6 класс, III четверть. «Казахская инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе»
Цель: Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.
Задачи образовательные:
Задачи воспитательные:
Задачи развивающие:
Репертуар:
Виды детской музыкальной деятельности:
Оборудование:
Ход урока
Орг. момент. Звучит музыка, дети входят в класс («Круглая песенка»)
Приветствие: «Утро» Э. Григ. «Здравствуйте, дети,
Я рада вас видеть,
Готовьтесь скорее, начнем мы урок!»
«Здравствуйте, здравствуйте
Вы - наш учитель,
Мы рады вас видеть,
Работать хотим!»
Сегодня у нас необычный урок. К нам прошли гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.
- «Здравствуйте!» Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы с вами желаем всем здоровья.
Распевание. Исполнение песни.
Учитель: Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится? («Круглая песенка». Это песня. Вокальный жанр.)
Учитель: Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней - душа народа. (Приложение 1)
Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.
Итак, тема нашего урока: инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе. Что такое инструментальная музыка?
( музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах).
Кюй носит программный характер.
Учитель: Что значит программная музыка?
(К программным (от греч. «программа» – «объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. Программная музыка благодаря конкретному содержанию доступна и понятна слушателям, а ее выразительные средства более рельефны и ярки).
Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны. Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.
В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения. Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроения.
Учитель: Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни.
Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.
Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов - кюйши.
Показ портрета композитора.
Учитель: Курмангазы – великий народный композитор - кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» – тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.
Дети: Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды – Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 кюев.
Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.
Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.
(Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение). Слайд №
Показ домбры.
Учитель: В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называется Арнау. (запись в тетрадь)
Кому еще могли посвящать свою музыку композиторы? (Арнау создавались в честь друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой девушке и т. д.).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который посвящен природе. Написал его Таттимбет - выдающийся композитор - кюйши. Слайд №
Показ портрета композитора.
Ученик: Таттимбет был не только выдающимся композитором - кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь.
Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе.
Таттимбет не оставляет занятия музыкой. Он участвует в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет.
В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали. Таттимбет автор свыше 40 кюев.
Учитель: И сегодня мы с вами послушаем кюй «Саржайляу» («Золотая летовка»). Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает слушателей необычной мелодичностью. В этом произведении композитор передает образ жайлау. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами.
Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки.
Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.
Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес,
чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
Слушание музыки (кюй Таттимбет «Саржайляу») домбровое исполнение. Слайд №
Учитель: Существует 2 основные разновидности домбры – западная и восточная.
Ученик: Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был плоским, а гриф – коротким и широким. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали орнаментом.
Западноказахстанская домбра используется, главным образом, как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), восточно-казахстанская домбра преимущественно аккомпанирует пению. Слайд №
Разные формы домбры были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций.
Работа с учебником. Стр. 56. Найдите в тексте описание региональных инструментальных традиций. Запись в тетрадь.
К каким региональным инструментальным традициям относится творчество Курмангазы? (западноказахстанская) Таттимбета? (центрально-казахстанскя)
Повторное слушание кюя Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов, кюя Таттимбет «Саржайляу» домбровое исполнение.
Сходства:
Отличия:
Приступаем к выполнению задания, сигналом к тому, что вы закончили, послужит то, что вы положите ручки. И при помощи интерактивной доски проверяем орфографическую грамотность. А сейчас сложите те баллы, которые вы получили и поставьте себе итоговую оценку.
Карточка самоконтроля _________________________________(Ф. И.)
№
Задание
Критерии оценивания
Баллы
1
Собери инструменты в группы
«5» баллов – быстрота и точность выполнения;
«4» балла – 1ошибка в задании;
«3» балла – 2-3 ошибки.
2
Собери оркестр
«5» баллов – за 8 правильных ответов;
«4» балла – за 7-6 правильных ответов;
«3» балла – за 5-4 правильных ответа.
3
Кроссворд
«5» баллов – за 10 правильных ответов;
«4» балла – за 9-7 правильных ответов;
«3» балла – за 6-4 правильных ответа.
4
Кроссворд
Орфографическая грамотность:
«5» баллов – за 8 правильных ответов;
«4» балла – за 7-6 правильных ответов;
«3» балла – за 5-4 правильных ответа.
5
Итоговая оценка
«23-26» баллов – оценка 5;
«25-19» баллов – оценка 4;
«18-15» – оценка 3.
Обобщение урока.
Ученик. Кюй «Сары арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее духовный прилив и эмоциональный подъем у слушателей.
Кюй “Сары-Арка” - главное произведение Курмангазы . Это песня о родной земле, о ее необъятном просторе и красоте. Мелодия бурная и стремительная, повествует о народной жизни, о том лучшем и героическом, что заложено в народный характер. Курмангазы воплотил в звуках своей любимой домбры голос казахского народа, голос степи.
Кюй “Сары-Арка” вызывает чувство гордости за национальную музыкальную культуру.
Ученик. Кюй Таттимбета «Саржайлау» («Золотая летовка») поражает слушателей необычной мелодичностью. В кюе через красоту природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышления о сущности бытия.
Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.
Домашнее задание:
И в завершение урока давайте исполним песню «Мой Казахстан».
Музыкальное прощание.
Литература:
Автор: Кобзева Александра Ильинична