Главная / По типу материала / Дополнительное образование

Солнце в каждом из нас.

Скачать
76 КБ, 511438.doc Автор: Дубинина Нина Владимировна, 21 Мар 2015

Солнце в каждом из нас

"Творить - жить дважды!" А. Камю

Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после.

Надо довериться бессознательной области души ребенка, в этом заключается мудрость творчества, не надо "торопить" чувство мыслью. Накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально - слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Музыкальная культура, по сути, может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего, своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творчеством развивается способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее. Когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского "Я".

Важно, чтобы в творческом музицировании, играя на инструментах, ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя.

Задача педагога - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус.

Общение с друзьями, возможность музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг.

Занятия в оркестре - импульс для достижения этих целей. Творческим лидером должен педагог. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. Для многих этот вид музыкальной деятельности являлся средством самоутверждения, духовно-творческого искания.

Занятия в оркестре закладывают в воспитанниках основу культуры, позволяют создавать коллектив увлеченных, влюбленных в творчество детей. Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.

Дополнительное образование предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Развитие творческой жилки в ребенке.

Д. Кабалевский писал: «… развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, … активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев» Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки - все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Культура творится не одним человеком. Она есть достояние многих людей, духовно объединенных между собой. Каждые двое друзей образуют в своем общении известный культурный уровень и создают известные культурные содержания. Люди не случайно объединяются друг с другом: их влечет друг к другу сходство интересов; из этого сходства возникает общение, длительное общение увеличивает взаимное подобие, и если общение носит творческий характер, то крепнет взаимная связь. Эта связь закрепляется традицией, передающейся из поколения в поколение. Так постепенно возникает единая и общая культура. Оркестр русских народных инструментов соединяет детей, родителей и педагогов. Коллектив - дружная семья со своими традициями, и это не преувеличение. Они вместе отмечают праздники, вместе выезжают на концерты и конкурсы. В этом 2011 году оркестр русских народных инструментов отмечает 35 летие со дня основания. Руководит оркестром все эти годы «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» Раиса Александровна Михайлова. За весомый вклад в эстетическое и нравственное воспитание детей оркестр удостоен звания «Образцовый детский коллектив» еще в 1990 году и подтверждает это звание каждые пять лет.

От педагога требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей. Музыкальные способности выявляются постепенно, в процессе обучения.

В оркестре умелая организация урока, продуктивное использование каждой минуты, продуманное планирование. Какие-то разделы программы решаются незаметно, как бы, между прочим, не требуя особого времени, для других – педагог обязан отводить специальное время, хотя и не на каждом уроке.

Основная задача педагога – народника, как и любого другого педагога любой другой специальности, научить детей чувствовать, - слушать – переживать музыку, пробудить интерес и, в дальнейшем, любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

Первичные навыки оказывают громадное влияние на всё последующее развитие воспитанника. Поэтому педагоги вырабатывают у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля, в оркестре это особенно важно потому, что воспитанник должен слышать не только себя, но и партнера.

Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть дифференцированы.

Сочетание показа на инструменте с пояснениями является наилучшей формой классной работы, стимулирующей воображение, интерес, внимание и активность.

Из книги отзывов: «Нет слов, чтобы выразить свое восхищение от полученного удовольствия при прослушивании концерта. Слаженность оркестра, одухотворенность детей, дисциплина! Просто замечательно, интересно! Спасибо Вам, уважаемый мастер своего дела, Раиса Александровна!».

Мы привыкли к тому, что слово подвиг, связано с войной. В первоначальном смысле этого слова – «по – двиг» означает движение по пути нравственного самосовершенствования, неутомимое движение к идеалу. Сколько же сил, самопожертвования и терпения необходимо человеку для воплощения в жизнь грандиозных задач? Хватит ли мужества, не остановится на половине пути? Профессионализм педагогов оркестра – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего потенциала. Вся их работа, прежде всего, направлена на детей. Они обладают коммуникативными качествами, стремятся к партнерским отношениям со своими воспитанниками, владеют знаниями и методиками обучения. Это серьезная работа. Добиться полной ансамблевой слитности сложно, это ни один год работы, но постепенно оркестранты приобщаются к культуре исполнительства, обретают навыки сценического поведения. Дети имеют возможность радостного соприкосновения с великолепными музыкальными произведениями.

Раиса Александровна, обладающая одаренностью, доброжелательностью, огромным терпением и высоким профессионализмом в работе с коллективом, создала творческую атмосферу. Диапазон творческих устремлений очень широк. Она придает особое значение не только специфически музыкальным, жестовым и мимическим взаимодействиям, но и профессионально – личностному направленному речевому взаимодействию между участниками педагогического процесса, включая и родителей. Тем самым, обеспечивая завершенность отдельных актов процесса творчества и укрепляя психическую норму учащегося, способствуя воспитанию именно сознательной творческой дисциплинированности. Несомненно, важность актуализации автором проверенного временем и подтвержденного психологической наукой социально-педагогического принципа «ведущий – ведомый», который применен не только в отношениях между социально и профессионально зрелым, опытным педагогом и становится личностью, но и в отношениях между более и менее опытными в коллективной музыкальной деятельности воспитанниками. Позиция реального «учителя» обеспечивает развитие очень важного для современного человека качества – способности к непрерывному самообучению.

Оркестр выпускает профессионально подготовленных музыкантов, и они поступают в музыкальные высшие учебные заведения. Музыка становится их профессией. Они преподают, и несут свет музыки другим. Так, Е. В. Желинский – воспитанник оркестра, сначала закончил консерваторию по классу балалайки, затем аспирантуру, 2010 году закончил композиторское отделение консерватории им Н. А. Римского – Корсакова с отличием, преподает в консерватории.

Владимир Фоминских является воспитанником оркестровой студии с начала 90 годов прошлого века.

Он начал своё обучение как баянист, но позже вдобавок к баяну увлёкся балалайкой. Любовь к этому инструменту повлияла на жизненный выбор юного музыканта. После окончания обучения во Дворце детского (юношеского) творчества он поступил в музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова в класс Копова Вл. Н. Высшее образование он получил в Санкт-Петербургской академии (университете) культуры и искусств. За эти годы Владимир был участником различных ансамблей и оркестров, работая при этом в лицее №587 преподавателем по классу балалайки. Квартет струнных народных инструментов «Каприз» является детищем Владимира Фоминских и его супруги Юлии. Ансамбль принимает активное участие в благотворительных мероприятиях для детей, инвалидов и ветеранов, проводимых Общественным Благотворительным Движением «Большая Медведица». В мае 2007 года ансамбль был единственным коллективом, представлявшим Россию на Гала-концерте X Международного фестиваля песни и танца «Славянский венок» (г. Таллинн, Эстония). В марте 2009 года ансамбль «Каприз» принял участие в III фестивале музыки А. Пьяццоллы (г. Барнаул) и стал дипломантом и обладателем специального приза.

Педагогами пришли работать и в ДДЮТ бывшие воспитанники Раисы Александровны: Петрова К. В., Мальчукова С. В. – студентка университета Культуры и Искусств, Шурова Н. М. - студентка Санкт – Петербургской консерватория им. Римского-Корсакова, Майская С. В. концертмейстер с высоким уровнем профессионализма. Джансузян Г. К. преподаватель сольфеджио и фортепиано, Лебешева С. Т. концертмейстер и преподаватель фортепиано.

С 2003 года систематически проходят творческие встречи студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (кафедра инструментального исполнительства) педагогов и учащихся оркестра ДДЮТ. Организатор сотрудничества – лауреат международных и всероссийских конкурсов, выпускник оркестра ДДЮТ, профессор консерватории и педагог оркестра ДДЮТ – Е.В. Желинский. Встречи позволяют пробуждать интерес и приобщать подрастающего поколения к музыкальному искусству, к культурным традициям предыдущих поколений. Они способствуют расширению кругозора в области музыкального искусства, передаче исполнительского опыта через восприятие и осознание музыки в исполнении профессионалов.

Педагог оркестра ДДЮТ, Е.В. Желинский является автором оригинальных инструментовок и обработок для русского народного оркестра. Специально для оркестра ДДЮТ Е.В. Желинским были выполнены следующие инструментовки: П.Чайковский «Романс», американская народная песня «Бубенчики», С. В. Рахманинов «Итальянская полька», русская народная песня «Калинка». Светлана Мальчукова сделала инструментовки к произведениям Эдварда Грига «Смерть Озе» и «Танец Анитры». Тесные творческие связи между оркестром и СПбГУКИ существуют уже более 15 лет. Член союза композиторов, профессор СПбГУКИ – И.А. Цветков предоставил право первого исполнения и подарил оркестру ДДЮТ рукопись своего произведения – «Лезгинка». Оркестром разучены следующие произведения И.А. Цветкова: марш «Здравствуй и прощай», «Интермеццо», «Баллада», «Русский перепляс».

Только за 2009 год оркестр подготовил к концертам четыре новых произведения - «Сельская кадриль», «Кнопочки баянные» ноябрь, М. Глинка «Свадебная песня», С. Рахманинов «Полька». Коллектив оркестра - обладатель международных премий Российских конкурсов.

Только за последние три года он стал обладателем дипломов лауреата Международных конкурсов «Окрась мир звуками» и «Звуки и краски мира», Международного детского музыкального конкурса «Терем “ Ок», городского конкурса исполнителей на русских народных инструментах. На VI Международном музыкально-художественном фестивале «Окрась мир звуками» оркестр удостоен дипломов «За сохранение жанровых традиций» и «За сохранение русских национальных традиций». Не только оркестр имеет престижные дипломы, но и солисты: Веселова Ольга, Потапова Мария, Яковлева Ольга, Тарановский Алексей, Киселев Александр, Яковлева Мария, Кукель Галина. Дипломами награждены концертмейстеры оркестра Джансузян Г. К., Лебешева С. Т., Майская С. В. В 2009 году коллектив награжден премией «Невский ангел» и Дипломом в номинации «Искусство».

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Обязательным условием понимания специфики народной инструментальной музыки является изучение народных музыкальных инструментов, история становления и развития которых неразрывно связана с развитием инструментальной музыки и музыкальной культуры народа в целом. Народные музыкальные инструменты, являясь своеобразным средством выразительности передачи мыслей, эмоций и чувств, отражают определенным образом реальную действительность в специфической форме.

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей.

Народно-инструментальное исполнительство требует определенных навыков, знаний, опыта и вызывает необходимость обучения, а также постоянного самосовершенствования.

Одним из важнейших элементов народно-инструментального исполнительства является звуковая палитра. Народная инструментальная музыка - составная часть духовной культуры своего народа.

Она тесно связана с его бытом, укладом жизни, национальными традициями, его историей, с его целостным представлением о прекрасном, системе символов добра и зла, любви и ненависти и т.д. Она развивалась в тесном контакте с другими видами народного искусства, которые отразились во всем комплексе бытования и развития народного художественного творчества.

Исполнительство на народных инструментах является одним из жанров, как народного художественного творчества, так и профессиональной музыкальной культуры. Каждый напев, мелодия, воспроизводимые на инструменте, содержат информацию, посредством которой можно понять закономерности развития культуры народа в целом. В процессе музыкальной деятельности, где в качестве исходного материала представлены лучшие образцы русского народного музыкального искусства, возникает ситуация поиска самовыражения.

Народно-инструментальное исполнительство - это очень важная составная часть музыкальной культуры народа. Ряд свойств народно-инструментальной музыки, таких как традиционность, коллективность роднят ее с фольклором. Методы бывают разные. Можно разделить их на словесные (объяснения, рассказ, беседа); практические (обучение игры на инструменте), наглядные (показ проигрывание, оформление плакатов, стендов и т. п.). Каждый руководитель, в зависимости от степени овладения теми или иными методами, от личного восприятия, предпочитает использовать свой определенный набор методов.

Воспитательная работа в оркестре может проводиться по двум направлениям. Одно из них — это синтезированная воспитательная работа, включающая в себя беседы, рассказы, лекции на темы об ответственности, дисциплине, о необходимости регулярного посещения репетиций, о культуре поведения, этике и эстетике. Эта работа проводится постепенно. Другое направление связано с музыкально-образовательной работой, которая является основой педагогического процесса. В этом случае воспитание осуществляется через обучение и образует вместе с ним единый педагогический процесс. Оба направления связаны друг с другом как по формам и методам организации и проведения, так и по своей конечной цели — подготовке музыкально образованного, нравственно воспитанного оркестранта. В работе учитываются наиболее целесообразные методы воспитательной работы с учетом возрастного состава, уровня специальной подготовки, степени развитости художественного мышления, эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к искусству у участников и с учетом тех задач, которые стоят в данный период перед оркестром.

Например, на первом этапе музыкально-образовательная и воспитательная работа с оркестрантами должна преследовать цель пробудить или поддержать у них интерес к занятиям. Цель эта сложная. Но ее достижение во многом облегчается тем, что большинство участников приходят в оркестр как раз из-за возникновения у них интереса к народному инструментальному творчеству. Задача руководителя всячески развивать и укреплять этот интерес. Для этого необходимо с первых же занятий вовлечь оркестрантов в этот мир большой музыки, сформировать у них определенные представления о ней. В данном случае руководителю следует объяснить, сделать анализ предлагаемой музыки (лучше программной), дать характеристику основных образов, исторических событий, положенных в основу сочинения и т. п. Такой путь приобщения к музыке, который помогает слушателям представить реальные явления, события, картины, образы, весьма эффективен.


Автор: Дубинина Нина Владимировна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное неделя психологии " В каждом из нас солнце" Калинина Екатерина Григорьевна 20 Мар 2015
документ Солнце в каждом из нас. Дубинина Нина Владимировна 21 Мар 2015
документ «Чайка, живущая в каждом из нас. Р.Бах» Царева Ирина Викторовна 20 Мар 2015
документ Социальный проект "Доброта живет в каждом из нас" Курпитко Марина Борисовна 20 Мар 2015
документ «Невыдуманный Джонатан – Чайка, который живет в каждом из нас» Ротарь Раиса Васильевна 20 Ноя 2015
документ Эссе на тему: "Чайка, которая живет в каждом из нас" Хузин Флорит Салихзянович 17 Фев 2016
документ Спортивный праздник "В каждом рисунке солнце" Евстюкова Оксана Анатольевна 31 Мар 2015
документ Урок- творческая мастерская "В каждом человеке солнце" Олейник Евгения Александровна 31 Мар 2015
документ Творческая мастерская «В каждом человеке солнце, только...» Страмоусова Елена Витальевна 5 Апр 2015
презентация Презентация проекта "Великая Победа в каждом из нас" (совместный проект по изучению подвига своих предков во время ВОВ дошкольников и родителей) Мещерякова Гульгуна Нурисламовна 24 Янв 2016
документ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по теме «Актуальность моей будущей профессии» В каждом из нас живет восторженный ребенок, который верит в чудеса и просто обожает праздники и сладости. И, наверное, каждый в глубине души мечтает хотя бы н Панкратова Галина Викторовна 20 Мар 2015
документ «В каждом есть солнце, только дайте ему светить!» Cветлана Николаевна Белова 20 Мар 2015
документ «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Зубкова Наталья Федоровна 20 Мар 2015
документ В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить. Худобердина Н.Д. 1 Апр 2015
документ «В каждом человеке - солнце. Только дай ему светить!» Байбикова Дамира Хасановна 1 Апр 2015
документ В каждом человеке солнце, только дайте ему светить ( мастер - класс) Лушина Елена Михайловна 5 Апр 2015
документ Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания Гооге Татьяна Петровна 1 Апр 2015
документ Музейная педагогика в детском саду.      Главной целью программы «Мир памяти человека» является:    Программа состоит из 8 взаимосвязанных тематических блоков, в каждом из них по 3-5 занятий, которые состоят из трех ч Малинина Тамара Владимировна 31 Мар 2015
документ Конспект НОД в средней группе "Солнце вышло из-за тучки" Симошкина Оксана Анатольевна 30 Мар 2015
разное Ханты-мансийская сказка из повести Ю.Шесталова "Когда качало меня солнце" ( в пересказе) Мурзак Елена Филипповна 30 Мар 2015
документ Лидер должен быть в каждом подростке Лидер должен быть в каждом конкретном подростке Толстая Наталья Ивановна 19 Апр 2015
разное Группа "Звери", песня "Солнце за нас" РЫБАКОВА ЕЛЕНА РОБЕРТОВНА 16 Окт 2015
разное Проект "Далеко ли от нас солнце?" Страхова Марина Михайловна 20 Ноя 2015
документ "Из года в год, из класса в класс ведет неслышно время нас" Агафонова Инна Александровна 1 Апр 2015
документ "Из года в год, из класса в класс ведет неслышно время нас" Агафонова Инна Александровна 6 Апр 2015
документ "Из года в год, из класса в класс ведет неслышно время нас" Агафонова Инна Александровна 6 Апр 2015
презентация Экологический проект в подготовительной группе " Кто из нас из овощей, и полезней и нужней?" Ребезова Юлия Анатольевна 23 Ноя 2015
видео Видеоролик из фотографий - Пусть всегда будет солнце! Сухих Наталья Сергеевна 1 Апр 2015
документ Статья "В каждом ребёнке дар" Киселёва Галина Николаевна 21 Мар 2015
документ Статья "Радость в каждом сердце" Оксана Викторовна Волкова 21 Мар 2015
документ Спортивный танец "В каждом маленьком ребенке" Михеева Елена Леонидовна 31 Мар 2015
аудио В каждом маленьком ребенке Козлова Наталия Юрьевна 31 Мар 2015
аудио В каждом маленьком ребенке... Минченко Ирина Сергеевна 31 Мар 2015
аудио Детские песни В КАЖДОМ МАЛЕНЬКОМ РЕБЕНКЕ Куликова Елена Валерьевна 31 Мар 2015
аудио В каждом маленьком ребёнке.. Шипулина Людмила Юрьевна 31 Мар 2015
аудио В каждом маленьком ребёнке... Степура Александра Вильямовна 31 Мар 2015
аудио В каждом маленьком ребенке Ушакова Ольга Юрьевна 31 Мар 2015
аудио в каждом маленьком ребенке Агапова Валентина Ивановна 4 Апр 2015
документ Доклад "Статуя есть в каждом камне" Ситдикова Венера Надиловна 7 Дек 2015
документ В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ Семилетова Евгения Викторовна 31 Мар 2015