История русского чая
Мало кто знает, что отцом русского чая является человек по имени Иуда Антонович Кошман. А иудиной «Бодрости» - так именуется до сих пор знаменитый краснодарский чай - в эти дни исполняется 105 лет.
Солох-Аул (г.Сочи) - родина русского краснодарского чая. На небольшой поляне на склоне одного из отрогов Кавказского хребта – знаменитая чайная плантация Иуды Кошмана. Плантация невелика - от силы 300 квадратных метров, но именно с этого пятачка и берет начало знаменитый советский брэнд.
От центра Сочи сюда около 30 километров по узкому горному серпантину. Тут влажно и очень тихо. Как сразу объяснили хозяева: выращивание чая не терпит суеты.
Севернее, чем у нас в Сочи , чай нигде в мире больше не произрастает. Да и у нас он не рос, если б не легкая рука Иуды Антоновича.
На плантации два обелиска – большой и поменьше. На большом - фотография белобородого старца и надпись: «Кошман Иуда Антонович. 1838-1935 г.г.». Рядом могила жены – Матрены Ивановны.
Он был похоронен своими детьми среди чайных кустов, которые выращивал последние 30 лет жизни. Никто точно не знает, какие ветра занесли сюда Кошмана сто тридцать лет назад. Но по некоторым сведениям, Иудушка воспитывался в православном храме, где-то на Украине, где и был крещен...
В Солох-Ауле будущий чаевод появился, когда ему перевалило за 60. Начал с нуля. Известно, правда, до того он успел поработать на чайных плантациях Сухуми, где накопил некоторый опыт возделывания чайного куста. Оттуда и семена привез.
Местные жители считали пришельца большим чудаком. А когда тот принялся сажать чайные семена на склоне горы, на него и вовсе смотрели, как на сумасшедшего - никому до него не удались подобные опыты, чай упорно не желал приживаться в этих краях.
Зимой В Солох-Ауле снег до пяти метров, а температура порой до минус 12, и субтропическому растению трудно выжить. Требуется великое упорство и великая вера в результат.
Но Кошман закусил удила. Начав свои эксперименты в 1901 году, первый свой урожай он собрал лишь в 1908-м. Возможно, этот год и следует считать годом рождения русского чая.
Рассказывают, что однажды жена Иуды Антоновича, Матрена Ивановна, пришла к соседям с горстью сухих листочков. Когда их залили кипятком и напиток попробовали, то сразу поняли - эксперимент Иуды Антоновича завершился победой, ему удалось вырастить настоящий чай – вкусный, ароматный и бодрящий.
Рассказывают еще, будто Иуда Антонович пытался первые свои урожаи продавать на сочинском рынке, но безуспешно. Конкуренты из Абхазии жестко тому противились.
Не приняли поначалу новоявленного селекционера и московские ученые-ботаники, уверенные, что севернее Грузии чай расти не может в принципе.
И лишь спустя еще 15 лет после получения первого урожая, Кошмана признали официально – в 1923 году на сельхозвыставке в Москве ему вручили Золотую медаль «за самый северный чай в мире». Сохранился до наших дней и протокол заседания сочинского райисполкома, в котором записано: «Заслуженный чаевод Кошман за высокие трудовые заслуги поощряется благодарностью». Кроме того, члены райисполкома предложили приступить к «промышленному разведению русского чая». Примерно в 1928 году, в Дагомысе был, наконец, создан чаесовхоз и открылась первая фабрика по переработке чайного листа.
Кошман же в скромном своем домике из двух комнат дожил до 97 лет и скончался в 1935 году. Сегодня вокруг его могилы продолжают цвести чайные кусты.
Автор: Кувайцева-Солодовник Елена Алексеевна