Авторская программа к учебнику 10 класса Г. С. Меркина
МОУ «СОШ № 23», п. Айхал
Авторская программа к учебнику 10 класса Г. С. Меркина
Учителя русского языка и литературы Лебедковой Любовь Михайловны
Количество часов
Всего: 170 часов.
Из них по развитию речи: 22 часа.
В неделю: 5 часов.
№ урока
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Содержание материала
Применение ИКТ
Примеча-
ние
1
2
2
Введение. «Прекрасное начало…»
Из истории русской литературы 19 века.
ОП: Историко-литературный процесс.
ВС: Вечные темы русской классики.
МС: Литература, история, язык.
Тип урока.
Изучение нового материала. Лекция учителя.
3
1
Основные этапы творческой эволюции А.С. Пушкина.
Из литературы 1 половины 19 века.
Историко-биографический очерк с закреплением понятий о литературных направлениях и лирических жанрах.
Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе». Традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре.
ВС: традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Презентация «Лицейские годы А.С. Пушкина».
4
1
«Муза пламенной сатиры»
Социально-историческая тема в лирике Пушкина. Обзор лирики «петербургского» периода с текстуальным анализом оды «Вольность».
5
1
Годы странствий. Самовоспитание художника.
Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «К морю».
Иллюстративный материал.
6
1
Южные поэмы.
Обзор поэм «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья – разбойники» с текстуальным анализом поэмы «Кавказский пленник».
Составление книгосценария к одной из поэм.
7
1
Трагедия «Борис Годунов».
Историческая и «частная» тема в трагедии Пушкина.
МС: Историческая основа сюжета.
8
1
«Я думал стихами».
Тема призвания поэта в лирике Пушкина. Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях Пушкина, сущность поэтического творчества. Свобода художника, тайны природы и т.д.
9
1
«Чувства добрые как основа пушкинской поэзии».
Красота мира и человеческих чувств в пушкинской лирике (тема дружбы, любви, природы, жизни и смерти в стихотворениях разных лет.
Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
ОП: Философская лирика.
Презентация одного из стихотворений А. С. Пушкина.
10
1
Поэма «Медный всадник».
Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Историческая и «частная» тема в поэме. Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
ОП: Поэма как лироэпический жанр.
ВС: Одические мотивы «петровской» темы в творчестве Ломоносова и Пушкина.
МС: Историческая основа сюжета поэмы.
Галерея памятников Петру I.
11
12
2
РР.
Письменная работа по проблематике изученной темы.
Сочинение с использованием учебно-методической части раздела учебника.
13
1
Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов.
Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечением материала учебника и сообщений учащихся.
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
МС: Живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова.
Галерея рисунков М.Ю. Лермонтова.
Урок – портрет.
14
1
«Тяжкое бремя пророчества».
Образ Поэта в лермонтовской лирике.
Урок-образ с текстуальным анализом стихотворений «Пророк» (1838г.), «Поэт».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.
ВС: Традиции русского романтизма в лирике М.Ю. Лермонтова.
15
1
РР.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Трактовка одной темы (образ поэта-пророка) разными поэтами.
МС: Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.
Раздаточный материал.
16
1
«Когда мне ангел изменил…»
Мотивы интимной лирики. Духовная лирика. Обзор любовной лирики поэта с анализом стихотворений «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).
МС: Музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.Рубинштейн и др.).
ОП: Духовная лирика.
Музыкальные произведения на стихи М.Ю. Лермонтова.
17
18
2
Темы и мотивы философской лирики М.Ю. Лермонтова.
Урок – обзор с привлечением материала разделов, докладов и сообщений учащихся.
19
1
Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова. Романтический колорит поэмы. Ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов поэмы с лирикой поэта.
ОП: Романтическая поэма.
Иллюстративный материал «Образ Демона».
20
21
2
РР.
Письменная работа по проблематике изученной темы.
Сочинение с использованием учебно-методической части раздела учебника.
22
1
Художественный мир Н.В. Гоголя.
Н.В. Гоголь.
Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечения материала учебника и сообщений учащихся.
Презентация к творчеству автора.
Урок – портрет.
23
1
Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».
Реальное и фантастическое в повести. Ирония как прием авторского осмысления абсурдности существования человека в прошлом мире.
ОП: Ирония, романтическое двоемирие.
ВС: Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Анализ повести с опорой на материал статьи и сопроводительного аппарата раздела учебника.
Киносценарий «Похождения поручика Пирогова».
24
1
«Необыкновенно странное происшествие…»
Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Гротеск как прием авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.
Соединение комического и трагического в судьбах гоголевских героев.
ОП: Гротеск, фантасмогория.
Анализ повести с использованием материала учебника.
Слайды «Мои иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Нос».
25
1
Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Урок – обобщение с привлечением ранее изученного материала. Доклады и рефераты учащихся.
Слайды к докладам, рефератам.
26
27
2
РР.
Письменная работа по проблематике изученной темы.
Самостоятельная работа учащихся по всей теме «Из литературы 1-ой половины 19 века с использованием учебно-методической части раздела учебника.
28-31
4
Введение.
Литература и журналистика 2-ой половины 19 века.
Русская литература 2-ой половины 19 века.
Социально-политическая ситуация России 2 пол. 19 века.
«Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.
Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике1850-1860 годов.
Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни.
Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.
«Некрасовское» и «элитарное» направление в поэзии, условность их размежевания.
Расцвет русского национального театра (драматургия Н.А.Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.).
Вклад русской литературы 2 пол. 19 века в развитии мировой и отечественной культуры.
Иллюстративный материал.
32
1
Жизненный и творческий путь великого русского драматурга.
Творчество А.Н. Островского.
Историко-биографический очерк с привлечением материала раздела и рекомендованной литературы.
Презентация к творчеству писателя.
33
1
Быт и нравы замоскворецкого купечества в комедии «Свои люди – сочтемся!».
История создания пьесы, анализ экспозиции, завязки действия, характеристика основных персонажей (с опорой на задания учебника).
34
1
Конфликт «старших и младших» в комедии А.Н. Островского.
Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзик и Тишка – 3 стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Проблемный анализ текста с привлечением материалов раздела учебника.
Киносценарий (по желанию).
35
36
2
Герои и проблематика комедии «Лес».
Урок – семинар по итогам выполнения самостоятельного анализа текста.
Презентация работ.
37
1
Мир города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза».
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».
ОП: Семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
38
1
Катерина и Кабанова: два полюса нравственного противостояния.
Сопоставительный анализ с отработкой понятий «семейно-бытовая коллизия». «речевая характеристика».
39
40
2
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».
Образ Катерины в свете критики. Урок – семинар с привлечением вопросов и заданий раздела учебника, с опорой на критические статьи Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарева.
ВС: Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Слайды, иллюстративный материал.
41
1
Образная символика и смысл названия пьесы.
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.
МС: Островский и русский театр. Интерпретация пьес.
42
43
2
Сочинение по проблематике изученной темы.
Творческая работа учащихся с использованием учебно-методической части раздела учебника.
44
1
Личность и творчество И.А. Гончарова.
Творчество И.А. Гончарова.
Историко-биографический очерк с общей характеристикой литературной деятельности писателя (с опорой на биографический материал раздела учебника и рекомендуемую литературу).
Презентация биографии и творчества писателя.
45
46
2
Преображение романтика.
Герои и проблематика романа «Обыкновенная история».
Анализ 1-го романа гончаровской трилогии с привлечением материла основной и дидактической части учебника.
47
1
Утро Обломова.
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
Знакомство с героем романа «Обломов». Вводное занятие по роману, включающее самостоятельный анализ эпизода.
48
1
К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).
Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».
Анализ центральной главы романа с опорой на материал учебника.
ОП: Типизация, утопия, «роман в романе».
49
1
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими героями романа: Обломов и Штольц.
50
1
Любовная тема в романе.
Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника.
Портретная галерея женских образов, подвигнувших мужчин на подвиг.
51
52
2
Роман «Обломов» в интерпретации русской критики и современного искусства.
Урок – дискуссия с привлечением литературно-критического материала (статьи Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина) и фрагментов кинофильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссер Н. Михалков).
МС: Музыкальные темы в романе «Обломов».
ВС: И.С. Тургенев и Л.Н.Толстой о романе «Обломов», Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Презентация иллюстративного материала.
Кинофильм.
53
1
Обломов на краю обрыва.
Позднее творчество И.А. Гончарова.
Лекция учителя и сообщения учащихся с опорой на материал заключительной статьи раздела учебника.
54
55
2
РР.
Сочинение.
Письменная работа по проблематике изученной темы с использованием учебно-методической части раздела учебника.
56
1
Жизненный творческий путь И.С. Тургенева.
Творчество И.С. Тургенева.
Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.
Презентация к биографии и творчеству писателя.
57
58
2
Народ: от поэзии к правде.
Цикл «Записки охотника».
Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы» в контексте проблематики цикла и с опорой на ранее изученное. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека.
Иллюстративный материал.
59
1
Логика начала.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.
Знакомство с героями.
Анализ первых глав романа с опорой на понятия «социально-психологический роман», принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героя.
60
1
Мир «отцов» в романе.
Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.
Пообразная характеристика с анализом ключевых эпизодов.
61
62
2
Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.
ВС: Тургенев и группа «Современника». Проблемная дискуссия с опорой на ключевые эпизоды романа.
Иллюстративный материал. Слайды к сообщениям.
63
1
Философские итоги романа. Смысл названия.
Урок-обобщение с привлечением материала критического (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова) и элементами подготовки к сочинению.
Русская критика о романе и его герое.
ВС: Литературные реминисценции в романе.
МС: Музыкальные темы в романе.
Музыка в романе «Отцы и дети».
64
65
2
РР.
Сочинение.
Творческая работа по проблематике изученного произведения (с использованием учебно-методической части раздел учебника).
66
1
Личность Н.Г. Чернышевского и история романа «Что делать?».
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
«Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
МС: Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности и поэтика романа «Что делать?».
ВС: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря.
Презентация и биография писателя.
67
1
Разумна ли теория «разумного эгоизма»?
Урок – дискуссия по проблематике «новых людей» с опорой на полемический комментарий в статье учебника.
«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.
Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.
Образное и сюжетное своеобразие «идеологического романа» Н.Г. Чернышевского.
ОП: Ложная интрига, литературная утопия.
ВС: Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе.
68
1
«Будущее светло и прекрасно…»
Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
Черты социальной утопии в романе. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.
ВС: Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе.
ОП: «Литературная утопия», «идейный пафос».
69
1
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Диалог художников.
Урок – семинар на проблемное сопоставление.
70
71
2
РР.
Сочинение.
Творческая работа по проблематике изученной темы (с использованием учебно-методической части раздела).
72
1
Основные вехи жизни и творчества народного поэта.
Творчество Н.А. Некрасова.
Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова – лирика.
73
1
Народные характеры и типы в некрасовской лирике.
Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник», «Тройка» с привлечением самостоятельного разбора стихотворения «Зеленый шум».
Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве Н.А. Некрасова.
ОП: Народность художественного творчества.
Портретная галерея характеров и типов людей из народа в лирике Н.А. Некрасова.
74
1
«Муза мести и печали» в лирике Н.А. Некрасова.
Анализ стихотворений «Блажен незлобивый поэт». «Вчерашний день, часу в шестом…» с опорой на проблемные задания статьи учебника.
ВС: Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
75
76
2
«За великое дело любви…»
(социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике»).
Анализ стихотворений «О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия» (А.Н. Еракову).
77
1
«В каком году – рассчитывай…»
(Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Вводная беседа с закреплением понятий «поэма-эпопея», «фольклорный мотив», «сказочный зачин», «мифологический образ».
Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни.
Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.
Т.Л. народность художественного творчества, демократизация поэтического языка.
78
79
2
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.
Характеристика представителей старой Руси и претендентов на «мужицкое счастье» переломного времени («Порвалась цепь великая..»).
Анализ глав «Счастливые», «Последыш», «Крестьянка» с опорой на вопросы и задания учебника.
Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.
80
1
«Пел он воплощение счастья народного…»
(Философские итоги некрасовского эпоса).
Урок-дискуссия с обсуждением проблематики финала некрасовской поэмы и элементами подготовки к итоговому сочинению.
Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова.
Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
81
1
«Последние песни – поэтическое завещание Некрасова».
Анализ стихотворений «О Муза! Я у двери гроба..», «Сеятелям» и др. с привлечением материала учебника.
МС: Некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.
Жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Иллюстративный материал.
82
83
2
Сочинение по проблематике изученной темы.
(с использованием учебно-методической части раздела учебника).
Самостоятельное чтение поэмы «Саша», «Дедушка».
84
1
Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева.
Лирика Ф.И. Тютчева.
Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.
Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.
Презентация к биографии Ф.И. Тютчева.
85
86
2
Мир природы в лирике Тютчева.
Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые сместились..» и др. с опорой на ранее изученный материал и статьи учебника.
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.
МС: Пантеизм как основа тютчевской философии природы.
87
1
«И ропщет мыслящий тростник».
Анализ стихотворений «Silentium», «Певучесть есть в морских волнах» и др. с включением самостоятельного анализ поэтического текста.
Личность и мироздание в лирике Тютчева.
Тема трагического противостояния человеческого «Я» и стихийных сил природы.
ТЛ: Интеллектуальная лирика.
ВС: Пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
88
1
Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И. Тютчева.
Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим..», «Я встретил вас» и др. с привлечением материала учебника и обсуждением вопроса о поэтической традиции в лирике Тютчева.
Драматизм звучания любовной лирики поэта.
ТЛ: «Лирический фрагмент».
МС: Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
Музыкальные произведения на стихи Ф.И.Тютчева.
89
1
Историко-философские мотивы лирики Ф.И.Тютчева.
Анализ стихотворений «Цицерон», «Эти
Автор: Лебедкова Любовь Михайловна