Главная /
Старшие классы /
Мировая художественная литература
Учебный фильм с текстовым комментарием и синхронным переводом на современный русский язык. Песнопения Всенощного бдения Александра Гречанинова. Путеводитель.
Скачать
281.72 КБ, 352218.pdf Автор: Хлопов Михаил Владимирович, 20 Мар 2015
Всенощное бдение, или Всенощная - богослужение, которое совершается вечером перед особо чтимыми праздниками. В древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Обычно состоит из вечерни и утрени, выделяют еще и первый час. Всенощное бдение Александра Гречанинова, написанное в 1912 году, соответствует основным фрагментам богослужения. В видео Всенощную исполняет Эстонский национальный мужской хор (основан Густавом Эрнесаксом в 1944 году). Дирижирует Эльмо Тиисвальд. Яани Кирик (лютеранская церковь Святого Иоанна). Санкт-Петербург, 15.05.2014. Всенощная Гречанинова состоит из 10 частей. Вечерня символически изображает времена Ветхого Завета: сотворение мира, грехопадени, изгнание людей из рая, молитву их о спасении. 1. Благослови, душе моя, Господа. Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке. Это священнодействие напоминает молящимся райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата из нефа в алтарь символизируют, что тогда райские двери были открыты для людей. После окончания песнопения царские врата закрываются. Люди были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. Этот эпизод богослужения, начиная от закрытия царских врат изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с грехом появились болезни и страдания. 2. Блажен муж. Это – первый псалом из книги Псалтирь. Составление первого псалма приписывалось царю Давиду; в церковнославянском тексте и в синодальном переводе Библии к нему имеется надпись: «Псалом Давида». Текст псалма — противопоставление двух путей: праведника и нечестивого. 3. Свете тихий. Авторство «Свете тихий» в разное время приписывалось мученику Афиногену Севастийскому (казнен в 311 году), и святому Григорию Неокесарийскому (умер между 270 и 275 годами). Во время пения «Свете тихий» царские врата открываются: из алтаря выходит служитель, несущий свет, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: «премудрость прости!» (означаетт: Внимайте премудрости Господней), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь. Это песнопение считается древнейшим у христиан. Письменные памятники III века дают описание общих вечерних трапез христиан, которые в том случае, когда за трапезой присутствовал епископ, помимо прочего, сопровождались благословением вечернего света — внесением в собрание светильника. «Свете тихий» выражает благодарность молящихся за возможность видеть свет Христа, в то время, когда мир погружается в ночную тьму. 4. Богородице Дево. Это – конец вечерни, приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения. Утреня: 5. Хвалите имя Господне. Это песнопение открывает самую торжественную часть Всенощной (Полиелей), она символизирует пришествие Сына Божия на землю и спасение им людей. При пении этих стихов в храме зажигаются все светильники, царские врата открываются, священник, а перед ним диакон со свечою, выходит из алтаря. После пения этих стихов в воскресные дни поются радостные песни в честь Воскресения (у Гречанинова – Благословен еси, Господи, см. ниже), в которых рассказывается, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Христа. В другие же праздники – краткий хвалебный стих в честь праздника или святого. 6. Благословен еси, Господи. См. Выше. 7. От юности моея мнози борют мя страсти. Это – степенный антифон (то есть, подражание песням, которые пели паломники, поднимаясь по ступеням–”степеням” Иерусалимского храма, в них настроение меняется от скорби к радости). Антифон - пение, в котором попеременно звучат два хора (или два вокальных ансамбля). Антифонное пение применялось в древнегреческой трагедии (где хор делился на 2 полухория) и, возможно, в древнееврейском богослужении. По данным средневековых историков, в христианское богослужение введено Игнатием Антиохийским. Затем читается в воскресенье Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого. По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа: 8. Воскресение Христово видевше. В это время Евангелие выносится в середину храма, верующие целуют его. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник раздает освященный хлеб. Царские врата открываются и священник возглашает: «слава Тебе, показавшему нам свет!» (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари). 9. Славословие великое. В православном богослужении это молитвословие, основанное на тексте Евангелия от Луки 2:14 — «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» — ангельской песне, пропетой при благовестии пастухам о Рождении Иисуса Христа. Великое славословие состоит из двух частей. Первая часть, радостная, начинается словами из Евангелия от Луки. Вторая часть исполнена покаянной скорбью и прошением очищения от грехов. Последняя часть Всенощного бдения — первый час – чтение псалмов и молитв, в которых содержится просьба, чтобы Бог услышал голос верующих. Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых верующие просят Бога, чтобы Он «заутра услышал глас наш». 10. Взбранной воеводе. Появление песнопения связывают с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда патриарх Константинопольский Сергий I с иконой Божией Матери обошел городский стены и опасность была отвращена. В XIV веке при правке славянских богослужебных книг на Афоне словосочетание «город Твой» было заменено на «раби Твои», в результате чего привязка молитвы к историческому событию (нашествию варваров на Константинополь) в переводе была утрачена (хотя она сохранилась в греческом тескте по сию пору). На этом песнопении заканчивается Всенощное бдение и первый час. В этой песни Божию Матерь верующие называют «победоносным вождем против зла».
Автор: Хлопов Михаил Владимирович
Автор: Хлопов Михаил Владимирович
Похожие материалы