«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ И.С.БАХА НА КОНЦЕРТНОМ РОЯЛЕ»
Как известно, весьма важная роль в процессе обучения игры на фортепиано отводится имитационно – полифоническим сочинениям. Их освоение, помимо сугубо эстетического, имеет и вполне практическое значение, вырабатывая умения и навыки, необходимые для воспроизведения сложной, многоплановой фортепианной фактуры,присущих произведениям самых разных жанров, причем не только собственно полифонических. Не случайно «полифония» - обязательный атрибут учебных программ по специальности «фортепиано» на всех ступенях обучения: от ДМШ до вуза.
И так уж сложилось, что основу репертуара в этой сфере отечественной фортепианной педагогики составляют произведения И.С.Баха, и вполне резонным в современных условиях является вопрос : правомерно ли исполнять клавирную музыку Баха на современном фортепиано , если она написана композитором для иных инструментов?
Сторонники так называемого аутентичного , т.е. исторически достоверного , подхода к музыкальному исполнительству, скорее всего, ответят на этот вопрос отрицательно. Уж если произведение предназначено, скажем для клависина, то исполнять его на современном фортепиано – инструменте, принципиально ином по манере звукоизвлечения, - не просто нарушение авторской воли, но и серьёзное искажение звукового облика, значит и содержания данного произведения. Действительно, «фортепианное» исполнение воспринимается как весьма отдаленный вариант «клависинного».
Еще в начале XX века исполнение сочинений эпохи барокко на клависине было экзотикой. Однако интерес к клависину возрастал, и вот уже не одно десятилетие он занимает прочные позиции в концертных залах. Сегодня класс клависина существует во многих музыкальных учебных заведениях.
Тем не менее, параллельно, причем с неменьшим успехом, баховские сочинения продолжают играть на рояле. И, следует признать, в фортепианном звучании музыка Баха впечатляет ничуть не меньше, чем в клавесинном.
Автор: Плаксиенко Елизавета Михайловна