Бетховен. Пятая симфония до минор соч. 67
Всю жизнь Бетховен боролся с превратностями судьбы. В Пятой симфонии он одержал над ними победу. Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней проявились наиболее типичные черты бетховенского стиля, воплотилась основная идея его творчества. Короткие яркие темы сразу врезаются в память. Одна из них проходит через всю симфонию. Об этой теме, своего рода лейтмотиве (ведущий мотив) из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из современников, Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь»
Пятая симфония до минор соч. 67
Первую часть симфонии (Allegro con brio) открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Певучая и нежная тема побочной партии контрастна ему. И завершается она звонкой кульминацией: весь оркестр грозно повторяет мотив судьбы. Перед нашими глазами зримо возникает картина упорной борьбы.
Первая часть симфонии заканчивается большой кодой. С новой силой наступает «мотив судьбы», вновь звучат его яростные угрозы. Не находит ответа жалоба, еще более робкая и несмелая. Судьба безжалостна, до победы еще далеко.
Медленная вторая часть (Andante con moto) дает нам передышку, борьба как будто временно прекращается, хотя и здесь как напоминание звучит мотив судьбы. Эта часть написана в форме вариаций на две темы. Первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную. Вторая приобретает героические черты, она очень похожа на марш, причем марш, в котором маршируют массы народа.
Третья и четвертая части (Allegro) следуют друг за другом без перерыва. С удивительным мастерством осуществляет этот переход Бетховен. В истории музыки нет больше такого crescendo (усиливая звук) от ррр к FFF. Поэтому финал поражает ослепительно ярким светом. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша.
Живо и непосредственно отражена здесь музыка Французской революции - марши, шествия, массовые празднества победившего народа.
Рассказывают, что ... Исполнение Пятой симфонии в Вене посетили наполеоновские гренадеры. Когда раздались первые ослепительные звуки финала симфонии, они вскочили с мест и отдали честь.
Весь финал объединяет ликующий характер, пока в нее не вторгается «мотив судьбы». Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующие реприза и кода утверждают победу народа.
Классическое наследие: Бетховен. Пятая симфония, до минор (соч. 67)
В сопровождении Берлинского симфонического оркестра под руководством великого дирижера Герберта фон Карояна, вы совершите красочное путешествие по местам Чехии, Австрии и Германии, связанным с разными периодами жизни композитора.
Скриншоты:
http://music-fantasy.ru/content/klassicheskoe-nasledie-bethoven-pyataya-simfoniya
Автор: galina-muz