Конспект урока. Русский народный танец.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Русский народный танец.
(основные элементы русского народного танца).
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация).
Форма занятия – урок.
Форма обучения коллективная.
Методы: объяснительно - иллюстративный, использования слова, наглядного восприятия, практические методы.
Цель: 1. Изучение элементов русского народного танца.
2. На основе изучения русского народного танца воспитывать в детях нравственность.
3. Развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Овладеть умением: выполнение элементов русского народного танца: «тройные притопы», «гармошка», «ковырялочка», «переменный ход».
2. Развивать координацию движения, силу и устойчивость ног.
3. Совершенствовать навыки музыкально- ритмической деятельности.
1 этап: организационный.
·вход воспитанниц в класс хореографии (марш).
·поклон педагогу, концертмейстеру, гостям.
2 этап: мотивация; беседа : для чего мы делаем экзерсис у станка, что при этом развивается, дети сами говорят, если затрудняются помочь (развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук, головы, координация движения).
3 этап: подготовительный.
Экзерсис у станка:
·Demi plie grand plie.
·Battements tendus.
·Battements tendus jetes.
·Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
·Battements releves lents.
·Grand battements jetes.
·Растяжка.
Диагональ:
·Подскоки.
·Галоп.
·Шаги на полупальцах.
·Шаги на полупальцах.
·Бег.
3 этап: повторение ранее изученного материала.
· Основные положения рук в русском народном танце: (1-е свободное, 1-е прямое, 2-е свободное, 2-е прямое, 3-е свободное, 3-е прямое).
· Основные положения ног в русском народном танце: (подготовительное, 1-е положение, 2-е положение, 3-е положение, 4-е положение).
· Платочек в русском народном танце: (традиционный платочек) или как называли его в старину «ширинка» - неотъемлемая часть женского праздничного национального костюма. Платочек придаёт каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчёркивает их настроение. Каждая девушка вышивала и украшала свой платочек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. Все элементы русского народного танца необходимо разучивать с платочком, поскольку он помогает большей выразительности каждого движения.
4 этап: основной.
1. Усвоение новых знаний.
Русский танец.
Танец – душа народа. Танцы русских ярко воплощают великие национальные традиции. В танце, как в песне, раскрывается душа народа. Хореография – такой вид искусства, что мы без слов должны доносить до зрителя те ощущения, настроение которые мы ощущаем в данное время. Когда в песне всё это можно сказать словами.
Русский танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). В танце народ передаёт свои чувства, мысли, настроение, отношение к жизненным явлениям. Русский танец всегда был тесно связан с бытом, обрядами и обычаями (рождение, свадьба, игры и т.п.) Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь.
Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Хороводы: орнаментальные хороводы, игровые хороводы. Пляска – одиночная пляска, женская одиночная пляска, мужская одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска.
(просмотр групповой традиционной пляски ансамбля народного танца под руководством Игоря Александровича Моисеева).
Игорь Александрович Моисеев – великий балетмейстер, художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов, ансамбля народного танца. Родился в Киеве 1906 г., умер 2ноября 2007г. Скончался на 101-м году жизни, до своего 102-го дня рождения он не дожил всего три месяца. Игорь Моисеев в 1937 году создал первый в стране профессиональный Ансамбль народного танца СССР (с 1991года Ансамбль народного танца). Сначала была лишь небольшая группа самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов. Но уже в 1938 году ансамбль Моисеева танцевал на правительственном концерте в Большом театре. В репертуаре созданного Моисеевым ансамбля около трёхсот номеров.
Основные элементы русского народного танца.
( техника исполнения).
« Переменный ход».
Музыкальный размер 2/4
Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди, кисти рук лежат на талии кулачками или ладонями.
«1» - шаг правой ногой вперёд на всю ступню.
«и» - шаг левой ногой вперёд на всю ступню.
«2» - шаг правой ногой вперёд на всю ступню.
«и» - пауза.
Ход продолжается с левой ноги. Корпус подтянут, голова прямая.
«Гармошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём перевода в сторону одновременно пятки одной ноги и носка другой. При этом попеременно соединяются то носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1 свободная позиция.
«1» - пятка правой ноги и носок левой ноги, отделяясь от пола, переводятся вправо.
«и» - пятка правой ноги и носок левой опускаются на пол, носки соединяются.
«2» - носок правой ноги и пятка левой ноги, отделяясь от пола, переводятся вправо.
«и» - носок правой ноги и пятка левой ноги опускаются на пол. Пятки соединяются.
Продвигаться «гармошкой» можно вправо и влево. Корпус прямой. Движение выполняется плавно, иногда с легким приседанием: колени сгибаются, когда соединяются носки; колени выпрямляются, когда соединяются пятки.
«Ковырялочка».
Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение: 1 свободная позиция.
«1» - сделать небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола в невыворотном положении, колено направлено влево, ступни вправо.
«и» - правая нога, согнутая в колене, ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы правее от левой ноги, колено правой ноги направлено влево, ступня вправо, пятка поднята вверх.
«2» - сделать небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто. Правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно поднимается вперёд - вправо.
«и» - правая нога, вытянутая в колене, ставится выворотно на каблук вперёд и чуть вправо, носок поднят вверх.
На счёт «1» следующего такта исполнитель делает небольшой перескок на всю ступню правой ноги, ставя её около левой ноги. Движение продолжается с другой ноги.
Корпус может быть прямой, может поворачиваться то правым, то левым плечом вперёд: когда правая нога ставится на носок, корпус поворачивается правым плечом вперёд, когда правая нога ставится на каблук, корпус поворачивается к ноге и слегка наклоняется. При движении с левой ноги направление корпуса меняется.
«Тройные притопы».
( притопом или пристуком называется удар ногой в пол всей стопой).
Исходное положение: 1 прямая позиция, кисти рук лежат на талии ладонями.
«1» - исполнить приток правой ногой.
«и» - исполнить притоп левой ногой.
«2» - исполнить притоп правой ногой.
«и» - пауза.
2. Закрепление знаний.
Повторение основных элементов русского народного танца, и соединяя их в танцевальные комбинации (связки).
6 этап: итог.
Оценить работу воспитанниц, сказать о необходимости знаний полученных на сегодняшнем занятии.
Поблагодарить детей за работу.
Поклон.
Выход из класса хореографии.
Автор: Моисеенко Ирина Петровна