Главная /
Старшие классы /
Русский язык
1. Кидяева Валентина Анатольевна, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" г. Славгорода, Алтайского края, учитель русского языка и литературы высшей категории.
2. Презентация исследовательской работы учащейся 11 кл. по литературному наследию А.Пака (региональный компонент).
3. Русский язык и литература.
4. 9-11 кл.
5. В связи с глобальным вхождением средств массовой информации во все сферы жизни общества, идет процесс утраты истинных духовных ценностей. Литература как один из важнейших видов искусства призвана «чувства добрые… лирой пробуждать», понимать значение окружающего нас мира и места человека в нем, воспитывать прекрасное в людях.
Слайд 1-2.
Развитие любви к своей малой Родине через изучение творчества Алтайских поэтов и художников – это воспитание патриотических чувств к своей стране, к культуре своего народа. Изучение же творчества Александра Пака как поэта Алтайского края способствует развитию понимания философских категорий, развитию языка, пониманию его образности, синонимического богатства, пониманию утвержденных временем традиций русской классики. Тема исследовательской работы: "Мотив времени на основе лексико-семантического значения группы слов "жизнь" и "смерть" и их семантико-стилистическое значение в творчестве Александра Пака на примере книги "Яблоко греха"".
Слайд 3
Объект исследования - поэзия Александра Пака.
Предмет исследования – лексико-семантическое значение слов «жизнь», «смерть», «время» и их семантико-стилистическое значение в сборнике стихов Александра Пака «Яблоко греха».
Цель – изучить творчество Александра Пака.
Слайд 4
Задачи:
- выявить оригинальность его художественно-выразительных средств и философскую глубину сиджо в книге Александра Пака «Яблоко греха»;
- проследить лексико-семантическое значение слов «жизнь», «смерть», «время» в книге «Яблоко греха»;
- способствовать распространению истинного творчества в отношении искусства как регионального компонента, в данном случае – поэзии и графики;
Слайд 5
Гипотеза: истинное творчество способно развивать в человеке и в обществе лучшие духовные и душевные качества.
Слайд 6
Методы исследования:
- анализ трехстиший Александра Пака;
- смысловое сопоставление стиха и графики Пака;
- знакомство с самим автором, интервью;
- выявление образного восприятия творчества поэта через аудиторию слушателей и читателей с помощью японской игры, основанной на импровизации, в основе которой лежит смысловое преобразование паковского трехстишия в пятистишие;
Слайд 7
Александр Пак - алтайский поэт и график, проживающий в с. Покровка Славгородского района, Член Союза писателей Киргизии, Союза писателей Алтайского края, лауреат премии «Лучшая книга года 2007» по Алтайскому краю, которую он получил за книгу «Яблоко греха».
Слайд 8
Творчество Александра Пака известно не только в Алтайском крае, но и далеко за его пределами. Книгу Пака с удовольствием читает Никита Джигурда и другие известные люди.
Слайд 9
Большое значение, по моему мнению, должно быть уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение». Изучением этих вопросов занимается семантика.
Слайд 10
Верлибр – нерифмованные стихи. Синонимичны ему хокку и сиджо.
Слайд 11, 12, 14, 15, 16
Всего в книге 75 стихов, в них :
Слово «жизнь» употреблено 13 раз
Слово «смерть» употреблено 13 раз
Слово «время» употреблено 21 раз
С помощью словарей я определила значения этих слов, их синонимы и антонимы.
Вывод: эти слова наиболее употребляемы поэтом.
Возникает вопрос - почему? Для того чтобы это узнать, обратимся к проведенному мною анализу.
Слайд 13
Стихи Пака по своей афористичности синонимичны как народным пословицам и поговоркам, так и афоризмам из русской литературы. Например, стихотворение
Влюбленные –
Две стрелки часов,
Сбежавшие с циферблата времени…
синонимично фразе из пьесы Грибоедова «Горе от ума»: «Влюбленные часов не наблюдают», но стилистическая семантика у Пака образная. И эта образность предстает перед нами за счет метафоричности: влюбленные сравниваются со стрелками часов, которые сбежали с циферблата времени, т.е. не замечают его. А многоточие свидетельствует о растворенности влюбленных в пространстве. Поэтому графический рисунок к стихотворению – контур пары влюбленных на чистом белом листе, которые представляют собой неразделимое целое: плечо одного является частью головы второго, причем образ второй фигуры, возвышающейся над первой, с длинной тонкой шеей и с расширяющейся кверху головной частью напоминает нам образ выплывающей из далекого прошлого Нифертити. Так что семантика многоточия несет значение вечной человеческой ценности – любви.
Слайд 14
Верлибр:
Звоните по телефону лет:
33-35-37 и Вам ответят:
Христос-Моцарт-Пушкин…
не несет в себе ни одного рассматриваемого нами слова, но метафора «по телефону лет» опять таки уводит нас в прошлое. Символичное значение цифр несет в себе мистическую семантику нечетности периода от 30 до 40 лет: великие погибают в расцвете своей жизни. Автор, употребляя глагол в повелительной форме, соединяет прошлое и настоящее, которые уходят в вечность, возвышая эти образы, о чем снова символизирует многоточие.
Насыщенная графика с художественными деталями: рука, держащая святой огонь , скорбный лик Спасителя, пронизанный мечом, с огненным ореолом над головой, посылает нам каплю своей крови, которой он искупил человеческие грехи. Здесь нет ликов Моцарта и Пушкина. Разница в возрасте смерти великих составляет 2 года между предыдущим и последующим из них. Кто же следующий осветит в 39 лет эту жизнь? Александр Пак вновь поставил многоточие…
Слайд 15
В стихотворении:
Я подслушал в тишине,
Как шептались сердце и часы.
Обо мне говорили…
обогащение семантики уходящей жизни (сердце) во времени (часы). И опять многозначительное, уходящее уже не в прошлое, а в будущее, многоточие.
Удивительно синонимично по семантике этому верлибру следующее троестишие:
Жизнь заминирована смертью.
Взведен часовой механизм,
И тикает сердце…
Здесь же семантико-стилистическое значение слова «жизнь» несет в себе безысходность за счет метафор «заминирована смертью» и «взведен часовой механизм и тикает сердце».
Слайд 16
В Японии существовала игра, основанная на импровизированном дополнении сиджо или хокку двумя строками для получения танка. Мы провели эту игру на уроках литературы с 11 А классом. Всего приняло участие 20 человек, в итоге получилось 11 танка
Слайд 17
Вот, например, одно из них:
Пак
С каждым годом всё мелеет
Река – Я хочу…
И круче берега – Я могу…
Ученик
С каждым годом всё мелеет
Река – Я хочу…
И круче берега – Я могу…
И волны сильнее – Я живу…
И сердце добрее – Я люблю…
Слайд 18
Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что стихи поэта на тему жизни, смерти и времени заинтересовали участников. По своей семантике они имеют возможность быть осмысленными читателем, что доказано на создании танка.
Слайд 19
Научная новизна заключается в том, что рассмотрение лексико-семантического значения группы слов «жизнь», «смерть», «время» и их семантико-стилистического значения в творчестве Александра Пака как поэта Алтайского края ранее никем не проводилось. Стихи и графика Александра Пака помогут подойти к таким «большим человеческим темам, как смысл жизни, смерть, любовь, время, бренность, вечность»
Слайд 20
Практическая значимость моей работы заключается в том, что языковедческая работа по творчеству Александра Пака может быть использована для уроков литературы, русского языка, изобразительного искусства при изучении творчества Алтайских поэтов и графиков, для проведения поэтических вечеров, дискуссий о смысле жизни и значении времени, для развития духовности современной молодежи и для развития её эстетического багажа.
Слайд 21
Проведя лингвистический анализ творчества Александра Пака на примере его книги «Яблоко греха», основанный на рассмотрении лексико-семантического значения слов «жизнь», «смерть» и «время», можно с уверенностью сказать:
-стихи Александра Пака индивидуальны в своем жанре сиджо, т.е. верлибре;
- глубоко философичны в понимании таких категорий, как жизнь, смерть и время;
- понятие слов «жизнь» и «смерть» у Пака синонимичны значению времени;
- семантико-стилистическое значение слов «жизнь», «смерть» и «время» заставляет читателя задуматься о быстротечности жизни, поэтому возникает мысль о сущности человеческого бытия: для чего человек живет? Каково его место в этом мире? Не правда ли, это традиционные вопросы русской классики?
Автор: Кидяева Валентина Анатольевна
Презентация исследовательской работы учащейся 11 кл. по литературному наследию А.Пака (региональный компонент)
Скачать
633.97 КБ, 1117683.zip Автор: Кидяева Валентина Анатольевна, 6 Июн 2015
1. Кидяева Валентина Анатольевна, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" г. Славгорода, Алтайского края, учитель русского языка и литературы высшей категории.
2. Презентация исследовательской работы учащейся 11 кл. по литературному наследию А.Пака (региональный компонент).
3. Русский язык и литература.
4. 9-11 кл.
5. В связи с глобальным вхождением средств массовой информации во все сферы жизни общества, идет процесс утраты истинных духовных ценностей. Литература как один из важнейших видов искусства призвана «чувства добрые… лирой пробуждать», понимать значение окружающего нас мира и места человека в нем, воспитывать прекрасное в людях.
Слайд 1-2.
Развитие любви к своей малой Родине через изучение творчества Алтайских поэтов и художников – это воспитание патриотических чувств к своей стране, к культуре своего народа. Изучение же творчества Александра Пака как поэта Алтайского края способствует развитию понимания философских категорий, развитию языка, пониманию его образности, синонимического богатства, пониманию утвержденных временем традиций русской классики. Тема исследовательской работы: "Мотив времени на основе лексико-семантического значения группы слов "жизнь" и "смерть" и их семантико-стилистическое значение в творчестве Александра Пака на примере книги "Яблоко греха"".
Слайд 3
Объект исследования - поэзия Александра Пака.
Предмет исследования – лексико-семантическое значение слов «жизнь», «смерть», «время» и их семантико-стилистическое значение в сборнике стихов Александра Пака «Яблоко греха».
Цель – изучить творчество Александра Пака.
Слайд 4
Задачи:
- выявить оригинальность его художественно-выразительных средств и философскую глубину сиджо в книге Александра Пака «Яблоко греха»;
- проследить лексико-семантическое значение слов «жизнь», «смерть», «время» в книге «Яблоко греха»;
- способствовать распространению истинного творчества в отношении искусства как регионального компонента, в данном случае – поэзии и графики;
Слайд 5
Гипотеза: истинное творчество способно развивать в человеке и в обществе лучшие духовные и душевные качества.
Слайд 6
Методы исследования:
- анализ трехстиший Александра Пака;
- смысловое сопоставление стиха и графики Пака;
- знакомство с самим автором, интервью;
- выявление образного восприятия творчества поэта через аудиторию слушателей и читателей с помощью японской игры, основанной на импровизации, в основе которой лежит смысловое преобразование паковского трехстишия в пятистишие;
Слайд 7
Александр Пак - алтайский поэт и график, проживающий в с. Покровка Славгородского района, Член Союза писателей Киргизии, Союза писателей Алтайского края, лауреат премии «Лучшая книга года 2007» по Алтайскому краю, которую он получил за книгу «Яблоко греха».
Слайд 8
Творчество Александра Пака известно не только в Алтайском крае, но и далеко за его пределами. Книгу Пака с удовольствием читает Никита Джигурда и другие известные люди.
Слайд 9
Большое значение, по моему мнению, должно быть уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение». Изучением этих вопросов занимается семантика.
Слайд 10
Верлибр – нерифмованные стихи. Синонимичны ему хокку и сиджо.
Слайд 11, 12, 14, 15, 16
Всего в книге 75 стихов, в них :
Слово «жизнь» употреблено 13 раз
Слово «смерть» употреблено 13 раз
Слово «время» употреблено 21 раз
С помощью словарей я определила значения этих слов, их синонимы и антонимы.
Вывод: эти слова наиболее употребляемы поэтом.
Возникает вопрос - почему? Для того чтобы это узнать, обратимся к проведенному мною анализу.
Слайд 13
Стихи Пака по своей афористичности синонимичны как народным пословицам и поговоркам, так и афоризмам из русской литературы. Например, стихотворение
Влюбленные –
Две стрелки часов,
Сбежавшие с циферблата времени…
синонимично фразе из пьесы Грибоедова «Горе от ума»: «Влюбленные часов не наблюдают», но стилистическая семантика у Пака образная. И эта образность предстает перед нами за счет метафоричности: влюбленные сравниваются со стрелками часов, которые сбежали с циферблата времени, т.е. не замечают его. А многоточие свидетельствует о растворенности влюбленных в пространстве. Поэтому графический рисунок к стихотворению – контур пары влюбленных на чистом белом листе, которые представляют собой неразделимое целое: плечо одного является частью головы второго, причем образ второй фигуры, возвышающейся над первой, с длинной тонкой шеей и с расширяющейся кверху головной частью напоминает нам образ выплывающей из далекого прошлого Нифертити. Так что семантика многоточия несет значение вечной человеческой ценности – любви.
Слайд 14
Верлибр:
Звоните по телефону лет:
33-35-37 и Вам ответят:
Христос-Моцарт-Пушкин…
не несет в себе ни одного рассматриваемого нами слова, но метафора «по телефону лет» опять таки уводит нас в прошлое. Символичное значение цифр несет в себе мистическую семантику нечетности периода от 30 до 40 лет: великие погибают в расцвете своей жизни. Автор, употребляя глагол в повелительной форме, соединяет прошлое и настоящее, которые уходят в вечность, возвышая эти образы, о чем снова символизирует многоточие.
Насыщенная графика с художественными деталями: рука, держащая святой огонь , скорбный лик Спасителя, пронизанный мечом, с огненным ореолом над головой, посылает нам каплю своей крови, которой он искупил человеческие грехи. Здесь нет ликов Моцарта и Пушкина. Разница в возрасте смерти великих составляет 2 года между предыдущим и последующим из них. Кто же следующий осветит в 39 лет эту жизнь? Александр Пак вновь поставил многоточие…
Слайд 15
В стихотворении:
Я подслушал в тишине,
Как шептались сердце и часы.
Обо мне говорили…
обогащение семантики уходящей жизни (сердце) во времени (часы). И опять многозначительное, уходящее уже не в прошлое, а в будущее, многоточие.
Удивительно синонимично по семантике этому верлибру следующее троестишие:
Жизнь заминирована смертью.
Взведен часовой механизм,
И тикает сердце…
Здесь же семантико-стилистическое значение слова «жизнь» несет в себе безысходность за счет метафор «заминирована смертью» и «взведен часовой механизм и тикает сердце».
Слайд 16
В Японии существовала игра, основанная на импровизированном дополнении сиджо или хокку двумя строками для получения танка. Мы провели эту игру на уроках литературы с 11 А классом. Всего приняло участие 20 человек, в итоге получилось 11 танка
Слайд 17
Вот, например, одно из них:
Пак
С каждым годом всё мелеет
Река – Я хочу…
И круче берега – Я могу…
Ученик
С каждым годом всё мелеет
Река – Я хочу…
И круче берега – Я могу…
И волны сильнее – Я живу…
И сердце добрее – Я люблю…
Слайд 18
Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что стихи поэта на тему жизни, смерти и времени заинтересовали участников. По своей семантике они имеют возможность быть осмысленными читателем, что доказано на создании танка.
Слайд 19
Научная новизна заключается в том, что рассмотрение лексико-семантического значения группы слов «жизнь», «смерть», «время» и их семантико-стилистического значения в творчестве Александра Пака как поэта Алтайского края ранее никем не проводилось. Стихи и графика Александра Пака помогут подойти к таким «большим человеческим темам, как смысл жизни, смерть, любовь, время, бренность, вечность»
Слайд 20
Практическая значимость моей работы заключается в том, что языковедческая работа по творчеству Александра Пака может быть использована для уроков литературы, русского языка, изобразительного искусства при изучении творчества Алтайских поэтов и графиков, для проведения поэтических вечеров, дискуссий о смысле жизни и значении времени, для развития духовности современной молодежи и для развития её эстетического багажа.
Слайд 21
Проведя лингвистический анализ творчества Александра Пака на примере его книги «Яблоко греха», основанный на рассмотрении лексико-семантического значения слов «жизнь», «смерть» и «время», можно с уверенностью сказать:
-стихи Александра Пака индивидуальны в своем жанре сиджо, т.е. верлибре;
- глубоко философичны в понимании таких категорий, как жизнь, смерть и время;
- понятие слов «жизнь» и «смерть» у Пака синонимичны значению времени;
- семантико-стилистическое значение слов «жизнь», «смерть» и «время» заставляет читателя задуматься о быстротечности жизни, поэтому возникает мысль о сущности человеческого бытия: для чего человек живет? Каково его место в этом мире? Не правда ли, это традиционные вопросы русской классики?
Автор: Кидяева Валентина Анатольевна
Похожие материалы