Георгий Свиридов "Поэма памяти Сергея Есенина".(Методическая разработка к 15 уроку в 5 классе "Что может изображать хоровая музыка?"по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)
Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и ораториях 50 – 60-х годов хор становится выразителем крупнейших, значительнейших музыкальных замыслов, сокровенных чувств и дум художника.
Хоровая звучность вводится им в драматическое повествование о чрезвычайных по исторической значимости событиях, в которых народ был центральной движущей силой. Как бы от его имени хор выступает в разных образных ипостасях, во многих сочинениях Свиридова он звучит поистине как глас народа. В трактовке хора как голоса масс прослеживается традиция, восходящая к русской классике XIX века. От Мусоргского идёт стремление разглядеть и запечатлеть в своём искусстве правду народного бытия, правду жизни без прикрас, «как бы она ни была солона» (Мусоргский). Эта неистовая, неиссякаемая жажда художнического правдоискательства роднит двух русских музыкантов прошлого и настоящего, насыщает музыку Свиридова пафосом духовной сопричастности великим и трагическим событиям отечественной истории и придаёт выраженным в ней чувствам эпический масштаб, благодаря чему они обретают всеобщий, надличностный и обобщённый смысл.В ряду вокально-симфонических произведений Г. В. Свиридова особое место принадлежит «Поэме памяти Сергея Есенина» Есенин для Свиридова – один из самых русских поэтов, самозабвенно влюблённый в свой край, одушевляющий каждую его берёзку.Жанр «Поэмы» родственен ораториально-кантатному типу музыки. Сочинение написано для хора, солиста-тенора и оркестра. Состоит из 10 частей, в которых использованы стихи Есенина разных лет: 1. «Край ты мой заброшенный»; 2. «Поет зима…»; 3. «В том краю»; 4. «Молотьба»; 5. «Ночь под Ивана Купала»; 6. «Ночь под Ивана Купала»; 7. «1919…»; 8. «Крестьянские ребята»; 9. «Я последний поэт деревни»; 10. «Небо – как колокол».
Все части произведения пронизаны лирической есенинской песенностью. В общий звуковой комплекс входит колокольность. Идеально, точно соответствует облику «крестьянского поэта».
С лирическими песнями-монологами тенора чередуются хоровые номера – эпические картины русской природы, то могучей, стихийной, то сказочно-зачарованной. В неразрывном единстве предстают в хоровых номерах и люди: радость созидательного труда «молотьба» № 4; картина разрухи и запустения в родимом краю», «1919…» № 7.
В произведении, названном Свиридовым «поэмой», переплелись черты таких традиционных многочастных музыкальных жанров, как оратория, лирическая кантата и вокальный цикл.
Одни признаки ведут к классической оратории, в центре которой стояли героические деяния, могучие народные движения, возглавляемые легендарной или исторической личностью. Они сказались у Свиридова в элементах сюжетного развития и драматизации, в заметной роли «действующих» народных масс, в историческом фоне.
Вторые признаки связаны с русской лирической кантатой начала века, с обеими ее ответвлениями, охарактеризованными Асафьевым как «эмоционально-драматическое» и «возвышенно-созерцательное» («Колокола» Рахманинова, «По прочтении псалма» Танеева). Их обобщенность, устремленность к «внеобыденному и внемелочному» перерастание конкретных картин в символические предваряют аналогичные качества свиридовской «Поэмы».
Наконец, влияние вокального цикла можно усмотреть, с одной стороны, в наличии лирического героя, с другой – в принципе объединения многочастной композиции (характерном и для кантаты), осуществляемого не на основе сквозного сюжетного последования, а благодаря специфическим музыкальным и поэтическим связям и сопоставлениям самостоятельных, обособленных частей, которые, в результате, образуют художественное целое с единой идеей и богатым, многозначным подтекстом.
Автор: Новоселова Ольга Сергеевна