Главная / Старшие классы / Родной язык и литература

Сагаалган

Сагаалган

Цели:

- сохранение преемственности опыта, знаний между поколениями; - сохранение исторических и трудовых, традиций бурятского народа ;

- возрождение духовности и укрепление дружбы между

представителями разных народов, проживающих в нашем селе;

Задачи:

- знакомство с разными жанрами устного народного творчества;

- выявление одаренных детей ;

- развитие эстетического вкуса;

- расширение кругозора о традициях и обычаях бурятского народа;

План

1. Сквозь века (об истории праздника)

2. Ритуалы в первый день Сагаалгана.

3. Хии морин или воздушный конь удачи. (флажок удачи)

4. Сагаалганская пища.

5. О национальной одежде бурят.

6. Сагаалганские празднества

7. Игры Сагаалгана.

8. Примерные конкурсы к празднику.

9. Вопросы игры со зрителями.

10. Календарь-литэ (характеристика людей родившихся в тот или иной год животного.)

11. 12 жэлэй магтаал. (стихи о животных календаря-литэ)

12. Песни и стихи о Сагаалгане.

13. Благопожелания Белого месяца.

14. Песни еохора.

15. О выявлении и избавлении сглаз и порч. (Из наблюдений монголоязычных народов.)

16. Астрологический прогноз по зарождению и сохранению новой жизни

Сквозь века.

Сагаалган является народным праздником, связанным с историко- культурными традициями бурятского народа .В целях сохранения исторических и трудовых традиций бурятского народа, возрождения духовности и укрепления дружбы между представителями разных народов, проживающих в республике, празднику Сагаалган придан статус государственного.

Из глубокой старости пришел на землю Бурятии Сагаалган. Этот праздник по восточной астрологии является началом весны, началом очищения и обновления всей природы, в том числе и человека, как части природы.Белый цвет буряты испокон веков считали цветом, приносящим людям счастье, добро, удачу, мир.

Традиция празднования нового года по лунному календарю широко распространена в странах Центральной, Южной. Восточной Азии. До нас дошли описания празднования еще во времена правления Чингис хана.В те далекие времена Сагаалган отмечали осенью, в день осеннего равноденствия 22 сентября. В 1267 году внук Чингисхана Хубилай перенес празднование на февраль месяц, то есть на первый весенний месяц по лунному календарю.

День нового года по лунному календарю приходится большей частью на разные числа февраля. Это время массового приплода у скота, время изобилия молочной пищи. Возможно отсюда происходит название Сагаалган, Саган hара, как праздник молочной пищи, по цвету молока

После распространения ламаизма буддийское духовенство включило Сагаалган в свою религиозно-культовую систему. Поэтому в проведении обрядов выделяются два аспекта: культовый и народный.

Культовая сторона праздника происходит в дацанах, в течение 15 дней читаются молитвы, священные книги о здоровье и благополучии людей, чтобы Новый год оказался для всех живущих на земле счастливым. 29 числа лунного календаря проводят обряд очищения огнем - «дугжууба». Сжигался «сор»- эмблема людских пригрешений за прошедший год.

Последний день старого года называется «бутуу удэр». Накануне убирали дом, заготавливали как можно больше еды и вывешивали изображение почитаемых в семье божеств. Спиртное в этот день не пили. Прежде чем приступить к трапезе, хозяева совершали обряд «далга»- подношение угощений хозяину очага. Все собравшиеся члены семьи должны были есть досыта и обязательно попробовать все кушанья. Вечером люди пораньше ложились спать, чтобы утром подняться с рассветом. Считается, что покровительница Иволгинского дацана, хозяйка нижнего мира - Лхама (hама hахюусан) с рассветом обьезжает землю, ведет пересчет людей, животных (живых душ).

Ритуалы в первый день Сагаалгана.

Рано утром, в первый день наступления Нового года, хозяин дома совершал обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Для этого с вечера во дворе устанавливалось возвышение. Утром на него ставилась металлическая посуда с горячими углями, на которые высыпали благовонные травы. Выносились из дома заранее приготовленные блюда с молочной и мясной пищей. Специально для этого случая варили новый чай, густо забеливали молоком. В специальную посуду насыпали зерно, монеты. Все эти виды пищи разбрызгивались, разбрасывались на все четыре стороны света с просьбой к духам, хозяевам, божествам принять эти угощения и даровать благополучие, спокойствие, мир, здоровье, и.т.д. При этом он обязательно должен поблагодарить их за то, что в год прошедший они покровительствовали ему.

В первый день Сагаалгана людям сидящим на 8 местоположениях (до Сагаалгана необходимо узнать в дацанах о своих местоположениях - стихиях следует совершить следующие ритуалы:

1). Людям, находящимся на стихии «огонь», следует выйти из дома в юго-восточном направлении. Обойти дом по направлению солнца и зайти с южного направления.Затем 7 или 21 разпрочитать тарни «Ум ваджра пад дакини хум мама бизья суха!», побрызгать воду на огонь.

2). Людям. Находящимся на стихии «земля», следует выйти из дома в западном направлении, обойти дом по направлению солнца и зайти с юго-востока. Затем 7 или 21 раз прочитать тарни «Ум падма дакини хуммама бизья суха!» и закопать в землю щепку дерева.

3). Людям, находящимся на стихии «железо»,следует выйти из дома в юго-западном направлении, обойдя дом по направлению солнца, зайти с запада. Затем 7 или 21 раз прочитать тарни «Ум ратна дакини хум мама бизьяа суухаа!» и накалить железо на огне.

4). Людям, родившимся на стихии «небо», следует выйти из дома в северо-восточном направлении и , обойдя свой дом по направлению солнца, зайти с северо-запада. Затем прочитав 7 или 21 раз тарни «Ум ваджра дакини хум мама бизья суухаа!», вылепить из теста собачью голову и закопать ее в юго-восточном направлении.

5). Людям, находящимся в стихии «вода», следует выйти из дома в направлении юго-восток, обойдя жилище свое по направлениюсолнца, и зайти с севера, затем, прочитав 7 или 21 раз тарни «Ум карма дакини хум мама бизья суухаа!», вылив воду в сосуд, перешагнуть через него.

6). Людям, находящимся на стихии «гора», следует выйти из дома в западном направлении, обойдя свой дом по направлению солнца,и зайти с северо-запада. Затем, 7 или 21 раз прочитав тарни «Ум будда дакини хум мама бизья суухаа!», сделав из земли небольшую горку, закопать в нее щепку дерева.

7). Людям, находящимся на стихии «дерево»,следует выйти из дома в северном направлении, обойдя дом по направлению солнца и зайдя с востока.Затем, прочитав 7 или 21 раз «Ум ваджра дакини хум мама бизья суухаа», посыпать на дерево железные опилки.

8). Людям, находящимся на стихии «воздух», следует выйти из дома в южном направлении. Обойдя свой дом по направлению солнца. И зайдя с юго-востока. Затем. 7 или 21 раз прочитав тарни « Ум ваджра пад дакини хум мама бизья суухаа!», следует кусочки из синего материала выбросить в северо-западном направлении.

Хии морин или воздушный конь удачи.

У каждого буддиста есть понятие о Хии морин- символе удачи. Он приносит удачу, оберегает и предохраняет от всяких невзгод.Символы удачи развешивают на второй день Сагаалгана и по мере необходимости 1 раз в три месяца. Также для удачных сделок и решения проблем можно развешивать в удобное для себя время. Например, перед дальней дорогой, решением крупных проблем, операцией, или в период решения всяких тяжелых жизненных ситуаций.

Годы. Цв мат Цв коня Цв языка Цв каймы Вид дер Цв вяз

Тигр

Лошадь

Собака желтый синий красный зеленый береза белый

Кролик

Овца

Свинья зеленый желтый синий белый листв красный

Дракон

Обезьяна

Мышь синий красный белый желтый сосна зеленый

Змея

Курица

Корова белый зеленый желтый красный осина синий

Не следует писать больше одного имени, можно написать ребенка до 8 лет, если он соответствует по году тем или иным родителям или ближайшим родственникам (взрослым) .

Развешивают свои флажки рожденные в год:

Тигра, лошади, собаки- в суботту в день желтой обезьяны, на западе от дома.

Кролика, овцы, свиньи- в четверг, в день очищенной змеи на юге от дома.

Дракона, обезьяны, мыши- во вторник, в день деревянного тигра, на востоке от дома.

Змеи, курицы, коровы- в понедельник, в день водяной свиньи, на севере от дома.

Сагаалганская пища.

Одним из важных элементов Сагаалгана является приготовление национальных блюд. Это прежде всего, ритуальная пища, ей придавалось магическое значение, как способной содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Новогодная пища, как праздничная и самая престижная, включала блюда, довольно редкостные для повседневной жизни.

В меню преобладали мясные и молочные продукты. Заранее разделывалось мясо, лепили бууза (позы). При возможности наиболее состоятельные семьи перегоняли молочную водку.

Бурятские женщины – великие мастерицы в приготовлении всевозможных молочных блюд.

Урмэн. Технология приготовления урмэ достаточно проста. Свежее молоко кипятится на слабом огне в течение 20, 30 минут, пока не появится пена. Затем ставится в прохладное место на 12 часов. Через некоторое время на поверхности молока образуется слой пенок толщиной от 1,5 до 2 см. Толщина зависит от жирности молока. Пенку осторожно снимают и сушат или замораживают. Подают на стол нарезанными. Из 10 литра молока получается до 1 кг. урмэ.

Саламат. (Шанаhан зоохэй.) До того, как под влиянием русских буряты познали хлебопашество, для приготовления саламата они использовали мучнистую массу из высущенных корней различных сьедобных растений. Сметану кипятят на слабом, постоянно помешивая деревянной ложкой. Затем в нее начинают медленно подсыпать муку, при этом убыстряя помешивание, в противном случае образуются комки, так же как при приготовлении манной каши. Беспрерывное помешивание сказывается на выделении масла, чем больше его выступает, тем лучше. Для этого подливают молока или воды совсем немного. Для саламата лучше всего подходит ржаная мука грубого помола. Блюдо считается готовым, когда на дне и по бокам появится румяная корка и сама кашеобразная масса, вся пропитавшись маслом, перестанет прилипать к ложке. Это блюдо питательно и высококалорийно.

Айраг. (хурэнгэ). Замечательный диетический напиток. Полезен при пониженной кислотности желудка. Хорошо утоляет жажду. Для его приготовления применяется ээдэмэг, или свежее молоко. В пахту добавляется закваска, затем посуду закрывают и оставляют на 3 -4 суток, чтобы произошло брожение. При этом необходимо регулярно помешивать. Когда на ее поверхности начнут выступать и лопаться мелкие пузырки- считайте , что айрак готов к употреблению. Айрак пьют, добавляя, по желанию, сметану, сливки, сахар. По мере употребления в хурэнгэ добавляют в небольших количествах молоко или ээдэмэг.

Аарсан. Сытный жаждоутоляющий напиток, обладает опрелеленными диетическими свойствами. Приготовляется аарсан следующим образом. Берут 3 л. воды,2кг белого сгустка (аарсы). После того , как их тщательно перемешали, добавляют 300 г пшеничной муки,. Снова перемешивают, чтобы получилась однородная масса, варят, помешивая 20-30 минут. Перед употребленим заправляют сметаной или сливками.Пьют, по желанию, в горячем виде или охлажденной. Готовят аарсу и с зерном.

Мойhотой шанаhан тибhэн.Промытые и очищенные клубни сараны варят в цельном молоке до распадения долек. Затем добавляют молотую черемуху. Сахар кладут по вкусу. Хорошо вымешав, массу варят 15-20 минут. Блюдо готово. Предварительно охладив, можно подавать на стол.

Бухэлеэр. Взять разруб из передней части туши. Нарубить вместе с костями кусочки примерно граммов по сто. Положить их в кастрюлю в количестве, соответствующем составу семьи или числу гостей, залить холодной водой. Здтем опустить надрезанную головку репчатого лука, а еще лучше дикий сушеный лук. Варить на несильном огне 35-40 минут, периодически помешивая. Соль класть по вкусу , сразу после закипания, добавить лавровый лист и перец.

Тоолэй. Это блюдо подается уважаемому гостю. Баранью голову палят до золотистого цвета, чистят, моют. Затем отделив челюсти и язык, варят в подсоленной воде до размягчения кожи. Подают на блюде, обложив с обеих сторон ребрами с мякотью, сделав на лбу треугольный надрез, и обязательно носиком к гостю. Угощение это символическое, означающее высокую степень уважения к почетному лицу.

Бууза. Готовят фарш, добавляя соль, лук, перец, воду. Фарш накладывают на приготовленные кружки теста, края защипывают, оставляя отверстие для выхода пара. Позы варят на пару в течение 18-20 минут. Готовность можно узнать по светлому соку.

Национальная одежда бурят.

Национальная одежда бурят отражает этническое своеобразие культуры бурятского народа, имеет социальные функции, определяет родовую, племенную и социальную принадлежность владельца.(Она максимально приспособлена к жизни и быту кочевников- скотоводов.)

Традиционный костюм как мужчин, так и женщин, состоял из нательной рубахи и штанов с широким шагом, верхней одежды – халата и шубы со специфическими для бурят головными уборами и обувью. Характерно наличие двух типов нательной одежды: распашной и глухой.

Верхняя одежда –распашная , с запахом левой полы на правую, своротником- стойкой, с рукавами, которые имели обшлага в форме конского копыта.Рукава были удлиненные и защищали кисти рук от ветров и морозов. И летняя и зимняя одежда по покрою была одинакова.

Дифференциация мужской и женской одежды отражена, главным образом, в головных уборах и украшениях. Так, отличительными особенностями мужской одежды было наличие пояса, ножа, огнива и.т.д. Мужская одежда – неотрезная по талии, с длинными книзу полами, подпоясывалась поясом. Носили их, обертывая по талии спереди. назад, закладывая концы сбоку. В прошлом широкие и длинные пояса ткали из овечьей шерсти темных цветов, ширина пояса достигала 25 см, а длина – от 2 до 4 м. Причем пояс рассматривался как особый знак мужского достоинства. Отсюда и термин буhэтэй хун в отношении мужчин вообще.Поясами обменивались родители маловозрастных детей, закрепляя их будущий брак.

Одежда девушек- басаган дэгэл была туникообразной, с цельнокроеными

Рукавами, с декоративным выступом борта – энгэр,на верхней поле.Девичья

верхняя одежда была подобна мужской по покрою, поэтому и та, и другая означалась общим названием- hомон дэгэл.В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Женская одежда была отрезная по талии, с вшивными широкими у основания, удлиненными рукавами, которые заканчивались обшлагами. Рукава женского дэли у хоринских бурят были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в пустую сборку- буфы. К локтям они сужались, здесь пришивали нижнюю часть рукава, называемую тохоног.Ее шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Длинный и широкий подол женского дэли был очень удобен для сидения в традиционной позе в юрте и на коне. В седле: свободно ниспадая, полностью покрывал ноги, защищая их от холода. Обязательной принадлежностью женского костюма была безрукавка: нарядная и будничная. Повседневная короткая безрукавка – уужа или эсэгын уужа, т.к. невестке запрещалось показывать отцу и другим родственникам мужа неприкрытую безрукавкой спину.Праздничная распашная безрукавка – морин уужа, была длиннополой, с разрезом сзади до талии, шили ее обычно из шелка и парчи.

Выйдя замуж, девушка переодевалась в женский наряд, что означало со2иальное и ритуальное приобщение к роду мужа. Переход ее в категорию замужних женщин. Наряду с изменением костюма девушка меняла и свои украшения на женские и из одной косы заплетали две.

Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата и при ческой.

В настоящее время, когда и дет новый подьем национальной культуры, языка. Религии, традиционных праздников, народ старается одеваться в свою национальную одежду, которая становится более современной. Праздничной, нарядной. Люди надевают ее для красоты и оригинальности, поэтому одежда утрачивает функции повседневной и приобретает функции праздничной. Современные модельеры исходят из образности и декоративности традиционного костюма.

Новогодние празднества.

С завершением всех обязательных обрядов начиналось гуляние. Весь первый день проходил во взаимных поздравлениях, приеме гостей и хождения в гости. Прежде всего члены каждой семьи поздравляли друг друга, обязательным было посещение родителей и старших родственников с преподнесением подарков и благопожеланий (юроол). В новый год принято дарить подарки, и существует веками отработанный ритуал.Даритель должен держать в руках хадак и поверх хадака на ладонь правой руки или на соединенные ладони ставился подарок.Даритель и получатель должны были обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Людям родившимся в год с тем же циклическим знаком, что и наступивший год, вручают изготовленную из дерева и.т.д. небольшую фигурку соответствующего животного, которая должна храниться в течение года.

Существует поверье, что чем больше гостей в первый день, тем счастливее будет наступающий год

Новогодний этикет приветствия отличается от каждодневного. Сагаалганский приветственный жест «Золголго» выражает идею преемственности поколений: младший протягивал руки ладонями вверх, выражая готовность воспринять от старшего его опыт, знания и мастерство, а старший на протянутые руки к нему возлагал свои ладонями вниз. Этот жест означает также и то , что младший по возрасту- всегда опора и поддержка старших.

В Сагаалган обмен подарками обязателен. Это могут быть платок, обрез ткани, пакетик чая для женщины; табак, хадак (знак особой почести в виде куска шелковой ткани белого, синего или желтого цвета) для мужчины, сладости или деньги для детей. В последние годы поиск подарка не составляет большого труда, ассортимент товаров в магазинах предоставляет широкие возможности для выбора знака внимания.

Важным и значительным считается угощение членов семьи и гостей. Самые почетные гости в старые времена рассаживались в северной стороне юрты, мужчины помоложе – на правой стороне, а женщины – на левой. Пир начинается с того, что хозяин острым ножом по всем правилам разделки мяса отделяет куски от крестца барана и угощает ими гостей, начиная с самых старших. Хорошо заточенный нож говорит о том, что глава семьи – отличный хозяин. Нож должен резать как по маслу. Хозяйка раздает гостям пиалы с молочной водкой (за неимением которой теперь употребляются разные сорта). Каждый гость должен выпить, либо пригубить три предлагаемые пиалы водки, далее этикет разрешает уклоняться от спиртного.

Затем после угощения в кругу семьи и самых близких друзей и родственников, начиналась непрерывная цепь хождений из юрты в юрту. Бывало, что люди заранее договаривались об очередности хождений. Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. Затем наступала очередь других. Посещение нарядно убранных домов формировало так называемое общественное мнение о хозяйке, их детях и родственниках.

Особого внимания заслуживает жест новогоднего приветствия золгох. Когда младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший, в свою очередь, кладет свои руки сверху ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. У Агинских бурят он дополняется еще одной деталью: младший подходит к старшему, держа на вытянутых в руках хадак, возлагает его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого оба совершают золгох. Женщины получали не хадак, а просто платок, и при совершение обряда, в отличие от мужчин, они не снимают головные уборы, а обшлага их рукавов приспущены.

Игры Сагаалгана.

Игры , в которые играли в первый день Сагаалгана, были достаточно разнообразны. Но есть и такие игры, символика которых связана именно с Сагаалганом: это «пестрая черепаха», «загонять оленя», «стрелять бабками», «хватать бабки», и др. Каждая из них имеет определенный философский или магический смысл.

Вначале 20 в. Буряты зналинесколько десятков игр в бабки (шагай).

Исследователи усматривают в них взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве.

В игре шагай харбах, н-р, выстраивали цепь из 8 или 12 бабок, укладывая их по две, и «стреляли» по цели другими бабками с помощью специальной дощечки.Выигрывал тот, у кого в конце игры оказывалось наибольшее число бабок.

В игре шагай ниилэхэ бабки подбрасывали, а затем собирали на земле или на полу пары, лежавшие одинаковыми сторонами к верху. Затем, щелкая пальцем, «стреляли» одной бабкой по другой, стараясь не задеть при этом соседних. При удачном «выстреле» игрок забирал себе обе кости. Выигрывал опять-таки тот, кто к концу игры набирал наибольшее количество бабок.

В игре алаг мэлхы из 88 или 92 бабок выкладывали фигуру черепахи. Последовательно каждый из игроков бросал шестигранную кость с нанесенными на каждой грани точками от одной до шести, и по тому, какое число выпадало, забирал соответствующее количество бабок из фигуры черепахи. Во всех этих играх сосредоточие в одних руках большого количества костей должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя.

В популярной новогодней игре хорло (круг) использовались 60 деревянных квадратных табличек:48 представляли собой четырежды повторенные изображения животных 12-летнего цикла, а 12 табличек-трижды повторенные изображения круга (хорло), драгоценного камня (зэндэмэни), царя птиц-Гаруды и льва. Последние 12 табличек обладали большей магической ценностью в этой игре, чем первые 48. Из всех табличек выкладывали 12 кучек по пять в каждой и делили между участниками игры, которых могло быть от двух до 12 и которые должны были из этих табличек выложить юрту.В начале шли в ход менее ценные таблички, по мере приближения к концу игры пускались в ход более ценные. Выигрывал тот, кто положил в центр , ассоциировавшийся с дымовым отверстием юрты, имевшую наивысшую ценность тадличку с изображением хорло- круга (таких было свего три.) Эта игра имела космическую символику. Числа 3, 4, 5, 12, 60 наделены важной семантической значимостью в мифологии и космогонии монголов(трехчастность времени и пространств: мир верхний. средний, нижний, т.е. подземный;время прошлое, настоящее, будущее; четыре стороны света, пять элементов мироздания; 12 и 60 лет – календарные циклы). Все они в сочетании друг с другом позволяют некоторым исследователям рассматривать эту игру как некую акцию космического творения, в которой выкладывание юрты из игровых табличек выступает как аналог сотворенного мира. Каждая из игр предусматривает большое количество участников, и вечера первых дней Сагаалгана- наиболее подходящее для них время.

Конкурсы.

1).Слово о родной земле.

Мой край родной

Я не забыл свои начала,

Я вскормлен молоком твоих долин,

И песнь предков колыбель мою качала.

Дорогие земляки расскажите нам о своей земле родной.

2). Моя родословная.

В старину, когда бывало у бурят,

Если вдруг о предках заговорят,

До 20-го колена на пальцах сочтут,

Всех дедов,прадедов, прапрадедов учтут.

Для почину подзовут любого малыша

«А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай

Кто твои отец, кто дед, кто отец деда?»

А ну-ка, кто из вас без запинки может назвать свою родословную и до какого колена?

3).Бурятская песня.

Я начал песнь. Она была о том,

Что радостна и празднична дорога,

Что счастлив я, как вдох в себя вобрав

И синеву Саянского отрога,

И шум воды, и тихий шелест трав,

И блеск зари, и звонкий щебет птичий

И лес, и горы, и степную гладь …

Как мудр бурятский наш обычай

Беду и счастье в песнях изливать!

Приглашаем на подиум участников!

4).Благопожелания.

Есть у бурят удивительный обычай-произносить благопожелания. Благопожелания- это глубокая философия, высокое искусство, это душа народа.Они передаются из поколения в поколение и имеются на все случаи жизни .Начинаем конкурс благопожеланий.

5).Из сокровищниц устного народного творчества. Поговорим о пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки- кладезь народной мудрости. Кто из нас не помнит пословиц и поговорок, на которых они нас воспитывали. Этот конкурс пройдет в форме переклички.

А теперь каждая команда должна задать команде-сопернице по 3 загадки. Выигрывает та команда, которая быстрее их отгадает.

6). Бурятские национальные блюда.

Испокон веков буряты славился гостеприимством. Каждый человека, знакомый или незнакомый в бурятском доме встречал радушный прием. Без угощения не отпускали из юрты даже ближайшего соседа.

Сагаан hараар айлшадаа

Сагаан хадагаар золгожо

Сагаан эдеэгээр угтаял даа.

Итак, команды знакомят нас с бурятской кухней. От каждой команды по одному участнику.

7).Спортивные состязания. (можно назвать « Эрын гурбан наадан» и изменить конкурсы.)

Какой праздник без игр и спортивных состязаний! Буряты издревле славились ловкостью, меткостью, силой. Приглашаем принять участие в конкурсе баторов и мэргэнов.

- Конкурс на меткость «Аламжи мэргэн». (метание стрел в мишень.) По одному от команды.

-Конкурс баторов на силу и выносливость «Перетягивание соперника». От одного до 3 участников.

-Конкурс «Охотник-следопыт». Участники с завязанными глазами должны обойти три дерева (пенька) не задев их (по одному участнику.)

Игра со зрителями.

(Вопросы на скорость ответа)

1) Священная гора для жителей Тэгды. (Ундэр)

2) Переносное жилище кочевых народов. (Юрта)

3) Обряд очищения огнем у бурят. (Дугжуубэ)

4) Популярное и любимое блюдо бурят. (Позы).

5) Бурятский эпос. (Гэсэр).

6) Кто автор слов гимна Бурятии. (Дамба Жалсараев.)

7) День взаимных благопожеланий в честь нового года по лунному календарю. (Сагаалган).

8) В юрте опора - шест, в жизни опора - кто. (Друг)

9) Сколько лампадак зажигают в дни Сагаалгана в дацанах?

10) Объясните значение слова Сагаалган

11) Назовите бурятский национальный музыкальный инструмент

12) Показать и объяснить значение приветственного жеста Золгохо

Календарь - литэ по 12-летнему животному циклу.

К числу важнейших культурных достижений 12в. Следует отнести и принятие монголами нового календаря по животному циклу. Он начинается с года Мыши и заканчивается годом Свиньи.

В народе говорят нет плохих животных, плохих годов. Тем не менее, у каждого года есть свои особенности, свои отличия.

Год мыши.

Люди, родившиеся в год мыши, внешне очень привлекательны. Их отличает трудолюбие, упорство. Придают большое значение материальной стороне жизни, поэтому стараются накопить богатство, экономны и бережливы. Проявляют необыкновенную щедрость только влиянием большого чувства. Порой логика покидает их. Иногда проявляют честолюбие. В работе и жизни они умеют добиться своего. Им невсегда удается владеть собой, о чем они потом сожалеют.

1).Идеальными друзьями и спутниками жизни могут быть дракон, обезьяна, бык.

2).В меньшей степени подходят змея, тигр, собака, кабан, крыса.

3).Вовсе не подходят лошадь.

Год быка.

Человек. Родившийся в этот год, обладает внушительной, солидной внешностью, что вызывает к нему доверие. В беседы вступает с трудом - не любит многословия, но иногда проявляет редкое красноречие. Бывают мгновения, когда выходит из себя, впадает в ярость. В такие минуты лучше его оставлять одного.

Считается, что у них легкий характер. Однако им свойственны и упрямство. В браке не всегда гладко.

1). Змея, петух, крыса.

2).Дракон, кролик, обезьяна, кабан, бык.

3). Овца.

Год тигра.

Смелые и решительные люди рождаются в этот год. Их никогда не покидает мужество. К ним относятся с уважением, но сами они нередко конфликтуют со старшими- по службе или возрасту. Принимая решения, они часто ошибаются, о чем потом сожалеют.

1).Лошадь, дракон, собака.

2).Крыса, бык, кролик, тигр, овца, петух, кабан.

3).Змея, обезьяна.

Год кролика.

В этот год рождаются люди энергичные. Они очень эмоциональны. В определенных ситуациях проявляют упрямство, своеволие. Они немногословны, ограничиваются имеющимся, не стремятся жить не по средствам ,иногда попадают под чужое влияние, но в основном действуют самостоятельно, не боятся высказать мнение.

В брак вступают в ранней молодости, но среди них много таких, кто избегает брака.

1).Крыса, Змея, Обезьяна, Петух.

2).Тигр, Лошадь, Овца, Кабан, Дракон.

3).Овца.

Год змеи.

Рожденные в этот год отличаются неординарным характером, понять их нелегко. Судьба наделила их мудростью и поэтому, наверное, в делах им всегда сопутствует удача. Уверенные в себе, они порой совершают неосмотрительные поступки, не прислушиваясь к мнению близких. Не могут простить себе промахов, тяжело переживают. Некоторые из них эгоистичны, тщеславны, к тому же проявляют скупость.

Под внешней безмятежностью скрывается страстная натура. Внешне привлекательны и поэтому избалованы вниманием. В семейной жизни доставляют партнеру хлопоты, поскольку ведут себя легкомысленно.

1).Бык, Петух.

2).Крыса, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца.

3).Тигр, Кабан.

Год лошади.

Родившиеся в этот год наделены умом и проницательностью. В обществе ведут себя свободно, непринужденно. В работе удачливы, доводят до-конца задуманное.Зная о своей популярности, отличаются некоторой самоуверенностью, в особенности в отношениях с партнером. Любят самозабвенно, с полной отдачей, со всей страстью,

Стремятся к независимости, пренебрегают советами.

1).Тигр, Собака, Овца.

2). Дракон, Змея, Обезьяна, Петух, Кабан.

3). Крыса.

Год овцы.

Люди этого знака застенчивы, нерешительны, в жизненных перипетиях – беспомощны. Им очень трудно принимать самостоятельные решения. Среди них много набожных людей. Они одаренны способностями в области изящных искусств, и если не очень пессимистичны, то их творческая жизнь складывается удачно.

Зарабатывают они неплохо, недостатка в деньгах не чувствуют. Их не любят за мягкость, доброжелательность. У них хороший вкус, они любят окружать себя удобством, а порой и роскошью.

1).Кролик, Кабан, Лошадь.

2).Тигр, Дракон, Змея, Овца.

3).Бык, Собака.

Год обезьяны.

В этот год рождаются люди, характер и поведение которых отличается противоречивостью. С одной стороны целеустремленные. Находчивые. Умные, они в то же время могут легко поддаться на уговоры и отказаться от своих планов. Настроившись на осуществление какого- либо дела, они при малейшем препятствии теряют интерес к нему.

Среди людей этого знака есть немало нерешительных, трусливых, другие же отличаются недюженным темпераментом, но вспыльчивы. Если создать благоприятные условия, многие могут достичь славы.

1).Дракон, крыса.

2).Кролик, овца, собака, обезьяна.

3). Змея, кабан, тигр.

Год петуха.

Рождаются очень трудолюбивые люди, посвятившие себя любимой работе. Среди них много одаренных личностей. Взаимоотношения с окружающими несколько затрудняются, по всвей видимости, из-за замкнутости характера. Одинокие, иногда эксцентричные, они по натуре очень робки. Взлеты и падения сопровождают их всю жизнь. Порой проявляют эгоизм, а иногда совершают отчаянные поступки. Вызывают постоянный интерес к себе.

1).Бык, змея, дракон.

2). Крыса, петух, собака, кролик.

3).Тигр, лошадь, обезьяна, овца, кабан.

Год собаки.

Чертами характера людей, родившихся в этот год, является честность и в то же время- упрямство, эгоизм. Поведение их отличается эксцентричностью. Хотя и проявляет равнодушие к материальной стороне жизни, но деньги, по крайней мере, умеют зарабатывать и недостатка в них не ощущают.Ведут уединенный образ жизни, во свеем проявляют некоторый скептицизм.

Почти всегда достигают запланированной цели, обладают организаторскими способностями.

1).Лошадь, тигр, кролик.

2).Крыса, змея, обезьяна, собака, кабан.

3).Дракон, овца.

Год кабана.

Это – люди честные, храбрые, преданные .В работе не щадят себя,узьям и любимым сохраняют верность до конца жизни. Очень образованны, много знают и читают, но не любители бесед. Не любят осложнений, ссор, споров.В браке не всегда счастливы. Преграды их не пугают и не останавливают.

1).Кролик, овца.

2). Крыса, тигр, бык, дракон, петух, собака, кабан.

3).Змея.

12 жэлэй магтаал.

Арбан хоер жэл туруулжэ гарадаг

Ама саган хулгана жэл.

Эбэр hуулээ тэгшэдхэн ябадаг

Эзэндээ хайратай ухэр жэл.

Арын модондо алсайлган ябадаг

Алаг эреэн барас жэл.

Дэлхэй дуурэн гуйдэг

Дэрбэгэр шэхэтэй туулай жэл.

Хурмаста тэнгэридэ хуршаганан ябадаг

Хула халзан луу жэл.

Сахилзын оеороор сахаригтан ябадаг

Саган эреэн могой жэл.

Холо газарые ойродхон ябадаг

Хатуу туруутай морин жэл.

Хотогор газарые хохиржуулан ябадаг

Хонгор туруутай Хонин жэл.

Халуун орной модондо ябадаг

Отохон hуултэй бэшэн жэл.

Уурэй сайхада хашхаран байдаг

Тугас hуултэй тахай жэл.

Хорото дайсаниие хоройлон байдаг

Хон-хон дуутай нохой жэл.

Газарай хурьhые онгилон ябадаг

Газаашаа hоеотой гахай жэл

Песни и стихи о Сагаалгане, в помощь ведущим.

Когда приходит Белый месяц , мы,

Как предки, можжевельник воскуряем-

Очаг свой очищаем, поздравляем

Друг друга с окончанием зимы.

Обычай сей как символ чистоты……

Г. Раднаева.

Заходите соседи!

С новым годом вас всех!

В этот день на планете одиноким быть грех

В праздник Белого месяца (так повелось у нас)

Людям надобно встретиться- чтоб светлее жилось!

Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада,

Чтоб долины и взгорья голубели всегда……

Вот и наступил праздник Белого месяца,

Праздник Вечного месяца.

Только доброе ценится,

Только в светлое верится.

Б.Дугаров.

Пусть белыми будут наши помыслы

И светлым будет наше будущее…

Из народной мудрости.

Сагнай hайнаар эрьебэ,

Сагаалгамнай ерэбэ.

Сарюун дайдам hэргэбэ,

Саган эдеэ дэлгээбэ…

Г. Чимитов.

Зоной золтой hайндэр.

Ерэбэл даа жэнгирhээр

Ехэ hайндэр газаамнай.

Бадарбал даа дэгжэhээр

Баяр жаргал досоомнай.

Сагаанhара сахилзан ерэбэ,

Сагаалгамнай сарюунаар эхилбэ.

Убгэд хугшэд бурхандаа мургэбэ,

Ухибууднай бэлэгтэ хуртэбэ.

Г.Чимитов.

Буряад заншал hэргэбэл,

Бурхан тахил дэлгэрбэл.

Арад зомнай ундыбэл,

Ажал хэрэг урдалбал…

Г.Чимитов.

Гараад байhан жэлээ

Гарзагуйгоор унгэргэел

Ороод байhан ондоо

Олзотой ходо ябаял.

Аза жаргал эдлэел…

Ч. Гуруев.


Автор: Гармаева Тунгалаг Чагдуровна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Сагаалган Гармаева Тунгалаг Чагдуровна 20 Мар 2015
видео Сагаалган - 2014 Чебунина Надежда Ивановна 1 Апр 2015
презентация Сагаалган Самолетова Ольга Ивановна 20 Мар 2015
документ Сагаалган Трофимова Анна Владимировна 31 Мар 2015
документ Сагаалган Трофимова Анна Владимировна 31 Мар 2015
видео Флэш-моб "Сагаалган - 2013" Цырендоржиева Виктория Николаевна 5 Апр 2015
видео показ этномоды на празднике Сагаалган Хангуева Буда Цыденешиевна 1 Апр 2015
документ Сагаалган Дампилон Дулгаржаб Виличкеевна 5 Апр 2015
разное Сагаалган - праздник белого месяца. Молодова Светлана Викторовна 9 Дек 2015
документ Внеклассное мероприятие к празднику Сагаалган Дашиева Саяна Николаевна 20 Мар 2015
документ Сагаалган праздник белого месяца! Шагдырова Лариса Намсараевна 21 Мар 2015
разное Презентация "Праздник Сагаалган" Житникова Светлана Леонидовна 30 Мар 2015
документ Путешествие в народные праздники: Сагаалган и Масленица Базарова Баярма Дондокдоржиевна 31 Мар 2015
документ Светлый и добрый праздник Сагаалган Батоева Цыпылма Дашинимаевна 31 Мар 2015
документ "Сагаалган" Цыбикова Надежда Ивановна 31 Мар 2015
документ Сагаалган-2015 Сценарий Балданова Баярма Дашиевна 1 Апр 2015
документ Проект "Проведение праздника Сагаалган" Цыбикова Надежда Ивановна 1 Апр 2015
презентация Выставка поделок на Сагаалган - празднику Белого месяца овчиникова виктория викторовна 27 Апр 2015
документ Внеклассное мероприятие в 5 классе "Сагаалган" Ванжилова Лариса Дамбаевна 21 Апр 2015
документ Праздник Белого месяца "Сагаалган" Чебунина Надежда Ивановна 12 Апр 2015
документ Праздник Белого месяца - Сагаалган Диск Третьякова Светлана Николаевна 16 Окт 2015
документ Проект "Сагаалган" Бельская Людмила Михайловна 19 Мар 2016
документ Проект "Сагаалган" Бойченко Марина Васильевна 17 Мар 2016
документ Открытый классный час "Сагаалган" Шерхунаева Августина Борисовна 9 Мар 2016
документ "Сагаалган" Копылова Мария Анатольевна 29 Фев 2016
документ Проект "Сагаалган" Chuklanova Lyudmila Vladimirovna 22 Фев 2016
документ Конспект праздника "Белый месяц-САГААЛГАН" Верещагина Ирина Федоровна 14 Фев 2016
документ Сценарий конспекта "Белый месяц САГААЛГАН" Верещагина Ирина Федоровна 9 Фев 2016
документ внеклассное мероприятие "Сагаалган" Танхаева Сэсэг Максимовна 6 Дек 2015
презентация "Сагаалган" Татьяна Викторовна Марушева 7 Апр 2016
презентация открытый урок по теме "Сагаалган" Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна 20 Мар 2015
документ Совместная деятельность воспитателя с детьми. Тема «Приготовление буузы к народному празднику Сагаалган» Гонтова Ольга Яковлевна 30 Мар 2015
документ Сценарий классного часа: "Сагаалган - праздник доброты и любви". Мудаева Дарима Даниловна 31 Мар 2015
документ Сценарий праздника "Сагаалган- праздник Белого месяца" Цыдыпова Любовь Дашицыреновна 1 Апр 2015
документ сценарий праздника "Сагаалган" Гармаева Гелена Васильевна 1 Апр 2015
документ Сценарий прадника "Сагаалган" Ванжилова Лариса Дамбаевна 1 Апр 2015
документ Проект "Народные игры бурят", в рамках празднования Праздника Сагаалган Киселева Елена Александровна 19 Мар 2016
документ Мастер-класс "Изготовление гирлянды праздничных флажков к празднику Сагаалган" Андреянова Алтана Мэлсовна 21 Фев 2016
документ сценарий праздника "Сагаалган" для детей старшего дошкольного возраста Спасова Наталья Николаевна 14 Фев 2016
документ Сценарий праздника "Сагаалган" Балданова Арюна Шулуновна 23 Мар 2016