Самостоятельная учебная деятельность учащихся
Активная самостоятельная учебная деятельность учащихся —
одна из главных задач школы на пути к интенсификации
учебно-воспитательного процесса.
В методической литературе прошлых лет внимание сосредотачивалось в основном на частных методиках, соответствующих трём разделам урока действующей ранее программы: пение, нотная грамота, слушание музыки. Новая программа построение, как известно, на принципе целостного подхода к организации урока музыки. Тематический принцип построения — надёжная к организации урока музыки.
Одной из главных задач школы на пути к интенсификации всего учебно-воспитательного процесса является повышение активной самостоятельной учебной деятельности. Для этого очень важно создание эмоциональной атмосферы урока. Я продумываю начало урока, конечно, учитывая возрастные особенности учащихся. Нужна особая психологическая настройка, установка на восприятие произведения. Она находит выражение в рассказе об истории произведения, даже в интонации учителя, созвучной настроению музыки. Например, на уроке во 2 классе по теме «Интонация» читаю вслух стихотворение А.Л. Барто «Болтунья» быстро, невыразительно, скороговоркой.
Ребята чувствуют подвох, пэтому слушают внимательно и улыбаются. Без наводящих вопросов они дают характеристику такому чтению: невыразительная интонация. А при повторном прослушивании стихотворения, а затем песни Прокофьева «Болтунья» делают правильный вывод о музыкальных способностях преподавателя.
Или такой пример: перед прослушиванием симфонии Л.В. Бетховена в 5 классе при прохождении темы «В чём сила музыки» рассказываю о трагической гибели океанского парохода «Титаник», на котором находился оркестр, обслуживающий на пароходе богатую публику. Оркестранты знали, что спасательных средств мало и им не суждено спастись. Они вышли на палубу со своими инструментами, сели, как рассаживались всегда в оркестре и заиграли Третью симфонию. Если бы они отдались думам о близких, каждый из них пережил бы свою страшную гибель в одиночку. И под бессмертные звуки 3 симфонии Бетховена уходили из жизни музыканты, с удивительным спокойствием, не переставая играть, пока на затонула медленно опускавшаяся в воду палуба. Какой же силой должна обладать музыка, способная поддержать людей, помочь сохранить человеческое достоинство. Ребят захватывает этот рассказ и помогает лучше понять, в чём сила музыки Бетховена.
На уроке в 4 классе по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» предлагаю каждому выступить в роли композитора и, выслушав стихотворение Есенина «Поёт зима, аукает», попробовав пофантазировать, какая должна быть музыка, её характер, состав исполнителей?
Ребятам нравятся творческие задания, они с удовольствием включаются в работу.
В 7 классе урок по теме «Современность в музыке» начинаю сразу с звучания «Токкаты-фуги» Баха ре минор. Ребята сразу узнают автора, ведь с полифоническим стилем они знакомы ещё с пятого класса. И после прослушивания классического произведения, написанного более 250 лет назад, без предварительного разговора учащиеся сразу слышат песню современного американского композитора, певца антифашиста Пита Сигера. Здесь уже используется принцип эмоциональной драматургии.
Анализируя характер музыки того и другого произведения, ребята находят музыку И.С. Баха современной.
Как только дети эмоционально настроились, сразу включаем их в учебный труд. Здесь важен второй, пожалуй, основной момент урока.
Активация мыслительной деятельности учащихся.
а) Важно научить видеть главное, научить определять стержневые идеи, например, с помощью правильно поставленного вопроса.
Кажется, много уже говорилось и писалось о том, как важно учителю уметь правильно формулировать и своевременно задавать вопросы. Проблема эта неисчерпаема. Нужно избегать вопросов-подсказок, в которых заранее известен ответ, стараться не подгонять ответы ребят под правильные, нестандартные формулировки. Например, в 5 классе при прослушивании сюиты Прокофьева «Зимний костёр», я выписываю на доске названия всех частей сюиты и предлагаю ребятам определить, какая из частей прозвучала. Как правило, ребята правильно узнают название услышанной части сюиты. Можно представить себе, как такое задание помогло им сосредоточиться слушать музыку и размышлять о ней. Наверное, возможны и другие варианты этого приёма, активно стимулирующие мышление.
Например, при определении композитора по незнакомой музыке помогаю ребятам вопросами: «Мог бы такую музыку написать Бетховен?, Чайковский?». Поставленный в устной форме вопрос заставляет думать всех учеников, и в то же время решение его доступно каждому. Допускаю коллективный (хоровой) ответ.
Б) Одним из путей активизации мыслительной деятельности учащихся является метод музыкального общения, отражающего ту или иную закономерность музыки, непосредственно связанную с жизнью. Усвоение каждой темы школьниками опирается на их жизненно-музыкальный опыт. Так, например, обобщающему выводу о существовании различных типов маршей должно предшествовать рассмотрение всевозможных жизненных обстоятельств, при которых они звучат (1 и 2 уроки 1 класса).
Беседу с учащимися сопровождаю слушанием музыки, пением, маршировкой. Если в первом классе вопросы достаточно просты, то в 7 классе ребятам приходится решать по-настоящему сложные проблемы, вроде «Что значит современность в музыке?». При изучении этой темы школьники обычно отвечают, что современной является та музыка, которая сочинена в наше время. Приходится подводить учащися к правильному выводу о двух значениях термина «современное» искусство. Более поверхностное, внешнее искусство, созвучное нашему времени. И здесь надёжным помощником является тот опыт музыкальной культуры, который они накопили за прошедшие годы.
В) Следующий метод, активизирующий мыслительную деятельность учащихся, есть метод опережащего рассмотрения о возвращении к пройденному.
Содержание новой программы представляет собой систему взаимосвязанных между собой тем. Отдельный урок выступает как ограниченная часть темы четверти, полугодия, года и даже программы в целом.
Так, например, р.н. песня «Во поле берёза стояла» изучается вначале под углом зрения темы «Три кита в музыке». При этом, нужно учесть, что школьники вновь встретятся с этой песней в 3 четверти 1 класса при усвоении темы «Куда ведут нас «Три кита»?», где она прозвучит в финале 4 симфонии Чайковского.
Метод, опережающего рассмотрения и возвращения к пройденному я использую постоянно. Так, ария Сусанина фигурирует в разных темах 2, 3, 5 классов, «Вниз по матушке, по Волге» в 3,4 классах, вальс из оперы «Война и мир» Прокофьева в 4 и 6 классах и т.д.
Г) Не только музыкальный материал может служить основой «опережений» и «возвращений». Здесь обязательно нужно использовать внутренние связи между темами и внутрипредметные связи.
Так, например, изучение темы 2 «Музыкальная речь» служит, по существу, началом изучения теым «Построение (формы) музыки». А тема «Интонация» - это уже забег в тему «Музыкальный образ».
Д) Большое значение в достижении поставленных задач урока, в достижении эмоционального настроя учащихся имеют межпредметные связи.
Можно много говорить о характере музыки Бетховена, а можно просто прочесть стихи балкарского поэта Кайсына Кулиева о нём:
Он так писал, как будто по ночам
Ловил руками молнии и тучи,
И тюрьмы мира в пепел превращал
В единый миг усилием могучим.
А как помогает нам раскрыть образ Наташи Ростовой нежный вальс из балета Прокофьева. Ребята глубже проникают в образы героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», слушая темы балета Прокофьева и увертюру-фантазию Чайковского.
Музыка и литература, музыка и живопись — темы, удачно разработанные в программе. Недаром самыми запоминающимися для ребят являются уроки с использованием слайдов:
- Тема матери, Родины в 4 классе.
«Сикстинская мадонна» Рафаэля - «Аве Мария» Шуберта.
«Царевна-лебедь» врубеля- «Ария Царевны-Лебедь» Римского-Корсакова.
«Лунная ночь на Днепре» Куинджи - «Вечерний звон»
- Морские пейзажи.
- «Шехерезада», «Садко» Римского-Корсакова и т.д.
За счёт этих приёмов работы создаётся плотность урока, который позволяет изучить программный материал в полном объёме на основе самостоятельной деятельности и активности учащихся. Эти методы направлены на организацию целостного урока музыки, способствующего формированию гармонической личности. Все эти методы и приёмы дают эффективный результат только при одном условии, если учитываются возрастные особенности учащихся и их психология. Если в начальных классах используется работа с иллюстрациями, игровые моменты, то в старших классах важен индивидуальнй подход, письменные формы ответов, так как ребята иногда вслух стесняются высказать своё мнение . Вас, конечно, интересует, к которому мы приходим в аншей совместной с учащимися работе. По этому поводу я хочу привести выдержки из сочинений ребят.
«Я очень люблю музыку», - так может сказать каждый. Это одно. Но совсем другое, когда человек, слушая музыку, серьёзно задумывается, переживает вместе с Бетховеном, готов идти в бой вместе с М. Теодоракисом, искренне сочуствует герою песни «Маленький трубач».
«Музыка помогает смотреть на мир другими глазами. В песне Лебедева из к/ф «Макар-следопыт» ярко показана дружба и ответственность детей перед Родиной. «Когда мы с подругой поссорились, я вспомнила эту песню и спела. Не надо было никаких слов. Мы поняли друг друга и помирились. И всё благодаря этой песне.»
«Музыка помогает людям жить». Во время войны песни помогали бойцам пережить трудные дня. Я думаю, без музыки невозможно жить на свете, было бы скучно и давно бы уже нашей планеты не было».
«Уроки музыки мне открывают новый светлый мир. Иду на урок, как на праздник».
Автор: Дьякова Елена Ивановна