Сочинение сравнительного характера по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»
Сочинение сравнительного характера
по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»
Цели: - подготовить к сочинению повествовательного характера с
использованием диалога как средства речевой характеристики героев;
-сформировать умение составлять сравнительную характеристику героев картины на основании их внешности, жестов, мимики и особенностей речи;
- повторить сведения о разговорном стиле и актуализировать их в определенной речевой ситуации;
- закрепить знания о диалоге;
- обогатить фоновые знания учащихся о национальных традициях и обычаях, связанных с частью культуры русского народа – охотой.
1. Культуроведческий комментарий.
Сегодня будем говорить о картине, на которой изображена сценка из жизни охотников 19 века. Охота – значительная часть быта народа, его культуры.
Из истории охоты.
Охота возникла много тысяч лет назад. Она давала нашим предкам полноценную пищу и теплую одежду, воспитывала отвагу и стойкость, т.е. было основной формой деятельности и главным источником существования. Когда же появилось животноводство, охота утратила свою прежнюю роль. Богатые и знатные люди занимались охотой не для получения средств к пропитанию, а для забавы, удовольствия, из прихоти.
Охота была одним из страстных увлечений древнерусских князей. Они выезжали на охотничьи утехи с многочисленными дружинами, в народном одеянии, проводили в полях и лесах целые недели, шумными пирами отмечали удачи.
Видов охот было много, но со временем особенно популярной среди знати стала охота с ловчими птицами, соколиная охота. Ее истоки на Руси ведут от времен князя Олега из великого княжества Киевского. Владимир Мономах лично ухаживал за своими соколами и ястребами, приучал их к охоте на пернатую дичь. Угодья, в которых находились гнезда соколов, считались принадлежавшими землевладельцам; закон ограждал их от посягательств посторонних лиц. К большому сожалению, эта традиция национальной охоты утрачена.
Первые охоты появились на Руси в начале 15 века. В связи с этим во многом меняется быт. Возникает особый род княжеской прислуги – псари, появляются особые постройки – псарни. Красочны и ярки были охоты древней и средневековой Руси. Но к 19-началу 20 веков они переродились в царские охоты, пышные и истребительные. Огромное число различных зверей заранее собирали в одно место, и цари с приближенными хладнокровно расстреливали их из укрытий.
Крупнопоместные землевладельцы могли позволить себе содержать огромные псарни, приглашать гостей. Положение собак у некоторых помещиков было намного лучше, чем жизнь крепостных. Однако огромные просторы России, богатство животного мира позволили превратить охоту в занятие, доступное многим людям.
Постепенно стали складываться правила охоты, которые изучались и обобщались охотоведами в статьях и книгах. Были созданы специальные журналы.
В настоящее время в нашей стране сохранились добрые охотничьи традиции, основанные на бережном отношении к природе. В основном это заслуга простых охотников, которые свято придерживаются высоконравственных правил. Они никогда не станут убивать птиц в период гнездования, самок с детенышем или животное, попавшее в беду. Настоящий охотник не позволит себе стрелять, не целясь, по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Охотник оказывается с природой наедине и притом с оружием в руках. В этих условиях только личная совесть может определять поступки. Но есть люди без чести и совести. Это браконьеры. Они бездумно и жестоко уничтожают животных и птиц.
Охотничий трофей во все времена имел престижное значение и порождал множество небылиц. Редкий охотник может от них воздержаться. Есть даже французская поговорка: ХОРОШИЙ ОХОТНИК НЕМНОГО ЛГУН. Забавное хвастовство не имеет ничего общего с браконьерством, с варварским уничтожением природы.
Итак, охота – часть культуры народа. У каждого народа свои охотничьи приемы, свои традиции. Это связано с особенностями национального характера. К сожалению, цивилизация до известной степени стерла эти различия, огнестрельное оружие подчас оказывалось более действенным средством, чем местные способы охоты и традиции, но воспоминания о былых охотах живы в памяти народа, запечатлены в фольклоре, нашли отражение в литературе, живописи.
В книгах Аксакова, Тургенева, Толстого, Некрасова, Бунина, Пришвина и многих других писателей с большой впечатляющей силой воссозданы удивительные ощущения единства с природой, наслаждение от встреч с дикими животными и птицами, от наблюдений с ними.
Этим же добрым чувством единения человека и природы пронизана картина В.Г.Перова «Охотники на привале»
2. Рассказ о художнике.
Василий Григорьевич Перов прожил всего 48 лет. (1834-1882) Многие из его замыслов остались незавершенными. Но ему удалось сделать главное- показать русскую народную жизнь 60-70-х годов 19 века, с удивительным мастерством запечатлеть множество разнообразных характеров, лиц, сцен. Его картины дают нам возможность познакомиться с особенностями давно минувшей жизни. Главным достоинством искусства В.Г.Перова были искренность, простота и правдивость.
После трагической гибели семьи от эпидемии в 1870 году в творчестве Перова наступает перелом. Художник, пережив личную трагедию, словно пытается найти душевное успокоение в изображении светлых сторон в жизни человека. Он создает наполненные добродушным юмором жанровые картины, изображающие увлечения людей: «Птицелов» (1870), «Охотники па привале» (1871).
В конце 70-х годов Перов обращается к историческому жанру, надеясь ответить на волнующие вопросы народной судьбы. Он задумывает несколько картин, посвященных изображению народных восстаний под руководительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Но смерть в результате неизлечимой болезни, туберкулеза, не позволила осуществиться замыслам художника.
3. Беседа по картине.
1. Картина «Охотники на привале» завоевала большую популярность. Как вы думаете, почему?
Картина создает веселое настроение, хочется улыбнуться, т.к. в ней много юмора.
2. На картине мы видим заросшие уже оголившимися кустами болото, порыжевшую листву. На темно-сером небе вьются стайки птиц. Все просто и мирно, неярко и скромно, и все так дорого, так близко и сокровенно душе русского народа, что испытываешь какое-то трудно-объяснимое чувство.
Кто из героев картины привлекает внимание в первую очередь и почему?
Пожилой охотник комично вытаращил глаза и растопырил пальцы, по-детски выражает страх или даже ужас, что просто невозможно не улыбнуться.
3. Чем он отличается от других?
Выразительно жестикулирует и гримасничает, он уверен в себе; именно он ведет рассказ, а два других охотника его слушают.
4. как вы думаете, правдивую историю рассказывает помещик?
Несоответствие между возрастом и жестами, мимикой наводит на мысль, что он рассказывает небылицу.
5. На ваш взгляд, что изображает охотник, так азартно жестикулируя?
Возможно, изображает надвигающегося крупного зверя или момент борьбы с ним, неожиданность с каким-то фантастическим существом: лешим, русалкой – или пытается убедить в небывалых трофеях.
6. Как ведут себя два других героя?
Каждый по-своему воспринимает неправдоподобный рассказ старого чудака.
7. Чье восприятие наиболее забавно?
Наиболее комично поведение новичка, который расположен напротив старого охотника.
8. А он точно – новичок в охотничьем деле?
Он верит каждому слову рассказчика, а это выдает его неопытность, незнание того, какие ситуации на самом деле могут случаться на охоте.
9. Докажите, что молодой охотник верит каждому слову?
Он привстал от удивления, подался вперед, забыл о зажженной папиросе, взгляд устремлен на рассказчика. Мы видим изумление на его лице.
10. Что еще выдает неопытность молодого человека?
Он одет в новый полушубок на меху, только у него полное снаряжение: патронташ, ягдташ, рог, ружье, можно предположить, что и собака его. Сразу видно, что он долго и тщательно собирался на охоту, давно мечтал об этом дне.
11. Что можно сказать о социальном положении третьего охотника?
Судя по одежде, он представитель низшего сословия, возможно, крестьянин.
12. как он воспринимает байки помещика?
Недоверчиво почесывает за ухом, сдвинув набекрень шляпу. Он не верит ни единому слову враля-помещика.
13.Почему он слушает с недоверием?
Потому что он сам опытный охотник и знает цену рассказам старого фантазера. Возможно, он уже неоднократно слышал эти выдумки.
14. Итак, на одной поляне собрались разные по возрасту, характеру и социальному положению люди. Но всех троих объединяет страсть к охоте.
Почему художник изобразил именно осенний пейзаж?
Осень – самое благоприятное время для охоты: прилетают вальдшнепы, животные и птицы за лето набрали вес, вырастили потомство.
15. Какая деталь указывает на то, что осенняя охота удалась?
Богатые трофеи: птица, заяц. Над болотом кружатся птицы, значит, дичи достаточно много.
16. Каково отношение автора картины к своим героям?
Изображение охотников окрашено легким, добродушным юмором. Совершенно очевидно, что автор не осуждает своих героев, он лишь слегка над ними посмеивается.
17. О чем же хотел сказать художник этой картиной?
Известно, что Перов любил поохотиться. Художнику было интересно наблюдать за охотниками. Ему нравились эти люди, бескорыстно любящие природу и страстно увлеченные охотою. Своими впечатлениями он и решил поделиться со зрителем.
Да, действительно, живописец просто хотел добродушно посмеяться над естественными человеческими слабостями.
Я до зари выслушивать готов
Охотников живые разговоры,
Рассказы их, волнующие споры, -
В них столько ярких, драгоценных слов.
В них золото болот и темь лесов,
Озер и рек блестящие просторы
И голоса зверей и птичьи хоры,
И дым благоухающий костров.
Как поучительны их приключенья!
Но захлестнет, бывает, увлеченье –
И полумиф расскажет вам герой…
Охотник сам, не осужу сурово,
Хоть за голову схватишься порой,
Как на картине памятной Перова.
(М.Гордон. Из сонетов охотника. Привал.)
4. Словарно-стилистическая работа.
Рассказ – байка, выдумка, небылица, фантазия.
Собака – пес охотничьей породы, легавая, собака хороших кровей.
Дичь – дикая птица.
Ягдташ – сумка для дичи.
Патронташ – сумка, перевязь с гнездами для ружейных патронов.
Манок – свисток для подманивания зверей, птиц.
5. Написание сочинения.
Подготовка к сочинению повествовательного характера
Автор: Митякина Наталья Васильевна