Сочинение - портретный очерк по картине П.А.Корина «Александр Невский»
Подготовка учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка
Сочинение - портретный очерк
по картине П.А.Корина «Александр Невский»
Цели:
Культуроведческий фон урока (оборудование):
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.
- Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)
- За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)
- Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? (Рыцари тевтонского ордена взяли русские города Изборск и Псков и намеревались идти на Новгород. На Чудском озере развернулось одно из самых. крупных сражений средневековья — «ледовое побоище». Войско, которым командовал Александр Невский, разбило немецких рыцарей; это событие произошло в 1242 году.)
- Что происходило в нашей стране в 1942 году? (В это. время шла Великая Отечественная война.)
- Между событиями, о которых мы вспомнили, лежит
временная пропасть в 700 лет, и, тем не менее, эти события оказались тесно связаны друг с другом в сознании известного русского художника Павла Дмитриевича Корина, по картине которого мы будем писать
сочинение.
Рассказ о художнике
Павел Дмитриевич Корин — наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель А. Н. Толстой, скульптор С. Т. Коненков, мастера живописи М. В. Нестеров, М. С. Сарьян, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов Н. А. Соколов).
Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Невского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.
Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.
Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».
Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича — отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.
Рассмотрим это полотно.
Беседа по картине
- На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на
эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)
- Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)
- Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)
- Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове — шлем, в руках — огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)
- Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть потому, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь — символ щита, человек, который должен защищать свою родину».)
- О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)
- Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса — Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга — черный. В центре стяга — изображение Спасителя. Необычно выражение его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)
- Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы — все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)
Искусствоведческий текст (жанр nopmpemного очерка)
Прочитайте отрывок.
Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.
«Я хотел,— говорил Павел Дмитриевич, — передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»
И «Александр Невский» Корина — это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.
Беседа по тексту
- Какова тема очерка? (Личность Александра Невского)
- Какова композиция очерка? (образ Невского — исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).
- В каком стиле написан текст очерка? (Цель текста — воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения доказать, что этот образ является историческим символом. Основная форма реализации стиля – монолог автора. В тексте встречаются профессиональные слова (образ, триптих) и устаревшая лексика, которая необходима, чтобы правильно назвать предметы одежды, оружие той далекой эпохи (меч, ножны, стяг, князь...), формы (се бо люди...).
-Какой тип речи преимущественно используется в очерке? (Рассуждение. В тексте есть тезис, доказательства, вывод.)
- Есть ли элементы других типов речи? (Есть элементы описания образа Невского на картине, а также элементы повествования, которые вводятся с помощью прямой речи летописцами.)
Работа над текстом сочинения
Вы должны будете написать сочинение необычного
жанра — портретный очерк, аналогичное тому, который мы только что анализировали. Аналогичный - сходный, похожий, но это не значит, что вы должны
повторить то, что мы с вами видели в данном очерке. Каждый человек, который смотрит на картину, видит что-то свое, у него возникают свои, несхожие с другими мысли, он использует свои речевые средства.
Особенности портретного очерка
Тема очерка
Личность, изображенная на картине
Основная мысль
Выражение позитивной авторской оценки в лирической, драматической (возвышенной), слегка иронической форме
Мозаичная
композиция
(состоит из
отдельных
фрагментов,
подчиненных
общему
замыслу)
— внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настроеений);
— поведенческий портрет (oписание позы, взгляда, жестов, мимики);
— речевой портрет (речь человека как средство раскрытия его характера, мыслей, эмоционального состояния)
— элементы биографии человека (что совершил, когда);
— элементы характеристики человека современниками, близким людьми, историками и т. д.;
— анализ позиции автора портрета;
— собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.
Стиль
Публицистический
Ведущий тип речи
Рассуждение (доказательство или размышление) с элементами повествования и описания.
- А теперь попробуем применить полученные знания к конкретной теме нашего сочинения. Какова будет тема и основная мысль вашего сочинения? (показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)
- Что может включать композиция очерка? (описание внешности Александра Невского, его глаза, выражение глаз, внутреннее напряжение человека, готового к битве, и через внешность — внутренний мир героя: его чувства, мысли, настроение....)
- Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей? (для портретного очерка характерна мозаичная композиция.)
- Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения. (Сочинение будет написано в публицистическом стиле)
- Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)
- Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы onисания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)
Автор: Митякина Наталья Васильевна