Конспект урока литературы по теме: Любовная лирика Ф.И. Тютчева для 10 класса
1. ФИО автора материала, название ОУ, должность, категория (по желанию): Гололобова
ФИО: Гололобова Галина Вячеславовна
Полное название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение Кромская средняя общеобразовательная школа Кромского района Орловской области.
Название должности полностью: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория : высшая
2. Тип + Название разработки: Конспект урока литературы по теме: Любовная лирика Ф.И. Тютчева для 10 класса
3. Предмет или сфера назначения материала: литература
4. Классы, для которых предназначается материал: 10 класс
Данный урок разработан для учащихся 10 классов, рассчитан на 2 урока или при определенном сокращении – на 1 урок. Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Основная ценность, о которой идет речь на занятии – любовь, свобода и ответственность выбора человека.
Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий- технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как практически весь урок каждый ученик отвечает на проблемные вопросы, определяет ответы на вопросы, обращенные ко всем и лично к нему.
Цели урока: после урока учащиеся смогут
1. назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева;
2. продолжить формирование навыка выразительного чтения поэтического текста, умения анализировать стихотворение.
3. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева
Оформление урока:
- у каждого ученика – распечатка трех стихотворений Ф.И. Тютчева: «Cache-Cache», «Она сидела на полу…», «О, как убийственно мы любим…»;
- на доске - эпиграф: «Жизни блаженство в одной лишь любви». Ф.И. Тютчев
- портреты адресатов любовной лирики Ф.И. Тютчева - Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг и Елены Денисьевой;
- выставка книг о жизни и творчестве Тютчева;
- аудиозапись мелодий М. Леграна «Шербургские зонтики» и Р. Клайдермана «К Элизе»
Ход урока.
I этап. Мотивация. Учащиеся слушают стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…» на фоне фрагмента записи мелодии М. Леграна «Шербургские зонтики».
Вопрос уч-ся:
1. Какие общие чувства переданы в мелодии и стихотворении их авторами?
2. Вам известно, кто является автором этих строк?
Возможный вариант ответа: Это лирическая мелодия и отрывок из стихотворения говорят о каких-то личных переживаниях человека, о его искренних чувствах, о любви. А автором стихотворения является Ф.И. Тютчев.
II этап. Сообщение темы урока.
Тема – «Любовная лирика Ф.И. Тютчева». Цели урока: после урока вы сможете -
1. назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева;
2. продолжить формирование навыка выразительного чтения поэтического текста, умения анализировать стихотворение.
3. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева
III этап. Изучение новой информации.
План.
3.1. Введение.
3. 2. Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.
3.3. Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.
3.4. Поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.
3.5. Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.
3.1. Вводное слово учителя (звучит на фоне музыки М. Леграна «Шербургские зонтики").
Любовная лирика Ф.И. Тютчева... Это тема, о которой мы сегодня будем говорить. Тема, на мой взгляд, интересная, непростая. Сегодняшний урок хотя бы на какое-то мгновение приблизит вас к постижению интимной лирики проникновенного поэта-философа.
Жизнь сердца у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...»
Я не случайно для эпиграфа к уроку взяла строки из стихотворения Тютчева: «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви...»
(Обращение к портретам) Перед Вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Это Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева.
3.2. Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.
1. Объяснение учителя. Ранняя любовная лирика поэта – это стихотворения, написанные в период с 1823 г. по 1828 г. и посвященные Амалии Лерхенфельд. Как же произошла встреча Тютчева с Амалией Лерхенфельд?
2. Сообщение ученика.
1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомились 20-й летний дипломат Фёдор Тютчев и графиня Амалия Лерхенфельд. 15-летняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого молодого человека. За год знакомства молодая графиня так очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюднеру.
3. Слово учителя. К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1828 годов «Друг, откройся предо мною...», «Твой милый взор, невинной страсти полный...», «К Нисе» и др. Лирика ранней поры представляет интерес потому, что её образы, идеи получат законченное воплощение в позднем творчестве поэта.
Любовная лирика раннего творчества поэта окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию героя не нарушают житейские невзгоды. Обратимся к стихотворению «Cache-Cache» (в переводе с французского «Игра в прятки»), написанному в 1828 г.
4. Работа с понятием (словарная работа). Прежде чем его читать, я хочу обратить ваше внимание на слово «сильфида». Вам понятно его значение?
Сильфиды (в германской мифологии духи огня, воды, воздуха и земли).
5. Чтение и анализ стихотворения «Cache-Cache».
Вопросы к классу после прочтения:
- Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?
- Какие художественно-изобразительные приёмы помогают нам убедиться в этом?
- Что придаёт лёгкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы.)
Возможные варианты ответов.
- Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?
Это стихотворение проникнуто трепетным, радостным ожиданием любимой. Возлюбленной лирического героя ещё нет, но ему кажется, что она присутствует во всём, всё окружающее полно её незримым присутствием:
Волшебную близость, как бы благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.
Переизбыток чувств, охвативший влюблённого героя, делает это стихотворение очень эмоциональным.
- Какие художественно-изобразительные приёмы помогают нам убедиться в этом? Многократное использование восклицательных (5) и вопросительных предложений (5), использование междометия «О». Игривый, шутливый тон придают этому стихотворению метафоры: «лукаво глядят гвоздики», «пылают румянцем розы»; поэтому поэт догадывается, «кто скрылся, зарылся в цветах». Даже сверкающие и дрожащие пылинки напоминают о возлюбленной лирического героя, о задорных огоньках в ее глазах:
Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упованье известно и мне.
Любовь лирического героя настолько целомудренна, что и его возлюбленная представляется ему каким-то бесплотным созданием - «сильфидой», которая не только может, никем не замеченная, прятаться в цветах и колебать струны арфы, но и преображаться в легкокрылую бабочку:
Влетел мотылёк, и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать?
- Что придаёт лёгкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы.) (Чередование [л], [л’])
Использование аллитерации придаёт этой строфе необычайную звучность и лёгкость, а часто повторяющийся [о] (ассонанс) передает состояние восторга лирического героя. И этот восторг, и приподнятость настроения можно наблюдать во многих ранних стихотворениях.
Вывод. Любовь раннего периода воспета поэтом как ничем не омрачаемое, ясное и светлое чувство. По словам Тютчева, это годы «душевной полноты». И об этом свидетельствуют его произведения. Одно из них «Я помню время золотое...». Оно было написано Тютчевым спустя 13 лет после первой встречи с Амалией Лерхенфельд.
Чтение стихотворения «Я помню время золотое...» (читает учащийся).
Вопрос. Какие чувства переданы в данном стихотворении (совпадают они с предыдущим, написанным 13 лет назад, или изменились?)
Возможный вариант ответа:
Стихотворение «Я помню время золотое…» воссоздает атмосферу прежней влюбленности.
Общий вывод по 1 вопросу. Я думаю, вы поняли, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли. И трудно не согласиться с известным литературоведом Вадимом Кожиным, который писал «... сразу же уместно сказать, предваряя всё дальнейшее, что, полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира - неповторимое, но всё же несущее в себе именно всё богатство мира, воплощение».
3.3. Вопрос классу: Прослушайте информацию и подготовьте ответ на вопрос: Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта?
- Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. И следующая страница нашего урока - это стихотворения, посвященные первой жене поэта Элеоноре Петерсон. (Сообщение учащегося о Э. Петерсон из книги К. В. Пигарева «Ф. И. Тютчев и его время» (стр.56), М, «Современник», 1978 г.)
До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Элеоноре Петерсон, но даже те, которые были написаны после её смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к Элеоноре.
Стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний» (читает учащийся).
Проверка выполнения задания.
Вывод: Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращенное к тени Элеоноры; оно продиктовано вовсе не какими-то укорами совести, а «тоской желаний», живой, неутихающей любовью, великой сохранностью некогда вспыхнувшего чувства. А спустя 30 лет поэт будет сравнивать любовь к нему его жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты:
Так мило-благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.
И всё-таки своеобразие любовной лирики Тютчева заключается не в тех немногих стихотворениях раннего периода, в которых любовь описывается как гармоническое, светлое чувство, а в тех, в которых она изображается как «роковая страсть, приносящая боль, душевные муки и даже гибель.
3.4. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды; одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющее его творчество и жизнь. Это Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева
- Сообщение ученика об Эрнестине Дёрнберг и о Елене Александровне Денисьевой (из книги К. В. Пигарева «Ф.И. Тютчев и его время» стр. 91-92, с. 154-156.), М «Современник» 1978 г.
Слово учителя: Известный литературовед К. Пигарев писал: « С семьёй Тютчев не «порывал» и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом...»
Привязанность к Эрнестине, его второй жене, совмещалась с любовью к Денисьевой, и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему.» Можем ли мы осуждать поэта? Я думаю, у нас нет такого права: не суди да не судим будешь. И согласитесь: поэт вне осуждения. Он - выше. Только любовь женщины может поднять его на недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины... Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев-поэт как бы отторгался от Тютчева-человека.
Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин...
- Чтение стихотворения «Она сидела на полу...» (читает учитель).
Анализ стихотворения «Она сидела на полу...».
Вопросы уч-ся:
1) Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
2) Какова композиция данного стихотворения?
3) Какие глаголы передают поведение героини? Как они характеризуют героиню?
4) С помощью какого изобразительно-художественного средства языка передаётся душевное состояние женщины?
5) Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам?
Возможные варианты ответов:
1) Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
Всё стихотворение пронизано грустью.
2) Какова композиция данного стихотворения?
В маленьком стихотворении, состоящем из 4 строф, поэт сумел раскрыть две психологические глубины. Первые две строфы - драматическое действие, вторые - покаянная речь виновника драмы. Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти. Он прослеживается во многих образах. Назовите их. (Образ «остывшей золы», «брошенною душой тела», «любви и радости убитой», «милой тени».)
3) Какие глаголы передают поведение героини? Как они характеризуют героиню?
В 1-ой и 2-ой строфах наибольшее внимание уделено героине. Её поза («она сидела на полу») говорит о беззащитности, страдании. Поведение героини изображается с помощью глаголов «сидела», «разбирала», «брала», «бросала», «глядела». Все они прошедшего времени несовершенного вида. Глаголы придают картине длительность, а действиям героев протяжённость во времени. Всё это подчёркивает тягостность воспоминания для лирического героя. Как средство усиления смысла стихотворения автор использует лексические и синтаксические повторы. Обратите внимание на повторяющийся союз и глагол брала.
4) С помощью какого изобразительно-художественного средства языка передаётся душевное состояние женщины?
С помощью какого изобразительно-художественного средства языка передаётся душевное состояние женщины? (С помощью развёрнутого метафорического сравнения: «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело».) Это сравнение подчёркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому. А многоточие в конце второй строчки означает некое умолчание, незаконченность мысли. Переход к третьей строфе внезапный, это своеобразный эмоциональный всплеск (зачитать третью строку). Кульминационный характер строфы и её особое значение подчёркивается многоточием. Речь идёт о том, что заключено в той «груде писем»: это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь убиты.
5) Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам?
Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам? (Риторические восклицания, усиленные инверсией «жизни невозвратимо пережитой», «любви и радости убитой».) Усилительную роль играют также анафоры («о, сколько... о сколько...»). Третья строка заканчивается словом «убитой», а в четвёртой появляется лирическое «я». Возникает смысловая связь между переживаниями женщины и лирического героя. Его отстраненность очевидна («молча», «в стороне»), но так же очевидно его сопереживание: «пасть готов был на колени», «Страшно грустно стало». Кстати, не случайно использует торжественную лексику «пасть на колени». Наверное, это было вызвано желанием передать в языке эту грустную торжественность, которая обычно сопровождает умирание, связывается со смертью. Лирический герой, возможно, чувствует свою вину и раскаивается, но не в силах ничего изменить.
Вывод. Философский смысл творчества Тютчева - параллели. Параллели в любви - две верности. В поэтических образах - это сила и слабость, духовная красота и искажённый мукой лик земной женщины, возрождение и самоуничтожение. Эти параллели жили в нём, «рвали его на части», лишали покоя.
3.5. Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.
Слово учителя. Вершиной любовной лирики Тютчева является «Денисьевский цикл», т. е. группа стихотворений, посвященных Е. Денисьевой. В ряде стихотворений «Денисьевского цикла» нашла отражение драма любви. Как известно, Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг и имея троих детей, не считал себя в праве разрывать узы законного брака, и к тому же он по-своему любил Эрнестину благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе.
Самые тяжёлые испытания выпали на долю Денисьевой, ведь она была подвергнута жесточайшим обвинениям, отторгнута обществом и отцом, перед нею были закрыты двери домов, где ещё недавно она была желанной гостьей. Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»
Стихотворение «...О, как убийственно мы любим» (читает ученица).
Вопросы учащимся
1. Можно ли назвать это стихотворение романом в стихах?
2. Какой образ впервые появляется в данном стихотворении?
3. Почему любовь становится трагедией для героев?
Возможные варианты ответов:
1. Можно ли назвать это стихотворение романом в стихах?
Это стихотворный роман об ужасном приговоре судьбы, незаслуженном позоре, о страданиях, о гибели души. В нем сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для любовной лирики поэта.
2. Какой образ впервые появляется в данном стихотворении?
Впервые в стихотворении появляется образ толпы, поправшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества. Мотив бесчувственной толпы очень ярко прослеживается и в стихотворениях «Чему молилась ты с любовью…», «Как ни бесилося злоречье…»
3. Почему любовь становится трагедией для героев?
У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим.
Вывод: Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.
Слово учителя. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой' передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния.
Чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» (читает учитель с использованием прослушивания мелодии Р. Клайдермана «К Элизе»).
IV этап. Заключительное слово учителя и подведение итогов (рефлексия)
1. Назовите не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева.
2. Какое стихотворение на вас лично произвело наибольшее впечатление, особенно понравилось? Поясните свой выбор.
3. Существуют ли сегодня те проблемы, которые были затронуты в любовной лирике Тютчева? Насколько эти проблемы актуальны для современной молодежи? Поясните свой ответ.
Возможные варианты ответов по вопросу 1::
1. Автобиографизм стихотворений.
2. Любовь - это блаженство, стихийная страсть и роковой поединок.
3. Психологическая правда в изображении внутреннего мира
героев.
4. Противопоставление суетной жизни пошлой толпы миру высоких, чистых побуждений.
Возможный вариант ответа по вопросу 3:
Мы говорим о героях 19 века, но ведь и в наше время иногда происходят типичные ситуации, и важно понять глубокие, истинные чувства, важно суметь увидеть чистую возвышенную душу и не опуститься до уровня толпы, которая способна растоптать чувства любящих.
V этап. Домашнее задание: Подготовить анализ стихотворения «Последняя любовь», выучить наизусть одно стихотворение о любви (по выбору учащихся).
Приложение
Стихотворения Ф. И. Тютчева, использованные на уроке.
Cache-Cache
Вот арфа ее в обычайном углу,
Гвоздики и розы стоят у окна,
Полуденный луч задремал на полу:
Условное время! Но где же она?
О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя?
Волшебную близость, как бы благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.
Гвоздики недаром лукаво глядят,
Недаром, о розы, на ваших листах
Жарче румянец, свежей аромат:
Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!
Не арфы ль твоей мне послышался звон?
В струнах ли мечтаешь укрыться златых?
Металл содрогнулся, тобой оживлен,
И сладостный трепет еще не затих.
Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье известно и мне.
Влетел мотылек, и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать?
* * *
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младшая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
* * *
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда….
* * *
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
* * *
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело,
И что ж, от долгого мученья,
Как пепл сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
* * *
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи… и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Источники информации.
1. «В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев и его время», сборник статей (под редакцией А. М. Гаркави, Тула, Приокское книжное издательство, 1981 г.)
2. «Современники о Ф. И. Тютчеве», сборник литературно-критических, мемуарных и эпистолярных материалов (Сост. В. Г. Деханова, Тула, Приокское книжное издательство, 1984 г.)
3. Касаткина В. Н. «Поэзия Ф. И. Тютчева», М, «Просвещение», 1978 г.
4. Когинов Ю. И. «Страсть тайная», М, «Армада», 1997 г.
5. Пигарев К. В. «Ф. И. Тютчев и его время», М, «Современник», 1978 г.
Автор: Гололобова Галина Вячеславовна