Рецензия на спектакль "Мой милый Плюшкин"
Рецензия на спектакль «Мой милый Плюшкин» или
версия того, как умирает душа
Существует мнение, что Николай Гоголь задумывал третий том «Мёртвых душ» и даже отчасти его написал и в последствие сжёг. Пьеса Виктора Ольшанского может служить подтверждением того, что рукописи не горят, и, возможно, то, что хотел нам продемонстрировать Гоголь, легло в основу спектакля «Мой милый Плюшкин», который играют актёры омского театра юного зрителя, начиная с 17 мая 2013 года.
Пьеса нашего современника драматурга и сценариста Виктора Ольшанского – это фантазия в семи картинах, фантазия о том, как стала мёртвой душа Степана Плюшкина, последнего из помещиков бессмертного произведения Гоголя. Сам классик говорил, что Плюшкин в молодости был милейший человек…и зрители омского, а так же туапсинского ТЮЗов и саратовского народного театра драмы имеют возможность убедиться в этом. Спектакль практически не имеет ещё истории, он новый, оригинальный, экспериментальный.
В Омске за сценическое воплощение сказочной фантазии своего давнего друга Виктора Ольшанского взялся режиссёр театра юного зрителя Борис Гуревич, а за детальную прорисовку полотна произведения – художник Мария Брянцева, заслуженный деятель искусств России. Их работа и игра артистов производят впечатление, зритель во время просмотра и улыбается и плачет, испытывая при этом и отвращение, и жалость, и скорбь, и радость, и удивление. Последнее начинает появляться ещё до начала спектакля. Дело в том, что труппа театра «доверяет зрителю и пускает его на сцену, что вообще-то запрещено в актёрском сообществе», как говорит сам режиссёр. ТЮЗ пошёл на эксперимент и посадил зрителей на сцену, куда, к слову, входит до 120 человек, поскольку этот спектакль для камерной площадки, а таковой в театре нет. Постановщики играют с пространством, что в свою очередь играет особую роль в понимании спектакля. С каждой последующей картиной действие уходит дальше от зрителя, в итоге и вовсе перемещаясь в зрительный зал.
В первой картине «Мёртвые и беглые» зрителю даётся возможность вспомнить о своём знакомстве со Степаном Васильевичем Плюшкиным, с тем самым, которого рисует Гоголь. На сцене совершается сделка купли-продажи мёртвых и беглых душ между бедным и скупым помещиком и предпринимателем Чичиковым (Сергей Дряхлов). На дворе в это время декабрь (и в природе и в душе Плюшкина), а в доме полно мусора, с потолка сыпется песок, старый хозяин и его шаркающая и сморкающаяся прислуга Мавра (заслуженная артистка России Лариса Яковлева) дополняют картину полного запустения, которое заставляет ощущать брезгливость. Перед нами в роли Степана Васильевича предстаёт харизматичный актёр Никита Пивоваров, которого не сразу узнаёшь под массой просаленного тряпья. Плюшкин кажется человеком с совсем «замороженной» душой, которую ничего не волнует. Однако в момент воспоминания о своём давнем друге, однокорытнике Иване, который стал уважаемым чиновником, на его лице появляется улыбка и даже немного становятся влажными глаза….тогда на сцене раздаётся первый звон старых запылённых часов, которые начинают для зрителя идти в обратную сторону – Плюшкин молодеет на глазах, а его душа «размораживается».
Действия переносят зрителей в ноябрь жизни Плюшкина, где происходит последний удар, нанесённый уже взрослыми детьми; в сентябрь, где Степан Васильевич заявляет, что душа у него стала мёртвая; в август, где у вдовца был последний всплеск любви к женщине; в июнь, когда по саду бродит беременная жена и зарождается первое чувство тревоги; и, наконец, в апрель, в котором мы видим 19-летнего Степана Плюшкина, парящего, активного, полного надежд и стремлений и расписавшего план своей жизни на 13-ти страницах.
Плюшкин «апрельский» бы ужаснулся, увидев себя «декабрьского». Вместо него ужасаемся мы, зрители. Ужасаемся для того, чтобы лишний раз взглянуть на себя, проанализировать и исправить ошибки, если это возможно. Если бы мне дали высказаться от имени Станиславского, я бы сказала актёрам чёткое «Верю!». Верю, что душа Плюшкина мертва, верю, что ему больно от поступков и слов детей, верю, что он любил слабую здоровьем дочь Вареньку и верю, что она действительно больна, верю, что Степан Васильевич волнуется, делая предложение гувернантке Жюли, и верю, что она и правда француженка, верю, что герой любил свою жену и был хозяйственным и добрым помещиком, и верю, наконец, что Плюшкин был полон энтузиазма и жизненных сил, и мог бы стать совершенно другим человеком, если бы…
Если бы не мешки, которыми его нагружали в течение жизни близкие люди, если бы не мусор, засоряющий жизненное пространство. Мешки и мусор – это не просто метафоры, а детали, которые появляются на сцене, являясь сквозными образами спектакля, так же как и шкатулка чёрного дерева, ненависть к офицерам и образы самого Плюшкина и его верной служанки Мавры. На сцене играют не только актёры, но и, как уже было упомянуто, пространство, а так же цвет, свет, декорации и звуки. Цвет: с каждым действием костюмы героев становятся все светлее и светлее, к последнему действию и вовсе Плюшкин облачён во всё белое. Это напрямую связано с состоянием его души. Свет: его постепенно становится больше, в последнем действии он заливает не только сцену, но и зрительный зал, куда отдаляется от нас действие вместе с годами Плюшкина. Декорации: они просты и точны. Уже упомянутый мусор в виде смятых бумаг присутствует постоянно, его перегоняют по сцене Мавра и прислуги даже между действиями. Бумага может является символом писем, документов, осенних листьев, лепестков цветов, даже забот, тревог и терзающих воспоминаний…Часы, шкафы, шкатулка в виде свиньи, кулич с плесенью, беседка, деревья, цветы и бабочки, ликёр, сваренный женой Глафирой Андреевной, детские игрушки, кресло качалка, самовар – всё это подчёркивает ценности Плюшкина в каждый период его жизни. Звуки: мурашки по коже бегут от тикания и звона часов, которые слышно в каждом действии, и хочется пританцовывать под музыку, сопровождающую переход картин. А в итоге вовсе хочется закрыть глаза и бежать от танца мёртвых душ, окруживших Плюшкина…
Убегая из театра, не спешите, не ужасайтесь, ведь у вас есть ещё возможность избежать участи Степана Плюшкина и спасти свою душу от преждевременного старения и умерщвления!
Автор: Петрова Ольга Викторовна