Главная / Старшие классы / Разное

Дидактические игры на уроках географии 6 класс.

Дидактические игры в процессе обучения географии в шестом классе:

методические рекомендации

Оглавление

Введение ........................................................................................................ 3

Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр в процессе обучения ......................................................................................................................... 6

1.1 Психолого-педагогические основы применения игр как средства обучения 6

1.2 Игра как средство обучения......................................................... 12

Глава 2. Дидактические игры на уроках географии в шестом классе …17

2.1 Активизация познавательной активности учащихся шестого класса через использование развивающих методических приёмов ................................ 17

2.2 Практическое применение дидактических игр на уроках начального курса географии ...................................................................................................... 20

Заключение .................................................................................................. 22

Список литературы……………………………………………………………24

Приложения ................................................................................................ 26

Приложение 1 ............................................................................................... 26

Приложение 2 ............................................................................................... 27

Приложение 3 ............................................................................................... 29

Приложение 4 ............................................................................................... 31

Приложение 5

Приложение 6

Введение

Начальный курс – первая ступень в географическом образовании учащихся, имеющих лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком.

В таких условиях главная цель изучения курса в основной школе – овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также – на элементарном уровне – знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщённые приёмы учебной работы на местности, а также в классе.

Таким образом, необходима разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые бы предусматривали целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как игровые формы на уроке воздействуют на эмоциональную и волевую сферу учащегося. В игре процесс мышления протекает значительно активнее, чем при постановке учебной задачи. И в результате подобные методы способствуют лучшему усвоению учебного материала, а также гармоничному развитию личности ученика. Игра является ещё и хорошим стимулом для развития коммуникативных навыков, что немаловажно для успешной адаптации в современном обществе.

Новизна данной работы определяется рассмотрением дидактических игр как средства познания окружающего мира в начальном курсе географии.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность учащихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у учащихся, так как игра делает процесс обучения занимательным для ученика.

Игра – это один из видов деятельности человека, данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и в методиках имеет место разное толкование игры: как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребёнка, которую она характеризует. [23]

В связи с этим нами поставлена цель работы – разработка методических рекомендаций по проведению дидактических игр в шестом классе.

Объект – учащиеся шестого класса.

Предмет – дидактическая игра как составная часть урока и средство обучения начальному курсу географии.

Цель работы, её предмет, объект определили следующие задачи:

1. Изучить по литературным источникам психолого-педагогические основы применения игр как средства обучения.

2. Рассмотреть роль игры в учебно-воспитательном процессе по географии в шестом классе.

3. Рассмотреть игровые педагогические технологии.

4. Изучить возрастные особенности учащихся.

5. Описать достижения методистов в области дидактических игр и игровых элементов, применяемых на уроках начального курса географии.

Гипотеза: дидактические игры будут выступать средством обучения на уроках географии, если:

- учитель имеет представление о психолого-педагогических особенностях игры;

- учитель знает структурные составляющие игры;

- учитель владеет игровыми педагогическими технологиями.

Метод исследования – изучение и анализ литературных источников.

Материал для данной работы был взят из научно-исследовательской литературы. При разработке практической части были использованы следующие учебные пособия:

В.А. Блаженов. Приемы развивающего обучения по географии. Пособие содержит готовые методические рекомендации, наполненные географическим содержанием. Каждому из компонентов формулы развивающего обучения – мышлению, памяти, вниманию и мотивации – посвящена отдельная часть пособия.

Н.Н. Кондратюк. Дидактические материалы по географии. Пособие поможет в игровой форме организовать изучение, проверку и закрепление материала на уроке, а также может быть использовано для подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена анализу литературных источников; раскрытию сущности дидактической игры как средства обучения. Вторая глава включает практическое применение дидактических игр на уроках географии в шестом классе.

Глава 1

Теоретические основы применения дидактических игр в процессе обучения

1.1 Психолого-педагогические основы применения игр как средства обучения

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. [23]

Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать своё развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определённую цель.

Р.С. Немов выделяет четыре основных вида деятельности, характерных для ребёнка среднего школьного возраста, - учение, общение, труд и игра, - которые выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без активного участия школьника в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным. [23]

Игра есть средство познания учеником действительности. Известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развёрнутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ученик. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. [23]

Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр школьников является подчинение правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:

1) особое отношение личности к окружающему миру,

2) особая деятельность школьника, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность,

3) социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру),

4) особое содержание усвоения,

5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики.

К началу среднего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них школьник учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

В игровой деятельности школьник познаёт мир через его восприятие. Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. [24]

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других, похожих или не похожих на него.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность школьника в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития школьников. Классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д. Ушинский. [4]

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идёт постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и обучающихся. В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели – игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства её реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных школьников. Исследования психолога Л.С. Славиной (Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 1959) показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный школьник способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

На мой взгляд, неправомерен вопрос «нужна ли игра в учебном процессе?». В одних условиях нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. [20]

Психолог В.В. Давыдов отмечает, что правильно поставленная игра позволяет многому научить школьника. Организация игровой деятельности учащихся требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. [21]

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. [9]

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием в школе. [21]

Таким образом, игра в школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно. Применение игр и игровых элементов в процессе обучения вообще и в преподавании географии в частности обосновано психофизиологическими особенностями детей.

1.2 Игра как средство обучения

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В игре воссоздаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом). [15]

Поскольку игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т.д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжённость, позволяет проверить себя в различных ситуациях. [17]

Доказано, что ролевые имитационные игры и другие игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса: в области предмета изучения; в общеобразовательном плане; в продолжении изучения темы;

2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа или системного понимания; расширенного осознания различных возможностей и проблем; последствий в осуществлении конкретных планов или возможностей;

3) развитие навыков: критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

4) изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем (тренером или руководителем) тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности; приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся. [16]

Коллективная форма работы – одно из основных преимуществ игры. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество учащихся (до 40 человек), т.е. практически весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре.

Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

Различные игры применимы и в качестве зачётных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность учителю проверить усвоение темы, выявить пробелы в знаниях учащихся, в овладении ими практическими умениями и навыками. В то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя схему данной игры, учащиеся могут составить свои варианты её проведения.

Бурное развитие игрового метода привело к многообразию его дидактического воплощения. В литературе появляется описание игр-упражнений, ролевых, дидактических, педагогических и многих других игр.

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный (от одного до нескольких дней);

2. Основной (непосредственное проведение игры);

3. Заключительный (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры).

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.

При конструировании игры необходимо также чётко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям.

Методическое оснащение игры представляет собой совокупность всех необходимых материалов:

1. Структурные схемы: цели – задачи – содержание (предметная сфера) – этапы.

2. Сценарий – в виде «генерирования событий» - для определения динамики развития игрового действия, введения неожиданных ситуаций в ход игры.

3. Предметная сфера – важнейший элемент игры. Это могут быть: 1) сведения из различных учебных предметов; 2) факты из реального личного опыта; 3) сам процесс составления проекта и прогнозирование развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.

4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей (например, «защитник» - «оппонент»; «негативист» - «позитивист»; «философ» - «историк» - «политик» и др.), а также подробное описание требований к каждой роли.

5. Правила игры – нормы поведения для всех её участников, прописывающие ограничения (например, регламент), функции ведущего и участников, способы их взаимодействия, способы подведения итогов и оценивания и др.

6. Методологическое обеспечение игры – те материалы, которые позволяют на практике реализовать поставленные цели: 1) проспект игры с краткой её аннотацией; 2) конкретные рекомендации по проведению отдельных этапов; 3) описание методик оценивания результатов игры и др.

7. Система критериев оценивания: 1) уровень общительности; 2) культура диалога, развитие коммуникативных умений; 3) широта кругозора; 4) умение работать в группе; 5) проявление личностных свойств и т.д.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

Глава 2

Дидактические игры на уроках географии в шестом классе

2.1 Активизация познавательной активности учащихся шестого класса через использование развивающих методических приёмов

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приёмы. Они направлены на развитие умений учащихся определять причинно-следственные связи между географическими объектами, позволяют раскрыть способности, аналитические и синтетические, положительно влияют на развитие поисковой активности учащихся.

Ниже привожу различные методические приёмы, игровой формы, которые можно использовать при опросе, закреплении изученного материала. Все эти приёмы используются при планировании урока географии в шестом классе.

«Репортаж»

Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные стороны репортажной работы, его цель вообще и на уроках географии в частности. Определяется тема репортажа и предлагается для выполнения всему классу (или конкретным ученикам) за определённый промежуток времени. В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые копируются или записываются на диктофон. После работы над источниками весь материал оформляется в репортаж. Исходя из темы репортажа выстраивается чёткая последовательность материала, где обязательны ученические комментарии. Репортажи оцениваются и выставляются на обсуждение в классном коллективе. Оценивается полнота раскрытия темы, количество источников, их разнообразие, оригинальность оформления и т.д.

Данный методический приём положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительной литературой.

«Золотое слово»

Учитель объясняет учащимся, что такое ключевое слово (словосочетание) в географическом определении, предложении, тексте. Приводит примеры ключевых слов и вместе с учениками проделывает несколько пробных нахождений ключевых слов. После чего учащимся предлагается самостоятельно проделать задание. Найденное ключевое слово (словосочетание) обосновывается учеником. Например «Движение воды – волны, которые образуются возникновением ветра». Ключевое словосочетание в утверждении – «возникновение ветра». Даже если ученик неправильно выделил ключевое слово, он тоже заслуживает поощрения (за умение нетривиально мыслить).

«Кепка лидера»

Методический приём представляет собой развивающую игру. Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка, шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает, пытается отвечать или имеющий просто идею, будет отмечен и оценен. За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона (в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце урока подсчитывается количество жетонов, набранных отдельным учеником. У кого больше жетонов, тот получает одну или две «пятёрки»; занявшие второе и третье место – по «пятёрке» и «четвёрке» соответственно. Победитель получает приз – кепку лидера, которую надевает на голову. Она принадлежит ему весь следующий урок. Кепка после очередного урока передаётся другому ученику, который выиграл очередную лидерскую игру. Ученику, получившему семь-восемь раз «кепку лидера», выставляется оценка «пять» за четверть.

«Геолото»

Методический приём представляет собой игру. Для организации игры необходимы крутящийся барабан и открывающиеся бочонки с вопросами по темам или по разделам. Кроме вопросов, в бочонках находятся жетоны «Приз» и «Зеро». Вопросы в бочонки помещаются учителем. Потом начинается сама игра. Ученики по просьбе учителя начинают вынимать вопросы из барабана и за небольшой промежуток времени (20 секунд) дают ответы на вопросы. Преимущество этой игры в том, что ученик знает, что сам решает свою «участь», т.е. вытягивает сложный или простой вопрос. И уже никогда не покажет, что учитель специально уличает его в незнании предмета. В случае выпадения бочонка «Приз» ученик освобождается от ответа на вопрос и получает сладкий приз. Если ученику выпал бочонок «Зеро», учитель имеет право задать ученику любой вопрос на своё усмотрение.

«Похлопаем – помашем»

Данный методический приём – это экспресс-диагностика знаний учащихся; выполняет контролирующую функцию. Суть приёма в следующем: по выбору учителя поднимается ученик, который отвечает на поставленный вопрос по теме. После чего всему классу даётся установка: «Как только Илья ответит, вы должны по моему сигналу одновременно отреагировать на его ответ. При правильном ответе – похлопать, а при неправильном – помахать Илье правой рукой, высоко поднятой вверх». После проведения этого методического приёма учителю сразу становится ясным общий уровень подготовки класса по определённой теме.

2.2 Практическое применение дидактических игр на уроках начального курса географии

Применение игр повышает качество знаний (Приложение 1), вызывает интерес к предмету, способствует установлению личностных отношений между учениками, а также между учениками и учителем, снимает напряжение и делает атмосферу урока более лёгкой и благоприятной. Игры, особенно ролевые, дают возможность ученику стать соавтором учителя на уроке и во внеурочное время.

Проведение единичного урока с применением игр или игровых элементов недостаточно для активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимо использование игры в системе всего курса, но это не означает, что каждый урок географии будет организован как игра. Учитель формирует игровое пространство, позволяющее организовать игру каждый раз, когда эта форма урока окажется наиболее педагогически целесообразной. [3]

Игровой комплекс не должен быть застывшим, он подвижен и открывает перед учителем обширное поле деятельности. Не нужно жёстко планировать все виды игр, особенно настольные и ситуативные. Но игры-состязания, игры на местности, игры ролевые, требующие более сложной подготовки, планировать необходимо. [12; 14; 18]

Таблица 1

Игровой комплекс по физической географии в шестом классе

Изучаемый раздел программы

Цели

Название, модель игры

План и карта

Проверка навыков, умений, знаний на уроке-практикуме.

«Необитаемый остров в подарок» (Приложение 2)

Продолжение таблицы 1

Изучаемый раздел программы

Цели

Название, модель игры

Изучение нового материала

«Служба спасения» - игра-конкурс (Приложение 3)

Литосфера

Изучение нового материала

«Хозяйка Медной горы» - сюжетно-ролевая игра-состязание (Приложение 4)

Гидросфера

Закрепление нового материала. Урок-практикум

«Путешествие по следам Врунгеля» - игра-путешествие (Приложение 5)

Атмосфера

Обобщение и повторение изученного

«Не бойся, я с тобой» (Приложение 6)

Биосфера

Обобщение, систематизация и коррекция знаний

«Географическая ярмарка» (Приложение 7)

Краеведение

Обобщение истории развития и заселения территории своего села

«Сибирские посиделки» - сценарий праздника (Приложение 8)

Заключение

Выводы:

1. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели – игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства её реализации.

2. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В
Автор: Гаврикова Елена Валерьевна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Дидактические игры на уроках географии 6 класс. Гаврикова Елена Валерьевна 21 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики в 6 классе Матвеева Наталья Викторовна 1 Апр 2015
разное «Дидактические игры на уроках математики» 1 класс Хохлова Ирина Борисовна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики (5 класс). Масякина Елена Владимировна 24 Сен 2015
разное Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики в 5-6 классах для учащихся с ДЦП Светлана Вениаминовна Пискаева 16 Ноя 2015
разное ИКТ на уроках географии Захарычева Валентина Петровна 6 Апр 2015
разное ИКТ на уроках географии Захарычева Валентина Петровна 6 Апр 2015
документ Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии Селиверстова Ольга Александровна 6 Апр 2015
документ Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка Михайлова Елена Васильевна 6 Апр 2015
презентация Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии Ажигатова Шахеризада Уагаповна 6 Апр 2015
разное Использование элементов игры на уроках географии Смирнова Галина Николаевна 20 Мар 2015
разное Использование элементов игры на уроках географии Смирнова Галина Николаевна 20 Мар 2015
разное Речевые и дидактические игры на уроках в школе для детей с ТНР. Дидактические игры при обучении грамоте. Бакарченко Екатерина Александровна 9 Мая 2015
документ Дидактические игры на уроках математики Адамова Лидия Николаевна 20 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики. Юнанова Юлия Викторовна 20 Мар 2015
презентация, документ Дидактические игры на уроках ОБЖ. Павлюченко Татьяна Николаевна 20 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках музыки Бескурова Яна Николаевна 20 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках истории Лысковец Елизавета Александровна 20 Мар 2015
документ дидактические игры на уроках УБЕЙКО ЛАРИСА ИВАНОВНА 20 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики Елена Алексеевна Краева 21 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики Николаева Елена Николаевна 21 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках чтения в 1 классе. Пономаренко Ирина Юрьевна 30 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках ИЗО Студеникина Наталия Геннадиевна 21 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках в начальной школе Сазонова Галина Викторовна 30 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках информатики Жукович Марина Сергеевна 30 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках английского языка Егорова Надежда Николаевна 30 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики. Пастухова Елена Алексеевна 30 Мар 2015
документ Дидактические игры для активизации мыслительной деятельности на уроках музыки Шагжина Туяна Баировна 30 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках по ознакомлению с окружающим миром. Новикова Наталья Николаевна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках Пупкова Елена Юрьевна 30 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках в начальной школе Лунева Ольга Вячеславовна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках обучения грамоте. Кокорева Галина Ивановна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках обучения грамоте. Михеева Тамара Алексеевна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках обучения грамоте. Михеева Тамара Алексеевна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики Старкова Ольга Павловна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики Старкова Ольга Павловна 31 Мар 2015
разное Дидактические игры на уроках химии и биологии Рыскенова Асия Серкановна 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках русского языка в 1 классе. Полуднева 31 Мар 2015
документ Дидактические игры на уроках математики Валентина Михайловна Сидорова 1 Апр 2015
документ Дидактические игры на уроках математики Валентина Михайловна Сидорова 1 Апр 2015