Храм Христа Спасителя
[more]
Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Храм Христа Спасителя построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.
Храм Христа Спасителя в Москве — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек.
В плане собор представлял собой равноконечный крест около 85 м шириной.
Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого.
Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 кв.м, из которых около 9000 кв.м позолочены.
В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: - "верхний храм" — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
- "нижний храм" — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.
Мозаика на пьедестале Храма Христа Спасителя.
Роспись потолков. Церковь Преображения Господня в комплексе Храма Христа Спасителя.
25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах.
После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.
Проект А. Витберга
В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга.
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд.
Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.
Василий Нестеренко - Крещение Господне. Роспись Храма Христа Спасителя в Москве.
Василий Нестеренко - Вход Господень во Иерусалим.
Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.
Василий Нестеренко -Чудо в Кане Галилейской - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.
Василий Нестеренко - Чудесное умножение хлебов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.
Василий Нестеренко -Тайная вечеря - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.
Василий Нестеренко - Чудесный улов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.
26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.
Василий Нестеренко - Христос и самарянка Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.
5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.
Василий Нестеренко -"Воскресение Христово" и "Апостол Матфей"
Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Николай Мухин - Рождество Христово. Заалтарная роспись храма Христа Спасителя.
Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре, едва поднявшееся от уровня фундамента, здание пришлось разобрать совсем.
Фрагменты первого Храма Христа Спасителя, сохранившиеся в Донском монастыре.
Роспись внутри храма.
Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999
Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999
Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999
Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999
Храм Христа Спасителя. Художник Василий Нестеренко.
Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)
Автор: Сорокина Агнесса Ивановна