Формирование творческой личности
Формирования творческой личности
Декоративно-прикладное искусство – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек. Чувашский край богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В ней наиболее широко и масштабно реализованы его таланты. Причина моего особого внимания к этой области народного творчества связана с тем, что она является одним из древних и распространенных способов орнаментации тканей. В настоящее время вышивка потеряла свое первоначальное значение, но еще продолжают жить в народе и в своей неповторимой художественно-образной форме служат эталоном красоты, предметом удовлетворения эстетических потребностей, а также украшением народного костюма.
Я хочу отметить, что недостаточно развито народное декоративно-прикладное искусство, мало используется на уроках технологии, т. е. проявляется отсутствие целенаправленного формирования интереса к его традициям и необходимых педагогических условий – это и есть актуальность моего исследования.
Что может сделать школа с целью сохранения и возрождения традиционной чувашской вышивки?
В Законе РФ «Об образовании» особо отмечено, что при составлении учебной программы по технологии дается возможность включить национально-региональный компонент. В 5-ых классах при изучении темы «Рукоделие» рассматривается чувашская вышивка. Девочки знакомятся с историей чувашской вышивки и выполняют практическую работу по простым и орнаментальным швам. Результатом являются салфетки. - показать салфетки
В 6-ых классах рассматривается тема «Национальный костюм – как народное понятие о красоте его функций. Вышивание (тере терлени). Из истории. Роль вышивки в национальном костюме (одежда девочек, Одежда незамужней женщины, одежда замужней женщины). Национальный костюм рассматривается по этническим группам, начиная с одеяния чувашской женщины 18 века (Панно по гравюре И. Г. Георги) стр. 176 «Чувашская вышивка» Е. Н. Жачевой) до современных стилизованных костюмов. И выполняется практическая работа «Вышивание поясных украшений».- показать поясное украшение
На уроках с 8-ми классами выполняем работы по составлению эскизов, распределение цветов и заполнение узора стежками.- показать вышивки для миниатюры. Девочкам нравится выполнятьработы, используя чувашскую традиционную вышивку. Нельзя сказать на все 100 процентов. Есть желающие заниматься вышивкой после уроков. С двумя девочками из 8а класса вышиваем полотенце, из 8б – скатерть. То есть личностно–ориентированный подход помогает приобщать детей к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов.
«Программа развития образования в ЧР» и Президентская программа «Новая школа» призваны обеспечить активное и полноценное включение обучающихся в экосистему, социальную и культурную среду. Это подразумевает изучение, знакомство с историей народной культуры. [135. С.З]
Научность, концептуальность, обоснованность выдвигаемых идей
Технологичность и практическая направленность опыта
Сегодня мы с вами не только знакомимся с искусством наших мастеров, но и сами выступим в их роли. В качестве объекта труда берем салфетку, выполненную в технике национальной вышивки. Перед нами задача. Как обработать край салфетки?
1 способ. Проще всего, купить бахрому и пришить.
2 способ. Можно подшить.
3 способ. Можно обработать мережкой - шурă чăнтăр. Стр. 100.Использовалась для украшения подолов и рукавов рубах, плясовых платков, концов сурпанов, сарă и других изделий.
Мастер-класс по слайду.
4 способ. Можно оформить в виде треугольников. Стр. 164
Мастер-класс – оформление треугольников. Я показываю.
5 способ. Будет еще интересней, если заготовить вот такие кругляшки. Стр. 162.
Мастер-класс – оформление кругляшек. Я показываю.Необходимо иметь нитки крепкие – основа (45ЛЛ) длиной 40-45 см, стержень от ручки шариковой (раньше использовали гвоздь), нитки цветные (я использовала шерстяные для вышивания). Основа накладывается на стержень, конец стержня и конец основы на одном уровне – для удобства наматывания. Конец наматываемой нитки прижимаем большим пальцем правой руки к стержню. Большим и указательным пальцами левой руки наматывается цветная нить на стержень с ниткой снизу вверх от себя. Необходимо следить за натяжением нитки. Туго наматывать, трудно снимать со стержня. Слабо – будет некрасиво. Затем, придерживая намотанную нить правой рукой, уравниваем концы основы Завязать их между собой дважды. Получился кругляшек и два конца нитки основы. На эти концы нанизываются бисеринки, и пришивается к краю салфетки.
Такими кругляшками чувашские женщины – вирьялки раньше украшали головной убор, то есть концы сурпана. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).
Возможно, вы найдете применение треугольникам и кругляшкам не только в оформлении салфеток, но и других изделий.
Вывод: Декоративно-прикладное творчество является выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям и в то же время «хранит и передает» традиции народной педагогики, которые направлены на развитие детского, декоративного творчества.
Б. М. Неменский в своей работе «Мудрость красоты» подчеркивал, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа». Искусство родного края тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро почувствовано. Не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Поэтому, я считаю, что вся моя работа направлена на решение проблемы формирования творческой личности через декоративно-прикладное искусство, что в свою очередь способствует сохранению и развитию национальной культуры.
Творческих Вам успехов в воспитании творческих личностей.
Автор: Тимофеева Галина Арсентьевна