Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»
Цели урока:
• восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов;
• формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности;
• освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства.
Задачи урока:
Обучающие:
• привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
• учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
• учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие:
• развивать творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление;
• развивать вокально-хоровые навыки;
Воспитательные:
• способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к русской поэзии;
• воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребность в общении с музыкой.
Методы: словесно-индуктивный, наглядный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, междисциплинарных взаимодействий
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация , инструмент,
Ход урока
Звучит «Херувимская песнь» М.И.Глинка
Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений… По летописному сказанию, именно эта красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром православия государственной религией Руси. Послал князь умных людей в разные земли, где они познакомились с верой каждого народа . Побывали послы и Царьграде(Константинополе) в храме Святой Софии, в котором православная служба греков явила им такую красоту, такое великолепие , что по возвращении они рассказали следующее: «Одежды священников чудесны, служба хороша, и люди все стоят в благоговении, пение такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И нет такой красоты и столь превосходного богохваления во всей поднебесной, как у греков . И потому мы полагаем, что вера их истина и что только с теми людьми истинный Бог.»
Слайд:Храм Святой Софии Константинопольской, В.Васнецов. Крещение Руси.
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Давайте вспомним песню «Вечерний звон»,которую вы слушали в 5 классе и картину И.Левитана … Может быть эти старинные образы помогут вам почувствовать, что колокольный звона Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь.
Звучит песня: «Вечерний звон» в исполнении И.С.Козловского
Слайд: И.Левитан «Вечерний звон»
Вспомните, какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера? (спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика, песенная мелодия)
Изобразительный момент: бас имитирует звучание колокола.
Вспоминаются темы: «изобразительность и выразительность» и «можно ли увидеть музыку?», «можно ли услышать живопись?»
Очень хорошо озвучивает картину И.Левитана стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке…»
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
С незапамятных времен бытуют у разных народов колокола. Звон их служил сигналом при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны звоны помогали странникам найти дорогу. Вечевые колокола гудели в дни торжеств и бед народных.
Слушание: «Колокольные звоны»
-А можно ли назвать колокольные звоны музыкой?
-Да
-Почему?
-Потому что для нее характерны те же средства музыкальной выразительности, что и для музыки инструментальной: мелодия, ритм, лад, динамика, темп и др.
-А что в колокольной музыке важнее – ритм или мелодия?
-Конечно ритм.
-Верно. Обратите внимание: на доске обозначены группы колоколов- большие, средние и малые. Чем больше размер колокола, тем ниже его звук и наоборот.
Раньше люди хорошо понимали язык колоколов , ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни. Под их звон чередовались времена года, рассветы и закаты, они звонили и в радостные и горестные дни.
Колокола и сами были словно живые: им как людям давали собственные имена – Гаврила, Лебедь, Медведь…
В церкви им отводилось видное место. Колокола размещались обычно над входом в храм, обращаясь к входящим людям. Но колокола могут размещаться и на колокольнях, пристроенных к храму или на отдельно стоящих звонницах.
Слайд: колокольни и звонницы.
На самой знаменитой в Москве колокольне – Ивана Великого некогда располагалось 52 колокола. Московские старожилы хорошо знали их голоса и узнавали как старых знакомых.
Высота Ивана Великого 82 метра. Весь архитектурный ансамбль очень пострадал в 1812 году во время нашествия Наполеона, но в последствии постройки были восстановлены.
Колокольную симфонию Москвы однажды описал М.Ю.Лермонтов в своем ученическом сочинении : «Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей разносится согласный гимн колоколов , подобно чудной фантастической увертюре Бетховена…И мнится , что бестелесные звуки принимают видимую форму… О какое блаженство внимать эту неземную музыку!»
Слушание: М.Мусоргский «Рассвет на Москва реке» вступление к опере « Хованщина».
Слайды: М.Воробьев «Вид Московского кремля» и Ф.Алексеев «Вид Кремля и каменного моста».
«Вот она древняя и вечно юная , в лучах восходящего солнца. Такова страна, такова неизъяснимая прелесть природы, таков народ с таящимися в нем силой и красотой… Несется над Красной площадью колокольный перезвон. Тают в чистой утренней прохладе серебристые звуки стрелецких труб. Город просыпается.» ( Музыкальный критик Э.Фрид)
-Как рисует композитор картину рассвета?(усиление динамики).
У колоколов, как и у людей, своя судьба. Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли: тулово ,ухо, язык. О судьбах их рассказывать можно долго, но я остановлюсь на судьбе одного.
С 12 века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание- вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Но, покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад московским. Но когда везли колокол через Валдай ,на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его.
Холмы и тела! Глушь лесная!
И ту размыло!.. Как тут быть?
И царь , добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол, разбить.
Сгребли валдайцы медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей , в глуши лесной,
Тот колокольчик , изнывая,
Гудит и бьется под дугой!..
В Валдае летом 1995 года открыли единственный в России музей колоколов.
Слушание: «В лунном сиянии», «Однозвучно гремит колокольчик…»
Звоны могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными. Для каждого звона характерны свой образ , свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями ,каким был бы у вас праздничный звон?
--Мажорный, громкий, быстрый, радостный.
--А погребальный ?
--Печальный, скорбный ,медленный, минор.
А сейчас мы познакомимся с некоторыми видами церковного звона.
Благовест-звон в один большой колокол перед началом службы.
Будничный- используются малые колокола(мелодичный и спокойный).
Погребальный- медленные размеренные одиночные удары в колокол.
Малиновый – звон в отборные колокола.
Исполнение песни: А.Морозова «Малиновый звон».
До нашего времени нас поражают своим величием и красотой колокола Кремлевских, Суздальских курантов, Псковские и Ростовские колокола. И , наверное ,нигде голоса колоколов не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов. Мы слышали их у М.Глинки, А.Бородина, С.В.Рахманинова.
Давайте сравним звучание колоколов в двух произведениях русских композиторов.
Слушание: пролог к опере М.Мусоргского «Борис Годунов».
Слушание: кантата С.Прокофьева «Александр Невский»
Торжественный, радостный в прологе и тревожный, призывный в кантате.
Очень хорошо чувства русского человека , чью душу наполняет благостный колокольный звон, выразил А.Толстой в стихотворении «Благовест».
Среди дубрав блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами.
Их звон призывный через могилы
Гудит так дивно и так уныло!
К себе он тянет Неодолимо,
Зовет и манит он в край родимый.
В край благодатный ,забытый мною,-
И непонятной томим тоскою,
Молюсь и каюсь я, и плачу снова,
И отрекаюсь я от дела злого;
Далеко странствуя мечтой чудесной,
Через пространства я лечу небесные,
И сердце радостно дрожит и тает,
Пока звон благостный не замирает.
Итог урока: Колокола это символ России, ее голос, глас , который вновь обрел силу .Это душа русского человека – открытая и громогласная. Так пусть же в ваших сердцах звенит сегодня колокол будущего.
Слушание: Бой Кремлевских курантов.
Автор: Губанова Елена Владимировна