Главная / Старшие классы / Мировая художественная литература

Илья Репин: религиозная живопись

Илья Репин: религиозная живопись

Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Его портреты и жанровые картины всегда занимают на выставках первые места, широко используются для иллюстраций литературных произведений. Казалось бы мы знаем о Репине все, но на самом деле это не так. Есть в его творчестве одна грань, которую не принято даже сейчас особо афишировать, тем более, что большая часть живописных работ и рисунков художника на эту тему недоступна большинству ценителей его таланта. Речь идет о его религиозной живописи. Это картины маслом, акварели, многочисленные рисунки. В свободном доступе сейчас можно увидеть порядка 30-50 вариантов, остальное же в коллекциях, запасниках или же вообще утеряно. Репин и религия? Вспоминая его самые знаменитые картины, трудно поверить, что было и такое в его жизни. Однако это так и тему продолжит небольшая статья как раз об этом, представленная сразу на нескольких сайтах, но к сожалению без иллюстраций и указания авторства. Чуть-чуть ее подсократив и проиллюстрировав, я предлагаю ее ко всеобщему вниманию...

image

Репин И.Е. Христос с чашей 1894

____

Все знают: Илья Ефимович Репин - крупнейший представитель критического реализма в русской живописи 19 века. Но скажите, не кажется ли при первом взгляде на его «Голгофу», написанную в 1869 году, что перед нами кадр из кинофильма или эскиз к нему? Знаем ли мы, какое место в творчестве Репина занимала религиозная тема? За время долгой жизни Репина (а скончался он в 1930 г.) сменилось много периодов в искусстве. Он примерял на себя и импрессионизм, и символизм, выступал и как бытописатель, и как парадный живописец. Его кисть бывала и сухой, и размашисто-роскошной…

В течение двух первых десятилетий творчества Репин создал картины, за которые был признан первым живописцем России. «Бурлаки». «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски.... За пределами нашего знания о Репине оказался огромный последний период длиною в целую жизнь; раннее творчество (до поступления в Академию), а также заказы императорского двора и наиболее сокровенные произведения, созданные главным образом для себя — евангельские этюды и эскизы.

image

Репин И.Е. Тайная вечеря 1903

Когда в 1916 году была подготовлена к изданию книга воспоминаний Репина, названная «Далекое близкое», автор поначалу хотел дать ей название одной из прежних своих публикаций «Мои восторги». И в самом деле: Репин изображал только то, что приводило его в восторг, вызывало душевный трепет. Краски, карандаши, бумага и холст, папиросный окурок, ламповая копоть вызывали его восхищение, когда открывалась выразительная возможность техники.... Обратимся к восторгам раннего детства: «Новый дом.. Просторно! Светло! Мне особенно нравится полог над большой кроватью… В большой горнице повесили новые образа - хоть и не в ризах, как у бабеньки, но очень хорошие… Сколько окон! И какие большие!… На некоторых окнах в глиняных горшках стояли цветы красная герань, фуксия и еще — ну совсем как из воску! — белые цветики со сладкими капельками по утрам, нежные и прозрачные!.. Маменька все устраивает и покупает новые картины… Выбрала без красок — Христос в терновом венце, с тростью в руках и глаза подняты вверх; а как руки нарисованы!»

Эстетические восторги сочетаются с нравственными переживаниями: «Маменька читает очень хорошо, ясно. И церковный язык так понятен, а непонятное слово сейчас же объясняет. Такой приятный голос у маменьки! Я задумал сделаться святым я стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя в небо».

image

Репин И.Е. Моление о чаше 1860

image

Репин И.Е. Иов и его друзья 1869

«…Самым важным в моем искусстве, — считал Репин в старости. — было писание писанок к великдню… На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами «ХЛ». На другой можно было рисовать или сцену преображения, или цветы — все. что подходило к великдню».

image

Репин И.Е. Христос 1884

image

Репин И.Е.Благословление детей 1890

image

Репин И.Е. Богоматерь с младенцем 1896

Он всегда стремился, поучить всестороннее образование, и даже в последние годы жизни ездил в Петербург слушать лекции по всем областям древней и современной культуры, брал уроки французского языка. В 1870-80-е гг. живопись жанровая, историческая и портретная заняли ведущее место в творчестве Репина, но священная история постоянно волновала его воображение. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его. Но замыслы рождаются трудно. Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем.

В те годы влияние Крамского усиливалось впечатлениями от живописи Н. Ге и К. Флавицкого. Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее.

image

Репин И.Е. Голгофа (Распятие Христа) 1869

«Я долго собирался. И вот — наконец-то передо мною холст. День был пасмурный, ноябрьский, в комнате моей был полумрак, и я все живее и живее чувствовал себя во власти вдохновения. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Близкие Христу — мать, ученики и друзья — долго, только издали, трепетали, онемев от отчаяния и горя. Страха ради, они не смели подойти ближе. Мать упала от изнеможения. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Солнечное затмение. Тьма... И церковная завеса разорвалась, и все внутри у меня рвалось... Как музыки, хотелось рыданий... Благодетельная темнота затмения. В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста... Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. Он им обрадовался... Он им говорил и успокаивал их: "Не горюй, мать. Иоанн тебе заменит сына... Лицо его едва можно было узнать: терновые колючки, крепко прикрученные к голове, все более впивались в голову и шею: он был страшен в своем кровяном покрове; местами потоки струились, блестя от факелов. "Боже, Боже, за что же Ты меня оставил!».

image

Репин И.Е. Воскрешение дочери Иаира 1870

image

Репин И.Е. Воскрешение дочери Иаира 1871

Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. И вот в 1871 г., после мучительных месяцев работы над замыслом, вдруг открывается Репину единственный убедительный вариант решения картины. «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Более месяца сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятен и классических форм в массах. В то же время, под влиянием разговоров с Крамским, я все более устанавливался в отрицании и классического направления и академической школы живописи во имя нашей русской реальной самобытности в искусстве.... Вдруг я осеняюсь мыслью: да нельзя ли эту же тему- — «Смерть дочери Иаира» — на этом же большом холсте начать по-новому, по-живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом, и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.

Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном... К вечеру картина моя уже была так впечатлительна, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине... Всякий исполненный до полной реальности предмет в картине уже ослаблял общее впечатление, которое было почти музыкально...»

image

Репин И.Е. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима 1870

image

Репин И.Е. Иисус в терновом венце 1913

В 1886-1888 гг. появляется графический цикл «Евангельские сюжеты», выполненный карандашом на бумаге. Лишь в одной композиции «Шествие на Голгофу» применяется сепия, усиливающая эффект трагического освещения, в котором словно растворяется мощная фигура Христа, несущего крест. Репин выбирает самые драматичные эпизоды: «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду», «Христос среди учеников после Воскресения».

image

Репин И.Е. Христос и Никодим 1887

Репин И.Е. Пророк (иллюстрация к стихотворения М.Ю.Лермонтова)

«Евангельские сюжеты» предшествовали созданию картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Правда, картину трудно назвать удачной: образы, доведенные до натурализма, «снимают» общее впечатление.

image

Репин И.Е. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных 1888

image

Репин И.Е. Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных 1890

В 1898 г. Репин совершил паломничество в Иерусалим. «Я почти ничего не писал там — некогда, хотелось больше видеть. Впрочем, написал образ в русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим...» В частном собрании в Хельсинки хранится исполненный карандашом небольшой композиционный рисунок к иконе, на котором явно выражено страдание и отрешенность Христа.


image

Репин И.Е. Искушение 1891

В последние десятилетия Репин все чаще обращается к евангельским сюжетам и в живописи, и в графике. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Непривычная композиция — два разбойника на крестах, третий крест на земле, зияющая вдали открытая могила, собаки, обнюхивающие кровавые следы,— заставила одного из финских критиков искать в произведении редкие для Репина символические значения.

image

Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа).1895

image

Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа) 1901-1903

image

Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа) 1901-1903

В 1920-е гг. Репин почти постоянно работал в «Пенатах» над какой-нибудь евангельской композицией: «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме», «Христос в пустыне». Главным объектом внимания и восторгов Репина всегда был человек. Священное же писание помогало разобраться в его духовной сущности.

image

Репин И.Е. Рождество Христово 1890

image

Репин И.Е. Если все, то не я... 1896

image

Репин И.Е. Христос в Гефсиманском саду 1880-е

image

Репин И.Е. Взятие Христа стражею 1886

Оказавшись почти в полной изоляции в 1920-е гг., он писал одному из своих корреспондентов: «Когда наша церковь отлучила Льва Толстого, я дал слово не переступать порога церкви, но, когда чернь грабительски стала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, оскверняя церкви, я пошел в церковь… И теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа, и никто никогда не соберет так народ, как церковь».

image

Репин И.Е. Голгофа 1927-1929

В последние годы у Репина бывало мало гостей. Один из них описывает, как в начале мая 1929 года художник показывал дорогие ему предметы и картины. Несколько раз он указывал из окна на холм, где будет его могила, показал два завешенных покрывалом огромных полотна. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. В картину мастер вложил глубокую грусть по родным местам, по Украине, по своей родине и ее народу». Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. За другим покрывалом была «Голгофа».

_____

Оригинал статьи можно найти вот здесь: [url=http://www.knls.net/rus/transcripts/repin.htm]Илья Ефимович Репин[/url]


Автор: Сорокина Агнесса Ивановна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Илья Репин: религиозная живопись Сорокина Агнесса Ивановна 20 Мар 2015
разное Русская живопись- одним кликом мышки Русская живопись Сорокина Агнесса Ивановна 21 Мар 2015
разное живопись гжель Галина Владимировна Чирухина 30 Мар 2015
разное Баскетбол Герасимов Илья Владимирович 21 Мар 2015
видео ИЛЬЯ ( лето) культешова елена николаевна 1 Апр 2015
видео Илья Муромец Алферова Светлана Юрьевна 1 Апр 2015
разное Визитная карточка Исаченко Илья Николаевич 5 Ноя 2015
разное Фото Картины Лендяев Илья 22 Апр 2015
разное Живопись для детей Сорокина Агнесса Ивановна 21 Мар 2015
разное Музыкальная живопись Суслова Елена Викторовна 18 Сен 2015
разное Химия и живопись Шеина Олеся Владимировна 2 Мар 2016
документ День защиты детей Шагинян Илья Аркадьевич 20 Мар 2015
документ Памятки по ОБЖ Шалаев Илья Игоревич 20 Мар 2015
документ Листы ознакомления Исаченко Илья Николаевич 20 Мар 2015
документ Информационная карта участника. Муратшин Илья Ильгизович 20 Мар 2015
документ Оператор котельной Кацман Илья Енявич 21 Мар 2015
разное История происхождения дробей (Зарубин Илья) Чернова Наталья Владимировна 21 Мар 2015
презентация Италия Шабалин Илья Владимирович 21 Мар 2015
документ Cinderella - Золушка. Шабалин Илья Владимирович 21 Мар 2015
презентация Иррациональные числа Чаус Илья Владиславович 31 Мар 2015
презентация Иррациональные числа Чаус Илья Владиславович 31 Мар 2015
документ Порядок оформления отношений Исаченко Илья Николаевич 31 Мар 2015
презентация Построение графика параболы Кирсанов Илья Андреевич 4 Апр 2015
видео Илья Муромец и соловей разбойник. Алферова Светлана Юрьевна 1 Апр 2015
аудио Машр Гвардии Наполеона Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио Янки-Дудль Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио Гимн Южан Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио Гимн Севера Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио Журавли Бернес Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио Колоколенка Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио Вальс 9 мая Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио В лесу прифронтовом Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио Кино Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
аудио За того парня Шишков Илья Константинович 31 Мар 2015
разное Формирование навыков самоподготовки обучающихся Исаченко Илья Николаевич 5 Ноя 2015
документ Дополнительная образовательная программа Ухлин Илья Анатольевич 12 Апр 2015
документ КТП менеджеры, география Звягин Илья Александрович 28 Окт 2015
документ Конспект урока ОВС Костин Илья Евгеньевич 7 Дек 2015
презентация Спортивные виды плавания Болдырев Илья Андреевич 16 Дек 2015
документ КОС По ОБЖ Стрижов Илья Александрович 2 Мар 2016