Конспект урока МХК по древнерусской иконописи Дух смирения, терпения, любви.
Автор - учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №1" города Чернушка Пермского края Галиева Екатерина Викторовна. Высшая квалификационная категория.
Краткая аннотация
к методической разработке урока
МХК в 8 классе на тему «Древнерусская иконопись»
Актуальность и новизна
Актуальность изучаемой на занятии темы – «Древнерусская иконопись» - соответствует веяниям сегодняшнего дня: повышение в обществе интереса к культурной истории страны; возрождение её духовных традиций (но не пропаганда веры); востребованность в современном обществе людей с эстетическим вкусом и т.д. Кроме того, предлагаемая форма организации работы на уроке – использование электронной презентации – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме.
Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.
Содержание и цель работы
Эта тема - продолжение серии уроков по проявлению религиозных сюжетов в искусстве, цель которых – познакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, посвящёнными религиозным сюжетам. Это урок изучения нового, при подготовке к которому классу предварительно предлагается серия вопросов, на которые ребята смогут ответить по ходу урока (см. после конспекта урока). Работа организована с использованием электронной презентации.
Презентация к уроку состоит из 9 слайдов, каждый из которых посвящён одной из подтем. Некоторые слайды содержат гиперссылки на подпрезентации. Открывая в презентации каждый новый слайд, учитель предлагает учащимся продемонстрировать самостоятельно полученные знания и знания с предыдущих уроков, затем подытоживая всё и дополняя ответы детей новой информацией.
В ходе занятия уделяется внимание работе над терминологией («канон», «икона», «темпера», «левкас» и др.), историческим фактам (время и причина появления иконы на Руси), знакомству с работами великих иконописцев (Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков), проводится сопоставительный анализ (на примере трёх икон, на которых изображены Богородица с Младенцем Христом). Вниманию детей предлагаются такие задания, как «соотнести термины и толкования», «найти в изображении нарушение канона», «выстроить в хронологическом порядке этапы создания иконы» и т.д., что позволяет повысить интерес детей и оживить урок.
Использование на уроке включённой в презентацию музыки (церковное песнопение и колокольный перезвон) помогут настроить учащихся на определённый лад, подготовить их к восприятию материала, эстетически оформят урок. Оформление урока стихами, также включёнными в презентацию, усилит воздействие на эмоциональную сферу.
Конспект урока
Мировой художественной культуры в 8 классе
Тема: «Древнерусская иконопись»
Цель урока - знакомство учащихся с основными понятиями, произведениями древнерусской иконописи. Выявление особенностей русской иконографии.
Воспитательная цель – обогащение внутреннего духовного мира детей через соприкосновение со святынями Христианства, пополнение знаний о вере и иконе как неиссякаемых источниках душевных и физических сил человека.
Задачи:
1. Ввести ряд теоретических понятий по теме.
2. Определить основные каноны иконописи и проследить их отражение при анализе произведений искусства («Троица» А.Рублёва).
3. Продолжить работу по развитию у учащихся способности к анализу произведения искусства. Выявить отличия иконы от картин на примере икон Богоматери.
4. Познакомить учащихся с интересными фактами в развитии иконографии на Руси.
5. Познакомить учащихся с произведениями других видов искусства (литература и музыка), способствующими более глубокому пониманию назначения, роли иконы.
Оборудование:
1. Мультимедиапроектор.
2. Мультимедийный экран.
3. Компьютер (с колонками).
Материалы: Электронная презентация «Дух смирения, терпения, любви. Древнерусская иконопись» (выполнена в программе Microsoft Power Point). Автор Галиева Е.В..
Ход урока
I Организационный момент
Слайд №1
Сообщение цели и задач урока. Акцент на отсутствии момента проповеди в предстоящем уроке, поскольку в храм человек придёт лишь тогда, когда духовно для этого созреет.
II
Изучение новой темы
Слайд №2
«Окно в царство Божие»
Вступительное слово учителя на фоне церковной музыки о роли иконы в жизни человека:
-Икона сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и до смерти.
- Для воинов – это символ непобедимой веры (вспомните Тараса Бульбу, отправляющегося с сыновьями в Запорожскую Сечь и требующего у жены благословения перед иконой).
- Для страждущих – опора в надежде на окончание страданий.
- Для всех верующих – настоящее окно в Царство Божие.
И мы на сегодняшнем уроке попытаемся взглянуть на икону и как на удивительное произведение искусства, и как на символ любви, веры и надежды.
Слайд №3
«Истоки иконописи»
Беседа с учащимися о значении слова «икона», об истории появления иконы на Руси.
Слайд №4 «Особенности иконографии» Беседа с учащимися о понятии «канон». Введение этого термина.
Гиперссылка на презентацию «Каноны»
Работа с материалом гиперссылки: выявление особенностей русской иконописи на примере иконы «Троица» Андрея Рублёва.
Слайд №5
«Творцы святыни»
Слово учителя о школах иконописи.
Беседа с учащимися о великих русских иконописцах, о наиболее значимых именах в истории русской иконографии.
Гиперссылка на презентацию «Русские иконографисты»:
Слайд №1
«Мастера русской иконописи»
Слайд №2
«Шедевры русский иконописи»
Слайд №3
«Загадки икон Богородицы»
Беседа с учащимися об основных вехах жизни А.Рублёва, Дионисия, С.Ушакова
Сравнительный анализ разных изображений Богородицы: А.Рублёв Икона Владимировской Богоматери, Дионисий Икона Богоматери Одигитрии, С.Ушаков Богоматерь Елеуса-Кикская.
Беседа по вопросам:
-Какие эпитеты вы бы подобрали, если бы вас попросили описать фигуру Богородицы? (нежная любящая мать, бережно прижимающая к груди своё дитя)
- Какие чувства выражает взгляд Божьей Матери? (грусть, печаль, тоску)
- Куда она смотрит? (в будущее)
- Что можно прочесть во взгляде Богородицы? (тревогу и боль из-за неизбежности страданий её Сына).
Выявление особенностей в изображении Богородицы в соответствии с канонами:
-Какой канон и в каком изображении нарушен? (в работе Симона Ушакова чувствуется объём, игра света и тени, что не соответствует канону. Причина – тяготение художника к светской живописи, работа над дизайном монет, над гравюрами).
Загадка иконы Владимирской Богоматери (этот образ Богородицы был впервые написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым принимали трапезу Божья Матерь и её Сын).
Слайд №6
«В мастерской художника» Проверка самостоятельной (домашней) работы учащихся об этапах создания иконы.
Гиперссылка на презентацию «Секреты мастерства»
Работа с терминологией: соотнести термины, связанные с процессом работы над иконой, с их толкованием (работа с таблицей).
Гиперссылка на презентацию «Шаг за шагом»
Работа с этапами создания иконы: упорядочить и дать комментарии о порядке работ, связанных с созданием иконы.
Слайд №7
«Роль иконы и место её» Беседа с учащимися о месте иконы (в красном углу, на воротах города, в храме).
Гиперссылка на презентацию «Иконостас»
Слайд №1 «Иконостас»
Слайд №2 «Схема древнерусского иконостаса»
Слайд №3 «Православный и католический храм»
Слайд №4 «Иконостасы русских храмов»
Введение понятия «иконостас».
Слово учителя об устройстве иконостаса: работа со схемой древнерусского иконостаса.
Сравнительный анализ интерьера двух храмов:
- Что отличает храм православный и католический? (наличие иконостаса).
- Что остаётся скрытым от взора прихожан православного храма, и что постоянно видят католики? (алтарь, место жертвоприношения).
- С чем это связано? (в католической вере отсутствует культ святых, поэтому не принято их изображать, за исключением Девы Марии и Иисуса Христа. Но даже эти изображения больше близки к картинам, к светской живописи, т.к. традиции иконописи на западе не прижились).
Слово учителя об иконостасах Уральских храмов (Богоявленский собор в г.Соликамске) и первом высоком иконостасе в России (Большой Благовещенский собор Московского Кремля).
III
Аналитический этап. Выводы
Слайд №7
«Роль иконы и место её»
Вопросы на обобщение. Почему икону называют книгой для безграмотных.
Подведение итогов урока (что вам сегодня запомнилось, какие выводы вы сделали).
IV
Предъявление домашнего задания
Слайд №8
«В поисках тайны»
Предъявление домашнего задания: подготовить рассказ о чудодейственной силе икон.
V Заключительный этап
Слайд №9
«Не спят святители…»
Заключительное слово учителя, чтение стихотворения А.Солодовникова на фоне музыки (церковное песнопение).
Вопросы для учащихся для подготовки к уроку
1. Что такое икона?
2. Откуда пришла икона, в каком веке она появилась и в связи с чем?
3. Что такое канон?
4. Каковы основные особенности изображения святых на иконах?
5. Каких вы знаете знаменитых русских иконописцев?
6. Что означают термины «калька», «прорись», «паволока», «левкас», «темпера»?
7. Каковы основные этапы создания иконы?
8. Что такое иконостас?
Литература для учащихся для подготовки к уроку
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2003.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
3. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учеб. Для уч-ся 10 кл. – М., 2003.
4. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.1, 4, 6, 7, 16, 19.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9-17вв. – М., 20
Автор: Екатерина Галиева