Исследовательская работа: "Символика чисел в русских народных сказках"
Муниципальная научно – практическая конференция
« Интеллектуалы XXI века»
Исследовательская работа
Символика чисел в русских народных сказках
Авторы работы
Романюк Сергей, Валиулин Максим,
обучающиеся 5 Б класса
МАОУ «СОШ №267 с углубленным изучением
отдельных предметов» города Балаково
Руководитель Матаева Людмила Павловна, учитель
учитель русского языка и литературы
г. Балаково 2014 г.
Содержание работы
I Введение.
II Основная часть.
1 История появления чисел.
2 Символика чисел в русских народных сказках.
3 Частота употребления чисел.
III Заключение.
IV Используемая литература.
V Приложение (Электронная презентация «Символика чисел в русских народных сказках»).
Введение
Среди книг самые удивительные — сказки. Они не знают власти времени. Мы очень любим читать сказки, а нашим самым любимым школьным предметом является математика. В своей работе мы попытались объединить невозможное, как кажется с первого взгляда, — числа и сказки.
Цель работы - изучение употребления чисел в русских народных сказках, исследование их символики.
Задачи исследования:
Метод работы — анализ сказок и специальной литературы по теме.
Во время подготовки работы мы исследовали 40 сказок на предмет того, какие числа встречаются в сказках вообще и какие числа встречаются в сказках чаще. Нам удалось выяснить, что чаще всего встречаются числа: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 40, 41, 100. В своей работе мы рассказываем, что означает каждое число, и приводим цитаты из сказки, где они встречаются. Затем мы выяснили, что чаще всего встречается в русских народных сказках число 3 (тридцать раз из сорока сказок). Мы получили большое удовольствие от работы, так как еще раз перелистали свою любимую книгу русских народных сказок, не забыв при этом про математику.
Основная часть
История появления чисел
Символика чисел характерна для ранней стадии развития человечества, начиная с родового общества. Людям свойственно верить символам. Числа, как и символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением.
Пифагор говорил, что все вещи можно представить в виде чисел. Для разных народов и даже разных людей значение чисел может не совпадать и даже быть противоположным (например, в Индии число 6 считается священным, а в Африке – это число смерти).
Изучая литературу по теме, мы узнали, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий
предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д.
По одной из древних легенд тот самый Прометей, который украл на Олимпе огонь и отдал его людям, заодно познакомил их с числами и научил грамотно управляться с их значениями. За это он был наказан. Но наказание наказанием, а дело было сделано: в руках людей появился замечательный инструментарий: огонь – для поддержания жизни и числа – для решения самых запутанных интеллектуальных задач, прочтения собственной судьбы. Позже люди обратили внимание, что весь мир подчинен законам чисел и стали вдумываться и искать ключи к их пониманию. Так на заре самосознания человечества родилась одна из наиболее древних наук – нумерология. Нумерология занимается толкованием разнообразных числовых закономерностей, то есть каждое число обладает особыми свойствами, присущими только ему. У истоков нумерологии стояли Пифагор и Платон, ею занимались Леонардо да Винчи, Нострадамус, Менделеев, Королев и еще многие и многие инженерные и технические гении человечества.
Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и по телевидению часто приходится слышать: "…исполняет солист Большого театра…". Слово "солист" означает "певец, музыкант или танцор, который выступает один". А происходит оно от латинского слова "солюс"- один. От этого же латинского слова происходит и "солидарность", то есть единство. Да и русское слово "солнце" похоже на слово "солист". Разгадка очень проста: когда римляне (в древности они говорили по-латыни) придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами, глазами и т. д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями "я" и "ты", а были языки, где "один" звучало так же, как "мужчина", "два"- как "женщина".
Позднее другие племена дали особое имя числительному, которое мы называем "три". А так как до того они считали "один", "два", "много", то это новое числительное стали применять вместо слова "много". Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир - его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света - восток, юг, запад и север, знали четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4.
Затем человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой "вычислительной машиной», - пальцами рук и ног: например, слово "пять" в русском языке происходит от древнеславянского слова "пясть» - рука ("запястье"). А у некоторых племен число "двадцать" называлось "весь человек"! Во многих языках слова "два" и "десять" созвучны.
Символика чисел
С появлением чисел получили распространение символика и нумерология. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных. Часто встречаются троекратные повторы, семь братьев – герои различных сказок. В своей работе мы попытались проследить использование чисел и их символику в русских народных сказках. Нами были отобраны 40 сказок методом случайного выбора. Мы установили, что в сказках встречаются следующие числа:1, 2, 3, 5, 7, 12, 40, 41, 100.
Число 1
Число "один", как правило, обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива.
«В одной деревушке жили два мужика, два родные брата: один был бедный, другой богатый». ( «Горе», [8, с. 20])
«И остался он один-одинешенек». («Горе», [8, с. 23])
Вообще, использование числа один нехарактерно для русских народных сказок. Вероятно, это связано прежде всего с общинным существованием русского народа, с его семейными традициями, с осуждением одиночества и отшельничества. Число один в сказках указывает на выбор (один из немногих) или на сиротство героя («один-одинешенек»).
Число 2
Число 2 часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В некоторых источниках трактуется как «нерешительное, пассивное, подчиненное, мягкое, пластичное, женственное». В Древней Руси число 2 означало женское начало, и от него произошел весь мир чисел. В сказках оно встречается чаще всего для обозначения парности героев, обстоятельств.
«В одной деревушке жили два мужика, два родные брата: один был бедный, другой богатый.» («Горе», [8, с. 20])
Женился мужик вдовый с дочкою на вдове – тоже с дочкою, и было у них две сводные дочери. («Дочь и падчерица», [8, с. 30])
«Жил – был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван.» («Вещий сон», [9, с. 20])
Число 3
Священное, счастливое число. Показывает, в основном, положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего- либо. Кроме этого число 3 символизирует «завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец». «Число 3 символизирует собой целостность, тройственную природу Мира, его разносторонность, триединство созидающих, разрушающих и сохраняющих сил Природы – примиряющее и уравновешивающие их начало, счастливую Гармонию, творческое совершенство и удачу». Может быть поэтому оно является самым встречающимся в сказках. Свои наблюдения мы подтвердили, знакомясь со сказками.
Многие сказки начинаются со слов: « Жил был царь (мужик, старик) и было у него три сына (три дочери).» Многие испытания сказочных героев происходят в тридевятом царстве, в тридесятом государстве или за тридевять земель. Героям сказок приходится выбирать из трех дорог - одну, или одну из трех надписей на камне: «Налево пойдешь, голову потеряешь. Направо пойдешь, жизнь потеряешь. Прямо пойдешь, вообще не вернешься». Герои сказок преодолевают испытания прежде, чем достигают цели. И этих испытаний, как правило - три.
Приведу несколько примеров в подтверждение вышесказанному: так в сказке «Царевна-змея» трижды царевна падала оземь, трижды обвивалась вокруг шеи, трижды оборачивалась змеей.
В сказке « Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» Андрей – стрелок, чтобы уберечь свою жену Марью-царевну от хитрого царя, сначала «пустился» узнавать как поживает покойный царь-батюшка, потом добыл кота Баюна и пошел туда – не знаю куда, приносил то – не знаю что.
Герой сказки «Мудрые советы» прежде чем начать действовать «три раза обошел вокруг царя, все оглядывая вокруг».
В сказке «Сивка — бурка»: «Три ночи сторожили братья пшеницу»; «Только на третий день Иванушка – дурачок до окна царевны допрыгнул и снял перстень с ее руки.» [8, с. 10]
Числа 4 и 5
Числа 4 и 5 в русских народных сказках встречаются нечасто.
«Вот их набралось в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать.»
(«Звери в яме», [11, с. 10])
«Жил – поживал Кузенька один – одинёшенек в тёмном лесу; у него был худой домишко, да один петушок, да пять курочек.» («Козьма Скоробогатый», [9, с. 14])
Нам представляется интересным символика этих чисел.«Число 4 символизирует собой универсальную стабильность, порядок, целостность, завершенность, гармонию, рациональность, совершенное равновесие, стойкость, надежность, реализм, устойчивость и прочность».[1, 384] Значение числа 4 связывается символикой квадрата и креста. Еще в доисторические времена число 4 использовалось для обозначения устойчивости. Стоит обратить внимание на 4 фазы Луны, 4 времени года и т.д. Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.
Число 5 находится в середине первых десяти чисел. Оно «символизирует отсутствие стабильности, непредсказуемость, что, в свою очередь ведет к неуверенности, нервозности, подвижности, риску, авантюризму, поиску окончательного результата, главным образом, опытным путем, через постоянные эксперименты”.[1,396] Несмотря на эти качества число 5 все же считается счастливым числом, ибо символизирует постоянный поиск и самосовершенствование». Пятерка символизирует порядок и совершенство, представляет пять чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Вероятнее всего, создатели сказок не придавали значения такой трактовке чисел 4 и 5 и использовали их только в качестве простых
числительных для обозначения количества, неслучайно эти числа используются редко не только в сказках, но и в пословицах и поговорках.
Число 7
«Число 7 - одно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60). «Это число поистине вездесущее, коренное среди чисел предвечных. Оно символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого».[1, 387] В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях.
«Идут семь волков серых, и один белый – и прямо к стогу.»(«Напуганные медведь и волки», [8, с. 113]).
«В одном месте у мужика было семь сынов, семь Симеонов – все молодец молодца лучше, а такие лентяи, неработники – во всём свете поискать» («Семь Симеонов», [8, с. 98]).
Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов. Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума. В Библии 7 – это символ союза Бога и человека.
Число 12
Это число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства. На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое. Отсюда шло стремление ряда народов основывать разные системы счета, веса, денежного деления музыкального измерения на 12- кратном исчислении.
Почитание двенадцати опиралось в русской традиции как на языческие корни, так и на христианские истоки, возможно, поэтому это число активно использовалось в русских народных сказках.
«Иван – царевич вскопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошёл под землю: тут прикован на
двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.» («Кощей Бессмертный», [9, с. 210])
«Ровно в двенадцать часов слышится солдату, что кто-то гласит из этой башни.» («Елена Премудрая», [8, с. 5])
«В другой раз выпустил он двенадцать жеребцов – все, как один, и гривы на одну сторону.» («Хитрая наука», [8, с. 116])
«Ровно в двенадцать часов попадали все запоры и растворились все двери; входит в избу покойник в белом саване и бросился на старуху. («Рассказы о мертвецах»,[9, с. 230] )
Символика 12-ти используется не только для обозначения количества («двенадцать братьев – молодцов», «двенадцать дочерей, одна другой краше»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов оживают покойники и начинают творить свои черные дела (« Рассказы о мертвецах»), страшные крики слышатся солдату из башни («Хитрая наука»). В 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена Премудрая», «Кощей Бессмертный» и др.).
Число 40
Число 40 является необычным для десятичной системы. В Древней Руси оно воспринималось как «4 помноженное на 10». Отсюда происходят и сорокадневный пост, и счет мехов, шкур на «сорока», и поминки на сороковой день. В этом числе также соединились языческие и христианские традиции.
В русских народных сказках живое существо, имеющее много ног называлось «сороконожкой» («Бедные люди»), а какое-то событие, например дождь из лягушек длилось 40 дней и ночей («Хитрая наука»). Еще в 19 веке считалось, что охотник может убить 40 медведей, а 41 окажется роковым.
Мы можем констатировать, что число 40 непопулярно в русских народных сказках, поэтому говорить о роли символики этого числа в сказках
сложно. Возможно, при изучении большего объема сказок удастся выявить роль этого числа.
Мы встретили использование число 40 только однажды, а также в волшебной сказке использовалось число 41.
«Растворились двери – и несут сорок человек ружьё не ружьё, а целую пушку.» («Безногий и безрукий богатыри»,[9, с. 108] )
«Старик воротился в деревню; в ихней деревне был сорок один двор; вот он обошёл все дворы, собрал с каждого по яичку и посадил клушку на сорок одно яйцо.»( «Баба – Яга и Заморышек», [9, с. 281]).
Число 100
Это число появилось после того, как возникла потребность людей в больших числах, когда 40 и 60 престали казаться слишком большими. Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много».
«Взял у отца сто рублев и пошёл к кузнецу. («Баба – Яга и Заморышек»,[9, с. 108] )
«Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама всё стоит на своём, что лучше жить правдою.» («Правда и Кривда», [9, с. 3]).
«Старик заплатил сто рублей; а Иван Несчастный пошёл домой, приходит, хвать – денег нету, дорогою выронил.» («Доброе слово», [9, с. 83] ).
«Привели жеребца из лесу; дал барин знахарю сто рублев, и пошла об нём слава по всему царству.» («Знахарь», [8, с. 120])
« -Коли так,- говорит барин,- вот тебе мой приказ: украдь у меня чёрного быка из-под плуга; уворуешь – дам тебе сто рублей, не уворуешь – влеплю сто плетей.» ( «Вор», [8, с. 244])
Числительное 100 употребляется в русских народных сказках чаще всего с существительным «рубль»: Правда дает Кривде 100 рублей, все, что у нее было; Старик платит Ивану Несчастному сбережения всей жизни - 100 рублей, барин платит знахарю огромные деньги - 100 рублей - за жеребца и приобретает славу.
Частотность употребления чисел
С целью выявления частотности употребления чисел в сказках мы исследовали 40 произведений народного творчества. В восьми из десяти случаев используются числительные 2, 3, 12. Употребление других чисел показано в таблице. Мы хотели убедиться, что употребление чисел и их символики характерно для русских народных сказок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
40
41
100
2
3
30
1
1
0
2
0
0
0
0
7
0
1
1
4
Анализируя данную таблицу, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется число 3. Это, конечно, связано прежде всего с его символикой. Тройка – это
-- человек, с его телом, душой, духом, а также рождение, жизнь, смерть;
- три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;
- первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.
Число 3 наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Постоянное утроение мотива создает размеренный ритм повествования.
Заключение
Русская народная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду, и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод:
А закончить исследование хочется синквейном.
IV Список используемой литературы
1. Бидерманн Г. «Энциклопедия символов» / Бидерман Г. М., «Просвещение», 2007 – 375с.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе. / Глейзер Г.И. – М., «Просвещение», 1981 –287с.
3. Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. / Депман И.Я. – М., «Просвещение», 1999- 288с.
4. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. / Кузнецов С.А. – М.: «Наука», 2004. – 1200с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Ожегов С.И. – М.: «Просвещение», 2006. – 1000с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. / Ожегова С.И., Шведова Н. Ю. – М.: «Азъ», 2000. – 900с.
8. «Русские народные сказки». / «Русские народные сказки», М.: «Правда», 1982. - 280 с.
9. «Сказки» / М.: «Советская Россия», 1989. – 300с.
10. Энциклопедия для школьнико. / Энциклопедия для школьников, М.: «Лабиринт», 1998 - 450с.
Автор: Матаева Людмила Павловна