О некоторых проблемах учебно-воспитательной работы в классах смычковых инструментов.
Методические сообщения педагогов музыкальных школ, их письменные работы, выступления в концертах продиктованы стремлением внести весомый вклад в формирование эстетических личностных качеств учащихся.
Анализ работы детских музыкальных школ позволяет обратить внимание на ряд типичных моментов. Наряду с общим музыкально-эстетическим воспитанием школы призваны готовить профессиональных музыкантов. Решение этой задачи особенно тесно связано с постановкой учебно-воспитательной работы, содержанием и методами обучения в смычковых классах музыкальных школ.
Педагоги занимаются воспитанием личности ученика, развитием заинтересованности и любви к музыке, формированием музыкальных способностей. При этом особое внимание уделяется первоначальным занятиям. Поиск наиболее перспективных методов начального музыкального воспитания является одной из примечательных особенностей современного развития музыкальной педагогики.
На первом месте стоит вопрос решения воспитательных задач, на втором – развитие музыкальных способностей, воспитание слуховой сферы ученика, и на третьем - вопросы скрипичной технологии.
В силу особой спецыфики приспособления к игре на смычковых инструментах на первых занятиях не следует сразу приступать к постановке рук. Сначала надо ввести ученика в мир музыки, приобщить к работе класса, заинтересовать инструментом. Необходимо провести подготовительные занятия: расслабляющие упражнения, пение песенок, показ игры на скрипке. Музыка должна «звучать» в ученике до его собственной исполнительской деятельности. Разучивая с начинающим песенки, занимаясь ритмикой, педагог глубже узнаёт ребёнка, раскрывает его способности, выявляет отрицательные качества, с которыми придётся вести борьбу. Дальнейшее отношение ученика к занятиям зависит от психологического климата первых уроков. На первых занятиях нужно вводить игровые элементы, если ребёнок приходит в школу в 5-7 летнем возрасте, так как он привык к игре. Необходимо сохранить интерес малыша к занятиям при помощи различных педагогических находок, ассоциативных сравнений.
Некоторые педагоги практикуют коллективные занятия в первые 2-3 месяца обучения, что способствует лучшему изучению нотной грамоты, развитию слуха, постановке рук, так как каждый ребёнок старается, чтобы его результаты были лучше, то есть присутствует соревновательный момент. Ну и конечно же, двух занятий в неделю не достаточно для начинающих струнников. Начальное обучение это фундамент, на котором строится подготовка музыкантов-профессионалов, по-этому воспитывать ребёнка в музыкально-художественном и технологическом плане необходимо серьёзно с первых уроков, формируя слуховую и двигательную сферы.
Необходимо целенаправленно развивать музыкальный слух ученика, чему способствует интеграция предметов сольфеджио и специальности.
Особого внимания требует проблема организации набора и сохранение контингента учащихся. Решающим моментом пропаганды обучения на струнных инструментах является его качество, исполнительский уровень подготовки учащихся скрипичного класса школы. Важную роль в популяризации струнных инструментов играют систематические выступления учащихся в детских садах и общеобразовательных школах, особую роль играют ансамблевые выступления.
Дети, в большинстве своём, любят выступать, надо только уметь направить их энергию в нужную сторону. Выступление должно быть качественным, по-этому готовить ребёнка надо серьёзно, учить собираться, превращая простое волнение в творческое, помогающее исполнить пьесу выразительно и эмоционально. Для этого необходимо проводить чаще уроки в присутствии других учеников.
Важнейшим вопросом в начальном обучении являются критерии оценки. Они должны быть гибкими и оценивающими, в первую очередь, труд, вложенный учеником, отражать состояние музыкальных способностей и весь процесс развития ученика. Вместе с тем оценка должна объективно отражать результаты работы ребёнка, направлять его последующий труд в сторону улучшения самоконтроля, повышения качества игры.
Воспитательная задача педагога должна проходить красной нитью через весь процесс работы над музыкой, исполнительством, освоением художественных образов.
Надо знать чем увлечён ученик, что читает, быть в курсе его общественных дел, успеваемости в общеобразовательной школе, спортивных занятий и так далее. Необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребёнка, быть осведомлённым о домашней обстановке.
Со стороны родителей должен осуществляться контроль за самостоятельной работой своего ребёнка. Маленькие дети с удовольствием демонстрируют дома свои музыкальные познания, и родителям надо поддерживать в детях желание «выступить» перед ними, не отмахиваться от ребёнка, ссылаясь на усталость или нехватку времени, так как, в дальнейшем, такое отношение отобьёт у ребёнка интерес к дальнейшему обучению в музыкальной школе.
Воспитательное значение имеют внеклассные мероприятия: классные вечера, коллективные посещения концертов, театров, выставок и прочее. Дети, учавствующие в таких мероприятиях, по-другому смотрят на свои повседневные учебные обязанности, так как знакомство с высоким искусством повышает в них тягу к улучшению качества своего исполнительства.
Первостепенное значение в музыкально-художнственном воспитании имеет подбор репертуара, который должен заинтересовать ученика. Он должен быть мелодически ярким, запоминающимся, увлекательным. Прежде всего надо выбирать пьесы содержательные, отвечающие учебно-воспитательным задачам, стоящим перед учеником и преподавателем на определённом этапе занятий. Изучая пьесы малой формы, есть возможность сосредоточить внимание ученика на образно-эмоциональной стороне исполнения. На мой взгляд, в репертуар необходимо вводить не очень сложные пьесы современных авторов, что будет способствовать улучшению игрового аппарата, совершенствованию интонации, повышению общего интереса к музыке.
К проблеме художественно-воспитательной работы относятся и методы исправления недостатков в художественном и техническом развитии скрипачей. Основным принципом музыкальной педагогики единство музыкального и технического воспитания учащегося при ведущем значении художественного начала.
Конкретной целью обучения на всех этапах должно стать не только развитие техники, но и направленное воспитание художественных навыков, без которых нельзя полноценно выразить музыкальную мысль. Необходимо преодолевать эмоциональную бедность, недостаточность музыкальности исполнения, что является характерным недостатком художественного воспитания. Средства исправления различны – постоянно яркий показ педагога на инструменте, образные сравнения, побор разнообразного и яркого репертуара, создание на уроке атмосферы высокой благожелательности, приподнятости, эмоционального накала. Личность педагога, стиль его занятий, манера поведения создают атмосферу, которая раскрывает эмоции учащегося, формирует музыкальные и человеческие качества.
Нередко у эмоциональных учеников возникают ритмические недостатки из-за плохого представления крупной формы, неумения мыслить масштабно. Чаще всего недостатки ритма связаны с особенностями нервной организации учащегося, с типом его темперамента, а следовательно, требуют особого построения музыкальных занятий, направленных к уравновешиванию основных нервных процессов.
Следующим недостатком является «боязнь сцены», что выражается в неудачных выступлениях, провалах в памяти на сцене и так далее. Одной из причин этого является техническое выучивание пьесы с последующим «омузыкаливанием». При таком методе вырабатываются стойкие рефлексы на определённые движения, а при «омузыкаливании» эти рефлексы расшатываются. Игра на рефлекторном уровне приводит к узости профессионализма. Управлять аппаратом должен музыкант, а не наоборот.
Основным фактором в обучении является процесс приспособления к инструменту, формирование игровых движений и технических навыков. Работу над постановкой надо вести опираясь на тщательный анализ двигательных, слуховых и психологических особенностей каждого отдельного ученика без ссылки на какие-либо догмы и нормативы.
Формируя игровые движения, необходимо внимательно относиться к воспитанию слуховой сферы – специального формирования навыков предслышания и слухового контроля. Работа над игровым аппаратом является постепенным и последовательным процессом, органически связанным со всем ходом обучения и воспитания ученика. Вместе с тем проблема рационального двигательного приспособления к инструменту должна быть разрешена на начальном этапе обучения. Для достижения свободы игрового аппарата необходимо научить ученика контролировать состояние своих мышц во время упражнений. Развитие двигательных игровых навыков напрямую зависит от степени волевого включения в процесс игры, от состояния дифференцированных данных ребёнка.
Наиболее остро стоит проблема организации и методики домашних занятий ученика. В практике довольно часто встречаются случаи, когда способный и в целом неплохо успевающий ученик вплоть до старших классов не умеет грамотно заниматься на инструменте и педагогу приходится брать на себя роль репетитора. Механическое проигрывание даёт себя знать при ежедневной работе над инструктивно – техническим материалом. При изучении гамм, упражнений, этюдов следует требовать разрешения конкретных музыкальных задач, связанных с достижением точности интонирования и ритма, качественного звучания, отточенности штрихов и так далее. Тогда работа над «сухим» материалом приобретёт в
глазах учащегося музыкально – художественное значение, что будет способствовать общей воспитывающей направленности занятий.
Не всегда ведётся достаточная работа над проблемой художественного воспитания, конкретными вопросами интерпретации произведений учебного репертуара.
Ну и, конечно же, важную роль в учебно – воспитательной работе играет ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле и индивидуальные занятия две стороны единого целого – формирование скрипача-музыканта. Некоторые педагоги ошибочно считают, что в ансамбле могут играть учащиеся примерно одного уровня музыкального развития и близкие по возрасту. Напротив, в уже сложившуюся группу можно вводить «неопытных» учеников, и их музыкально – техническое формирование значительно ускорится, появится мотивация к обучению, к совершенствованию технических навыков, улучшится интонирование, ускорится эмоционально – художественное становление.
Автор: Светлолобова Людмила Людвиговна