    документ Занятие с элементами тренинга направленное на профилактику и предупреждение эмоционального выгорания Чокова Лиана Игоревна 20 Мар 2015
    документ Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов". Идрисова Милауша Галимзяновна 20 Мар 2015
    документ Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ» Доброжанская Татьяна Олеговна 30 Мар 2015
    документ Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" Шишкина Ирина Евгеньевна 31 Мар 2015
    документ Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Кузнецова Елена Владимировна 31 Мар 2015
    документ Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» Понасийская Ольга Владимировна 7 Дек 2015
    документ Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания» Постульгина Наталья Владимировна 9 Апр 2015
    документ Занятие-практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания» шилова кадрия ирековна 4 Апр 2015
    документ Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Воложанина Юлия Павловна 4 Апр 2015
    документ Статья на тему: «Особенности Копинг - стратегий воспитателей дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем эмоционального выгорания» Федорова Наталия Валерьевна 6 Мая 2015
    презентация Презентация для воспитателей "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов" Ивашова Марина Анатольевна 20 Апр 2015
    презентация Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа Усольцева Елена Алексеевна 20 Мар 2015
    презентация, документ Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях. Фараева Татьяна Александровна 20 Мар 2015
    презентация Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду Долгих Елена Леонидовна 30 Мар 2015
    презентация Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы "эмоционального выгорания" педагогов в детском саду. Пярлайтине Елена Николаевна 30 Мар 2015
    презентация, документ Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания" Матвеева Татьяна Сергеевна 1 Апр 2015
    презентация, документ Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания» Коробцева Елена Владимировна 15 Окт 2015
    разное Презентация педагогического опыта по теме"Развитие эмоциональной культуры педагога как одно из условий профилактики эмоционального выгорания" Стрижова Виолетта Юрьевна 8 Апр 2015
    документ Синдром эмоционального выгорания Чокова Лиана Игоревна 20 Мар 2015
    документ Синдром эмоционального выгорания Титойкина Елена Анатольевна 31 Мар 2015
    документ профилактика эмоционального выгорания Ондар Чечена Базыровна 26 Окт 2015