И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края»
Статья из журнала «Юный техник» 1988 г. №1-3
Статья поможет лучше понять одарённых детей, избежать главных ошибок их воспитания. Хотя, по большому счету, эта статья - лишь постановка вопроса. Исчерпывающий ответ авторы дают в трактате «О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ».
В статье используется модный в то время, но не очень удачный термин "вундеркинд". Можно заменить его на термин "одарённый ребенок". Или как пишут сами авторы "вундеркинд — это норма, у этой нормы есть другое имя: талант".
И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края»
Содержание:
1. История первая
2. История вторая
3. История третья
4. Кто такой вундеркинд?
5.Три главные ошибки воспитания
6. Резюме
7. Генотип - что это? Его свойства. Что есть норма развития
8. О гармонии. Эмоция. Ее виды. Как она работает. Чувство. Как работает механизм таланта с помощью чувства.
9. О структуре гармонии
10. О гармонии... О чувстве...
11. О творчестве. Виды творчества.
12. Отчего сгорают вундеркинды?
13. Отчего сгорают вундеркинды ? - 2
14. Итак
Дорогие наши читатели! Предложите эту статью вниманию ваших родителей, учителей. Убедитесь — будет полезно. И…давайте думать вместе! Проблема стоит этого…
1. История перваяЖил-был мальчик, обыкновенный, как все. В детском саду он ничем не выделялся, в первом классе — тоже. И даже когда класс повели в бассейн, чтобы научить ребят плавать, он и здесь себя не проявил. Напротив: то, что у других получалось сразу — умение держаться на воде, — ему долго не давалось. Но зато когда он ухватил, в чем тут соль ( это было то ли пятое, то ли шестое занятие ), — он вдруг поплыл. Да как поплыл! — сразу стал опережать всех. Учительница физкультуры, которая его прежде только стыдила, теперь не замечала никого, кроме этого мальчика. Весь класс плавал по-собачьи, а она в несколько дней научила его и кролю, и брассу, и дельфину.
Он плыл, а она бежала вдоль бортика с секундомером и кричала: «Давай! Давай!»
А потом она отвела мальчика в спортивную школу. Специалисты не могли поверить, что еще месяц назад он не умел плавать. «Какой талант! — говорили они. — Золотая рыбка!» Его взял к себе лучший тренер — и уже к одиннадцати годам он стал мастером спорта.
Мальчик очень старался. Он выполнял все задания, которые давал ему тренер. Тренировался три раза в день — плавал, плавал, плавал…
Пришли победы. Сперва дома, потом за рубежом: медали, кубки, призы. Мальчик плыл все лучше и работал все больше — но вдруг однажды проиграл. Потом еще раз и еще. Это было неожиданно. Ведь он не пропускал занятий, не ленился, точно выполнял все указания тренера… Они решили: надо тренироваться еще больше, и он плавал и плавал — сколько было сил. Но ничего изменить не мог — он плыл все медленней.
В сборной держат не тех, кто больше всех работает, а тех, кто побеждает,— и его отчислили из сборной. Потом тренер сказал, что теперь у него новые ученики и с мальчиком нет времени заниматься. А потом мальчику и самому расхотелось идти в бассейн — что-то в нем произошло, и теперь ему было противно думать о воде, о секундах, о боли в мышцах, об усталости, которую он ощущал и днем и ночью вот уже несколько лет…
И он никогда больше не пришел в бассейн.
В это время он учился в 9-ом классе.
2. История втораяДевочке купили пианино. Она была маленькая, всего двух лет, и потому не понимала, что эта громоздкая вещь куплена для нее. Но ей нравилось стучать одним пальцем по клавишам. Ей нравились сами звуки, нравилось, что их можно воспроизводить громко или тише, сухо или полнее. Ей нравилось слушать, как они рождаются, ей нравилось, что это делает она сама. «Какая пианистка у нас растет!» — хвалила ее мама, и гости поддерживали: это неспроста, это замечательно, когда ребенок тянется к инструменту.
Но обучать музыке девочку стали только после того, как ей исполнилось пять лет (раньше нельзя: ручки маленькие и слабые). Результаты были поразительные: у нее сразу стало все получаться. Она легко повторяла за учительницей музыкальные фразы, но это был не просто повтор — эти фразы звучали у нее как-то по-своему. А когда девочку стали именно за это хвалить, она стала делать это сознательно.
Cкоро она уже играла целые пьески. Теперь она уже знала, что именно нравиться взрослым; для каждой пьески она придумывала какую-то свою историю, от этого играть ей было интересней, а музыка приобретала неожиданное звучание.
Ее показали старому учителю музыки — тот похвалил. Потом повезли в столицу республики — и в консерватории ее игру прослушал профессор. «Сколько фантазии! Сколько зрелости! — похвалил он.— Это растет большой талант».
Учительница умножила свои усилия. Они стали заниматься дольше и чаще, домашние задания уже требовали серьезной работы. Учительница больше всего хвалила за эмоциональность исполнения, и девочка старалась. Ведь ей хотелось сделать приятное и маме с папой, и учительнице, и зрителям.
Она играла все лучше, все уверенней. Она почти перестала волноваться, когда шла на концерты,— ведь она знала, что надо делать и как, и знала, что умеет делать это хорошо. Но радости почему-то это доставляло все меньше.
Потом ей расхотелось играть. Она робко сказала об этом маме, но та ответила: «Не дури». Чтобы не огорчать ее, девочка стала заставлять себя делать то, что раньше делала с радостью и любовью. Этого никто не заметил, кроме учительницы.«Ты не заболела?» — спросила она. Но девочка не хотела учительницу огорчать. Она старалась, она очень старалась; иногда даже плакала потихоньку, но когда приходила время — шла играть.
А однажды подошла к пианино — и поняла, что не может.
Ей еще не было и 9 лет.
3. История третьяУ мальчика были золотые руки.
Что угодно починить, исправить, наладить — любая поделочная работа у него спорилась, за что бы не брался — все получалось. Однажды он увидел во дворце Пионеров выставку моделей кораблей и очень этим увлекся. Сделал одну модель — неплохо; вторая была посложней, но и у мальчика сноровки прибавилось — вышло отлично; а третья — ту и вовсе признали на конкурсе лучшей в городе.
Но чтобы победить в республиканском конкурсе, требовалась еще большая сложность технических решений, ювелирная точность исполнения. А самое главное — времени было в обрез. Но все это мальчика не пугало. Ему было так интересно, он так был уверен в себе, в своей изобретательности, в ловкости и сноровке своих рук, что с радостью взялся за работу. Он думал о ней перед сном и когда просыпался, он вытачивал и шлифовал, клеил и паял каждую свободную минуту. Работа так его захватила, что он тайком от родителей стал заниматься ею даже по ночам, и чем дальше, тем с большим азартом трудился. Время поджимало, подгоняло его, время требовало, давай! давай! давай!.. Любой взрослый давно бы понял, что не успевает, — и остановился бы, но мальчик верил в себя — и делал, делал, делал… И успел! Точнее — почти успел: до конкурса было еще семь дней, а у него оставалось на три работы. Последнее усилие…
Но мальчик этого не сделал. Он оставил почти сработанную модель — и больше ни разу к ней не прикоснулся.
4. Кто такой вундеркинд?Как вы уже поняли, мы пишем о вундеркиндах.
Кто такой вундеркинд?
В словаре иностранных слов читаем: Вундеркинд (нем.Wunderkind - букв. - чудо-ребенок) — ребенок, который проявляет исключительное для своего возраста умственное развитие или одаренность.
Мы с этим не согласны.
И не только потому, что в научной литературе понятие «вундеркинд» не употребляется, поскольку к науке оно не имеет никакого отношения. Эта формулировка выражает расхожий, привычный взгляд на предмет. В ней видимое принимается за истинное; эмоции заменяют анализ, а значит, и лишают возможности дать правильную оценку явлению.
В чем сущность ошибки?
Ребенок рассматривается как маленький взрослый, Представления о процессах восприятия и мышления, свойственные взрослым, механически переносятся на малыша: мол, разница только в массе тела, а мыслительные процессы — одни и те же, не так ли?
А вот и нет?
У малыша, у дошкольника мышление только формируется, только ищет себя. А что же у него работает — не вместо — попутно, зато на полную мощность? Память. Память малыша в десятки раз активней памяти взрослого. Он может одновременно изучать несколько иностранных языков; после одного-двух повторений запоминает любое стихотворение; его тело легко осваивает и запоминает на всю жизнь самые сложные движения и действия. Мы от него слышим, мы у него видим главным образом только то, чему мы его научили. Своего у него нет, пока — нет, вернее — пока мало; ему только предстоит научиться создавать свое — свои предметы, свои действия, свои мысли.
Так чему же мы удивляемся?
Почему указываем на него пальцем — вундеркинд? Кого из малышей — по какому принципу — выделяем?
Выделяем тех, кому лучше всего удается нас повторить. Маленькое тельце, по сути, совсем еще несмышленыш, а слова и действия как у взрослого — вот что поражает. А он всего лишь демонстрирует отличную память. Теперь представьте какую огромную (и непоправимую) педагогическую ошибку мы совершаем, превознося малыша за то, что не стоило ему никаких усилий? А ведь рождение оригинальной мысли всегда невероятно трудно, оригинальное действие рождается в преодолении инерции привычных косных норм. Вот где нужны похвала и поддержка — даже при неудаче. Если же мы хвалим за то, что досталось без труда, мы приучаем малыша к мысли, что ему все должно падать с неба, — и тем самым подтачиваем в нем способность к творчеству. Поскольку оно немыслимо без преодоления.
Память малышей бездонна, но к 10-11 годам (у вундеркиндов раньше) она умеряет свой аппетит, становится гораздо более ленивой. Теперь — и до конца жизни — мы будем переваривать то, чем объелись в детстве. Переваривать — мышлением. Память станет только его подспорьем. Вот почему на этом рубеже скисают многие вундеркинды: мышление — это новое качество, это — дерево, которое вырастает на почве памяти, и не всякий ее слой, и не во всех условиях плодоносен. Вот почему — памятью берут! — в первых классах много отличников; после четвертого-пятого они почти все переходят в разряд середняков; зато появляются новые лидеры — часто из бывших середняков: жизнь приучила их к преодолению трудностей, их самостоятельное мышление поневоле развивалось успешней. И это им послужит на всю оставшуюся жизнь.
Всем, кто соприкасается с вундеркиндами — родителям, учителям, — надо бы помнить об этом. Восторженные ахи — самое легкое. Но они небезобидны. Важен даже не тренинг (мы видим к чему он приводит!). Важнее постепенная подготовка маленького дарования к самостоятельности, выработка умения «плыть против течения». Из этого строится личность.
К сожалению, обучение в наших школах настроено преимущественно на запоминание. Оно развивает 1) знания, 2) умения, 3) навыки — это все кладовые памяти. А мышление, тем более мышление самостоятельное, не только не развивается, но зачастую и не поощряется. Вот откуда столько равнодушных, не знающих своего призвания, своего места в жизни людей…
Спросите кого угодно: как появляется вундеркинд? — и вам ответят: ну что же здесь неясного? Появляется ребенок с ярким талантом, который сразу виден, которого нельзя не заметить; он что-то делает намного лучше сверстников; одни его за это любят, другие — за это же — ему завидуют, но все признают — вундеркинд.
Значит, талант, которого невозможно не увидеть?
А вот и нет. За такой ответ — двойка.
Потому что в этом деле главное подчас — не яркие способности, а совсем другое: заметили их или нет. Ведь музыкально одаренная девочка могла вырасти на хуторе, где, кроме телевизора, радиоприемника и магнитофона, нет других источников музыки, как нет и необходимых условий для проявления и развития дарования. А если бы мальчик с изначально заданной замечательной координацией движений оказался бы в классе у равнодушного учителя физкультуры — кто бы узнал, что в нем живет потенциальный спортсмен? И мальчик с золотыми руками так никогда бы и не поднялся над домашними и школьными поделками, если бы взрослые не выделили его призами.
Следовательно, вундеркинд, — явление социальное. Его открывает и помогает подняться общество — окружающие люди. И придумывают для него особую, часто непосильную роль тоже они.
Если некому разглядеть в ребенке вундеркинда, ни он сам, ни его окружающие никогда не о его особых способностях не узнают.
Мы расспрашивали многих людей: хотели бы они быть вундеркиндами? — и все до единого твердо ответили: нет. Это легко понять. Если проследить судьбы вундеркиндов, только очень редкая заканчивалась благополучно. А уж счастливо — одна из ста.
И вот что удивительно: никто не желает себе такой судьбы, но когда разговор заходит о детях, каждый мечтает видеть в своем ребенке вундеркинда. Значит, разрывает в своем сознании их способности и судьбу. Вернее, эти родители думают только о способностях, об их счастливой реализации; при этом счастливая судьба как бы сама собою разумеется. Печальный опыт других родителей не принимается во внимание. У них не получилось, ну и что? — у меня получится непременно; ведь программа развития способностей очевидна, дорога перед ним открыта, все благоприятствует — значит, все будет хорошо.
Эгоизм иных родителей, рожденный их несостоявшимися судьбами, губит судьбы их одаренных детей.
5.Три главные ошибки воспитанияОтчего так происходит: одни дети становятся вундеркиндами, а другие нет?
Мы считаем, что на старте — при рождении — все имеют одинаковые шансы. Разумеется, за исключением тех, кто получил в наследство ущербный генотип. (Его причин может быть много: наследственные болезни, сифилис, алкоголизм, наркомания родителей и так далее.) Дальше тоже все во многом зависит от родителей. Если их главными инструментами является доброта и мудрость, через несколько лет выясняется, что их ребенок — вундеркинд. (Повторяем: если есть кому это разглядеть.) Что же гасит в остальных детях их потенциально яркие способности?
Три главные ошибки родителей.
Первая: ограничение двигательного режима.
И новорожденный, и подросший малыш, и дошкольник, и младший школьник двигаются потому, что этого требует их природа. Движение развивает их. Развивает не только мышцы тела, как это кажется на первый взгляд, но и нервную систему, и органы чувств, и мышление. Ребенок, который много движется, обгоняет в умственном развитии увальня, тихоню и лежебоку.
А что делают родители?
Новорожденного туго и надолго пеленают; малыша, ставшего на ножки и радостно прыгающего, — утихомиривают; освоившего бег — удерживают от него: не упади, не толкни, не разбей. А уж в школе заставляют сидеть истуканом со сложенными руками, хотя любой психолог скажет, что чем больше движется ребенок(не обязательно всем телом — хотя бы руками), тем он меньше физически и психически устает и лучше усваивает материал. Перемена — отдушина, но и тогда не дают побегать! Два урока физкультуры в неделю — почти ничто. Вот и получается, что для школьников младших классов единственный двигатель их естественного развития — это те недолгие минуты свободы, которые им выпадают в промежутке между тисками школы и дома.
Вторая ошибка: дефицит общения.
Почему дети задают бесконечные вопросы? Они открывают мир. Они открывают неизведанную планету. На каждом шагу сталкиваются с неизвестным. Знаний у них нет, опыт ничтожен, зато силы огромны — их достаточно, чтобы освоить, сделать своим этот мир. Самый кратчайший путь — сделать это с помощью родителей. И они задают вопросы — что? где? когда? почему? как? — собственно говоря, их волнуют (и они решают для себя) те же проблемы, которыми заняты самые мудрые философы.
А что отвечают родители? «Ты видишь — я занята». «Не мешай мне работать». «Не твоего ума дело». «Подрастешь — узнаешь». «Много будешь знать — скоро состаришься…».
Что при этом происходит? Пропадает интерес, пропадает любопытство, пропадает естественная жажда познания. Пропадает любовь к открытию и потребность к открытия. Остается равнодушие, интеллектуальная слепота и глухота. Не приученный к работе мозг спит.
Значит, на каждый вопрос надо отвечать. Это трудно, для этого требуется терпение, но это все равно нужно делать — подробно и серьезно. Неважно, если ребенок поймет не все; куда важнее, что он почувствует и убедится: его интересы и интересы родителей (и учителей — любых взрослых) составляют единое целое.
Кстати, здесь есть одна западня, в которую легко попадают и родители, и учителя. Привычка задавать вопросы естественна и безобидна только до поры до времени — пока у ребенка доминирует память над мышлением. Когда же мышление выходит вперед, воспитателям следует перестроиться. Если придерживаться прежней линии поведения и отвечать на каждый вопрос, ребенок будет лениться думать, привыкнет к умственному паразитированию. Значит, при каждом удобном случае нужно задавать встречный вопрос: «А что ты сам по этому поводу думаешь?» — а только потом, получив ответ, или поправить, или объяснить, или поощрить («Вот видишь, оказывается, ты сам можешь все сообразить»). При этом совместном умственном действии зарождается духовное единство. Нетрудно сообразить, что чем раньше мы начинаем приобщать ребенка к такому размышлению, тем раньше — а значит, и с большей перспективой — развивается его мышление.
Общение тренирует мысль, приучает его искать истину. Дефицит общения замыкает мысль на себя; интеллект попадает в беличье колесо: оно вертится, а продукта нет.
Третья ошибка: дефицит совместного действия.
Маленькая девочка пытается помочь маме накрыть на стол. «Отойди, — говорит мать, — ты уже разбила мне две чашки…» Отец что-то мастерит по дому. Стараясь ему помочь, маленький мальчик хватает молоток и пытается забить гвоздь; или пробует справиться с пилой; или берет на кухне нож, чтобы строгать как отец. У него немедленно забирают все из рук. «Нельзя», — это полбеды; куда хуже, что малыша запугивают: порежешься, покалечишься. Вместо активного действия ему предлагают пассивное - принеси, подай, вытри, убери, - по сути, роль прислуги. Она скучна, в ней нет открытия, поэтому быстро начинает вызывать у ребенка отрицательные эмоции. Пассивное действие среди активных — незаметно; возведенное в правило, оно рождает протест.
Совместным действием 1) из рук в руки передается опыт, 2) на всю жизнь формируется чувство коллективизма (если же нет совместного действия — получите эгоиста), 3) видя в совместно созданном продукте свой вклад, ребенок узнает цену вещам, цену труду и еще больше сближается с взрослыми.
Знание невидимо; себя в нем невозможно разглядеть. Себя можно увидеть только в том, что ты сделал, — в продукте труда.
Благодаря совместному действию малыш обретает навык к труду. Только благодаря совместному действию он познает радость труда. Труд – единственное средство самовыражения — становится для него потребностью.
6. Резюме
Итак, что мы уже знаем?
И все-таки, как это получается: был обыкновенный ребенок, и вдруг в один прекрасный день — вундеркинд? Ведь если родители, воспитатели, учителя все делали правильно, это должно было появиться еще раньше, может быть, даже сразу?..
Оказывается, не так.
Потому что ребенок, который делает что-то хорошо, даже очень хорошо, — еще не вундеркинд. Вот если плоды его усилий станут соизмеримыми с тем, что делают взрослые, тогда мы открываем в нем вундеркинда.
Повторяем, вундеркинд не обязательно делает что-то лучше взрослых; мало того, он почти наверняка проигрывает взрослым; но он на три головы возвышается над сверстниками, и только поэтому вундеркинд.
Значит, мы можем сделать еще два вывода:
Так что же такое норма развития?
И в чем смысл момента истины?
7. Генотип - что это? Его свойства. Что есть норма развитияВы знаете, что наше тело развивается по программе, заложенной в генотип.
Сколько есть словарей, столько и разных определений генотипа. Почему? Причина простая: хотя генотип, безусловно существует, никто не знает толком, что это такое.
Но некоторые свойства генотипа уже известны. Прежде всего мы знаем, что он находится в живой клетке. Затем (и это свойство известно почти каждому, а многие даже считают, что оно у генотипа единственное) мы знаем, что в генотипе заключена программа. Она учитывает и продолжительность жизни (которая зависит от запрограммированной способности клетки к делению), и будущую конституцию тела, и когда быстро расти костям, и когда мышцам набирать силу и т.д. Программа работает в строгой последовательности; так, например, завершение роста костей в длину включает программу роста мышц.
Не менее важное свойство генотипа — его энергетика. Тут больше всего неясного. Бесспорно, в генах (как и в каждой частичке природы) заложена колоссальная энергия. Наша наука еще только пытается подобрать к такой энергии ключи, а гены оперируют ею свободно. Энергия дает программе жизнь, значит, в соответствии с программой она катит волнами — по синусоиде. Когда синусоида в положительной фазе — происходит активизация жизнедеятельности, когда в отрицательной — происходит упорядочение достигнутого и подготовка следующего всплеска.
Наконец в генотип заложена реактивность организма, то есть механизм защиты от враждебных факторов среды. Диапазон его огромен: от бастионов иммунитета, которые несут защитные функции, сохраняя нашу внутреннюю среду, до орудий вторжения в окружающую мир. Это задатки, материал, из которого развиваются наши способности; этими орудиями мы создаем благоприятную окружающую среду.
Такова самая общая схема феномена, который мы называем генотип. Изменить программу невозможно, но усилить или ослабить отдельные ее части удается в широком диапазоне. Например, одним только инструментом — физическими упражнениями — можно увеличить рост, воздействовать на мышцы, а если ставить при этом перед ребенком творческие задачи, то будет прогрессировать и интеллект.
Очевидно, вы уже поняли, как воплощается заложенная в генотип программа: она зависит от действия. Если тело лишено движения (возможности действовать), мышцы превращаются в студень, а кости в гибкие трубки. Если мозг лишен информации (реагируя на нее, он действует), он утрачивает функции мышления. Только действие позволяет нам найти себя и себя выразить — стать самим собой.
Но действие — непростой инструмент. Мы только что сказали, как бывает плохо, когда его мало. Но если действия чрезвычайно много — результат не лучше! Перекачанная мышца культуриста такая же невыносливая и медленная, как и мышца нетренированная. Кости при перетренировки становятся хрупкими. Мозг, защищая себя от избытка информации, отказывается работать. Следовательно, действия должно быть ровно столько, сколько требуется для реализации генотипа. Тогда можно говорить, что ребенок развивается нормально. Гармоничною.
Вот мы и ответили на первый вопрос.
8. О гармонии. Эмоция. Ее виды. Как она работает. Чувство. Как работает механизм таланта с помощью чувства.Теперь второй: когда же ребенок делает рывок?
Мы не случайно обратили ваше внимание на гармонию. Если она есть, если она достигнута, эта гармония не только в теле ребенка, но и гармония с тем, что вокруг него. Ведь если этой гармонии с внешним миром не будет, ребенок начнет хиреть, поскольку окружающий мир его подавляет.
Но первые годы жизни малыш гармонии не замечает. Он просто живет, он просто развивается, просто познает, просто радуется или плачет. Он живет переполненный эмоциями: эмоциями действия (удовольствие от движения), эмоциями нравственными (реакции на хорошее или плохое), эмоциями интеллектуальными (радость познания), эмоциями эстетическими (переживаниями красоты). Эмоция проста, у нее только два лица: положительное и отрицательное.
Обратили внимание? Эмоция — это только оценка (хорошо — плохо) и собственная реакция (смеюсь — плачу) на эту оценку. Малыш живет вроде бы в том же мире, что и мы; на самом же деле это не так!
Его окружают те же лица, те же предметы, он присутствует при тех же действиях, что и мы, но если мы со всем этим миром находимся в каких-то отношениях (любим, ненавидим, терпим, наслаждаемся, удивляемся ), то малыш этих отношений пока не знает, он еще не выделился из этих предметов, не осознал себя как личность. Поэтому малыш способен только на реакцию. Все в порядке — он весел, что-то не так — плачет.
Но вот однажды пуповина, которой малыш был связан с окружающим миром, отпадает. И он вдруг осознает свое Я — свою личность. Суверенную, отделившуюся от всего остального мира, противостоящую этому миру. До сих пор он говорил: «Петя хочет есть», «Петя хочет гулять», — нечто просительное – сослагательное; теперь же он говорит: «Я хочу гулять!» — чувствуете? Он не просто изъявляет свое желание, он еще и утверждается, и получает от этого удовольствие.
Теперь — выделившись — он вынужден классифицировать предметы окружающего мира. Вначале по уже освоенной им двоичной системе: хорошее — плохое. Но это уже не прежняя внутренняя реакция, не эмоция; это оценка отношения к предмету, значит — чувство. То, что он будет ориентироваться , что он будет искать и чего будет избегать, чем он будет жить всю последующую жизнь.
Вот когда только о нем можно сказать наконец — это маленький взрослый. И отношение к чувствам у него такое же, как у взрослых: ищет положительные и старается отгородиться от отрицательных.
Как же он их различает?
Благодаря сформировавшемуся в нем критерию — эстетическому чувству. Есть в предмете, в лице, в действии, в ощущении гармония — малыш к нему тянется, гармонии нет (значит — черное, страшное, уродливое, злое) — малыш его избегает.
А теперь представьте, что это свежее, молодое, острое, эстетическое чувство (пока неосознанное — но оно уже есть!) подкрепляется феноменальной памятью к информации, звукам, действиям, движениям. Так это же наш вундеркинд!
Но эстетическое чувство свойственно любому нормально развитому ребенку, и памятью он не обделен, однако на развитее большинства детей мы не обращаем внимания, вундеркинда же замечаем сразу. Почему?
Секрет удивительно прост: мы принимаем за вундеркиндов тех детей, у которых раньше, чем у остальных, формируется эстетическое чувство. Представляете? Его сверстники по своим возможностям все еще малыши, а он уже вырвался едва ли не на уровень взрослых. Разительный контраст! Через некоторое время и остальные совершат этот рывок, овладеют эстетическим чувством, но вундеркинда им уже не просто нагнать. Ведь он уже натренирован на различении гармоний и любому непредвзятому наблюдателю представляется на три головы выше остальных.
Подчеркнем еще раз: вундеркинд не всегда талантливей остальных, просто он раньше созрел и лучше тренирован, только и всего. Это во многом объясняется благотворным влиянием родителей, окружения. Стоит задуматься, не правда ли?
9. О структуре гармонииВернемся к трем примерам, с которых мы начали рассказ. Второй случай — самый очевидный.
Девочка росла в музыкальной семье. Музыка окружала ее с первого дня — проигрыватель не простаивал, прекрасные мелодии наполняли дом. Музыкальная гармония стала ее воздухом, естественно вошла в сознание. Но когда в доме появилось пианино, в представлении девочки оно никак не увязывалось с привычной музыкой. Звуки, которые она извлекала, пробуя клавиши, были ей забавны — но и только. Они не задевали ее души.
Но вот настал день — и в доме появилась учительница. Она объяснила девочке, как рождаются звуки, как они сочетаются, как из этих сочетаний возникает мелодия. И показала это на самых простых примерах: «Чижике – пыжике» и простеньком вальсе.
Девочке понравилась новая игра. Оставшись одна, она долго сидела возле пианино, снова и снова пытаясь подобрать мелодию, пытаясь понять, как она возникает из отдельных звуков. И на второй день эта игра продолжалась, и на третий тоже. И когда снова пришла учительница, девочка выбежала к ней с радостным криком: «И я! И я могу!..» Взобравшись на стул, она стала играть. У нее получилось медленно и сбивчиво, но… как-то очень необычно. По своему. «Пожалуйста, сыграй еще раз», — попросила учительница. Девочка охотно повторила, и тогда учительница поняла, что первое впечатление было верным, что перед нею — вундеркинд.
Что же произошло? Почему учительница сделала такой вывод?
Слыша музыку с дня рождения, девочка относилась к ней пассивно. Музыка ей нравилась — и только. Но вот она впервые сыграла простенькую мелодию. Что значит «сыграла»? Она не просто встретилась с внешней гармонией, ей потребовалось эту гармонию воспроизвести. И тут возможны два варианта. Первый: если ребенок далек от гармонии, он механически, не впуская в себя, отбарабанит то, что от него требуют, — и все. Вариант второй: ребенок, гармонично развитый, обязательно (его не надо этому учить, он делает это сам) пропустит мелодию через себя, прочувствует ее, переживет, ассимилирует — значит, и воспроизведет ее как-то по-своему.
Гармония (на каком бы уровне ее не рассматривали — от простейшего, до высочайшего) рождается от сочетания 1) ритма, 2) метра и 3) мелодии. Их нельзя разъять, потому что в любой своей частичке гармония целостна. Что-то отними — и гармония умерла.
Зато она пластична. Она, как глина, сохраняет на себе отпечатки рук, которые к ней прикасались. Любитель музыки сразу узнает ноктюрн Шопена, а знаток добавит: его исполнял Рихтер; профессионал же уточнит: молодой Рихтер.
Кажется, ну что особенного можно услышать в исполнении «Чижика – пыжика»? Но девочка всю себя вложила в эту немудреную пьеску: свою жизнерадостность и лукавство, и удовольствие от игры со звуками, и желание понравиться. Любая человеческая личность, если она сумеет раскрыться, интересна. Даже если это личность маленького человечка. Искренность и непосредственность всегда подкупают и обещают так много! Это и пленило учительницу, и заставило поверить, что перед ней необычайно одаренный ребенок.
А девочка была обыкновенная. Конечно талантливая. Как все нормальные дети.
Но это, кстати, не повод, чтоб заставлять ее работать на пределе сил.
10. О гармонии... О чувстве...Теперь рассмотрим, как эстетическое чувство помогло сделать рывок мальчику – пловцу.
Вспомните, как долго он не мог поплыть. У других это получается сразу. Есть даже такой известный метод: бросают на глубину — плыви! И плывут. А у него не получалось. Потому что барахтанье в «собачьем» стиле не давало его телу ощущения гармонии — и отвергало это сразу. Его тело интуитивно искало пластику, экономные движения, красоту (потому что ближе всего к истине), — и когда эта красота экономичной слаженности вдруг возникла — он поплыл, и поплыл сразу быстрее остальных.
Он плыл не так, как мы с вами, — он играл в плавание. Он играл с водой. Для него плавание не составляло труда. Владея гармонией, он не продавливался через воду — он протекал, обтекал, струился, он был как бы частью этой стихии. Он мог как угодно менять ритм и скорость, потому что неизменной была мелодия движения и удовольствие, которое он от этого получал.
Обратите внимание на важный момент: эстетическое чувство плодотворно только тогда, когда первым результатом его является удовлетворение. Если цель какая–то иная — любая! — поражение неотвратимо.
11. О творчестве. Виды творчества.Вспомните: мальчик – моделист получал удовлетворение от всего, что он делал своими руками.
«Золотые руки» — это означало не только, что он умел делать все. Он все делал хорошо, красиво. Когда работает истинный мастер (пусть даже дело его ничем не примечательно — скажем, чинит водопроводный кран), глядя на его действия, получаешь удовольствие. И сам он получает удовольствие от работы. И хозяйка, пользуясь отремонтированным краном, говорит: «Сделано с любовью». А все почему? В мастере есть критерий — его эстетическое чувство. Для него не итог важен (цель для него только повод), а то, как он это делает.
Но смастерить табуретку или отремонтировать водопроводный кран — это рукоделие. Как бы ни была удобна и красива сделанная табуретка, говорить в связи с нею о творчестве не приходится. Потому что творчество — это прорыв в неизведанное. Пусть это неизведанное неизвестно только нам — важно, что мы невероятным усилием (ведомые эстетическим чувством) вырвались за свои привычные пределы и создали что-то новое, чего до сих пор не было. Если этого нового не до сих пор не было только в нашем микромире — оно имеет ценность только для нас; если же этого нового не было никогда и нигде… страшно подумать: мы имеем шанс стать встать в один ряд с гениями!..
Короче говоря, творчество — это процесс, в результате которого возникает продукт оригинальный, объективно ценный и самодостаточный.
Результаты творчества бывают трех видов:
Сущность их одна, разнятся они только способами проникновения в природу.
Открытие — редкая удача, о каждом из них сразу узнает весь
Автор: Администратор проекта