Ударные инструменты симфонического оркестра
Инструменты симфонического оркестра.
«Ударные инструменты»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с тембрами ударных инструментов.
2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.
3. Расширение кругозора учащихся.
Вырабатываемые умения и навыки:
1. Учащиеся должны определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, альт, виолончель, контрабас, флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу, тромбон, валторну).
2.Уметь определять основные тембры ударных инструментов (литавры, барабан, тарелки).
3.Уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.
4.Уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).
Оборудование и материалы:
музыкальный центр, мультимедиа, экран, набор карточек “Музыкальные инструменты”, иллюстрации, таблица эпитетов.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление новых знаний.
5.Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
6.Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, уже несколько уроков мы с вами знакомимся с тембрами различных музыкальных инструментов. Кто вспомнит, что такое тембр? Зависит ли характер музыки от того, какой инструмент ее исполняет? Дома вы должны были повторить три группы инструментов, давайте проведем устную викторину по пройденным темам.
Блиц-опрос по пройденным темам: “Струнно-смычковые инструменты”, “Деревянные духовые инструменты”, “Медные духовые инструменты”.
-Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).
-Назовите имена знаменитых скрипичных мастеров. (Страдивари, Амати, Гварнери).
-Как звали гениального итальянского скрипача-виртуоза XIX века? (Никколо Паганини).
-Как называется прием игры на скрипке щипком, а не смычком? (Пиццикато).
-На каком струнно-смычковом инструменте можно играть только сидя? (Виолончель).
-Этот деревянный духовой инструмент обладает нежным, серебристым звуком. Его используют, когда хотят изобразить пение птиц. (Флейта).- Как называется флейта, звучащая на октаву выше? (Флейта-пикколо).
-Название какого инструмента в переводе с итальянского значит “вязанка дров”? (Фагот).
-Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых стало полным: флейта, кларнет, фагот? (Гобой).
-Как переводится слово “валторна”? (Лесной рог).
-У какого медного инструмента есть выдвигающаяся трубка-кулиса? (Тромбон).
-Какой самый низкий медный духовой инструмент? (Туба).
А сейчас мы послушаем, как звучат разные инструменты, и угадаем их. Музыкальная викторина.
Задание выполняется устно, при опросе делается акцент на характере тембра. Кроме того, необходимо найти нужную карточку с изображением инструмента.
Римский-Корсаков “Шехеразада”, 1 часть (скрипка).
Римский-Корсаков “Шехеразада”, 2 часть (фагот).
Сен-Санс “Лебедь” (виолончель).
Верди Марш из оперы “Аида” (труба).
Глюк Мелодия из оперы “Орфей” (флейта).
-Ну, что же, молодцы, вы все правильно отгадали!
3. Новая тема. “Ударные инструменты”.
Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами.
Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое еще не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту у некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента. Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия. Эту большую, пеструю, разнохарактерную группу объединяет общий способ извлечения звука – удар по натянутой коже, металлическим пластинкам или деревянным брускам. Их главное назначение – подчеркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, дополнять и украшать ее различными звуковыми эффектами. Кроме того, ударные принято делить на две большие группы.
К первой относятся те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и др. На них можно сыграть мелодию.
Ко второй группе относятся инструменты, не имеющие определенной высоты звука. Это большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, кастаньеты, маракасы, трещотки и другие. Они не имеют точной высоты звучания и поэтому не могут сыграть мелодию. Зато им доступны сложнейшие ритмические партии.
А сейчас мы познакомимся с отдельными инструментами этой группы.
Видеопрезентация «Ударные инструменты»
http://vk.com/video56464226_164003820
Литавры – очень древние музыкальные инструменты. Они представляют собой медные котлы, отверстие которых обтянуто кожей. Ударяют по ним специальными палочками с мягкими наконечниками. Посредством винтов и зажимов, натягивающих кожу, литавра настраивается на определенную высоту звука. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или гула.
Барабан – один из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый – уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нем двумя палочками.
Тарелки- Не правда ли, странное название для музыкального инструмента? И тем не менее, тарелки -- плоские металлические пластинки -- один из самых распространенных ударных инструментов. В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются они во множественном числе). Звук извлекается ударом тарелок друг о друга, ударом по тарелке палочкой от барабана или литавр, ударом металлической метелкой. Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый разнообразный, от звонкого, пронзительного, до еле слышного шёпота.
4. Закрепление новых знаний.
-Ребята, сегодня мы познакомились с ударными инструментами, услышали, как они звучат. Попробуйте отгадать названия инструментов, спрятанные в этих “перевертышах”:
Лирытав – литавра
Небуб – бубен
Киньуголтер – треугольник
Атечелс – челеста
-Ну что же, дети, теперь мы с вами знакомы со всеми инструментами симфонического оркестра. Давайте попробуем наши знания применить на практике.
Слушание:
Мусоргский “Богатырские ворота” из сюиты “Картинки с выставки”. ( фрагмент пьесы в фортепианном исполнении). Показать Золотые ворота г. Владимира, Васнецов В.М. “Богатыри”
-Какой характер музыки? (Мощный, торжественный, величавый, мужественный. Воспевается богатырская сила русского народа)
-Какие средства выразительности создают этот характер? ( Мелодия – изложена аккордами, лад – мажор, динамика – форте, фортиссимо, темп – умеренный, тембр – рояль)
Прослушать фрагмент пьесы в оркестровом исполнении
-Что изменилось в средствах выразительности в музыке?
- Изменился ли характер музыки? ( Изменился только тембр, он стал более ярким и торжественным).
Вывод: Тембр является важным средством выразительности в музыки, влияющим на характер и образ музыкального произведения.
5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
6. Домашнее задание:
Выучить название ударных инструментов, придумать “перевертыши” любых четырех инструментов.
Автор: Кутырева Валентина Александровна