Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)
«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика»
Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэтический мир юной Ахматовой и осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.
Задачи: вспомнить лирические произведения Ахматовой, факты биографии.
Оборудование:мультимедийная установка, репродукции портретов А.А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова – Водкина, Модильяни и др.; музыка Бетховена, Шопена, Шостаковича, Прокофьева.
Ход вечера
Зал поделен на несколько зон:
1– исследователи жизни Ахматовой.
2– чтецы, исполнители
3 – гости- зрители.
1-я ведущая.
От странной лирики, где каждый шаг- секрет,
Где пропасти налево и направо.
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По – видимому, мне спасенья нет.
Кралин, исследователь жизни Ахматовой.
«Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается трёхчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога»(1912 – 1922), глубоко трагической центральной части( собственно Судьбы,(1923- 1955) и не менее блистательного эпилога, «победы моей над судьбой». Эпилог охватывает последнее десятилетие ее жизни(1956 – 1966)».
Ведущая. Сегодня мы расскажем о первом из них.
А.Ахматова 1. Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой…Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет…
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занимается со старшими детьми, я тоже научилась говорить по – французски.
Первое стихотворение я написала , когда мне было 11 лет.
Ахматова 2. Училась я в Царскосельской женской гимназии.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.
Ахматова 1. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
Ахматова 2. В 1910 г. Я вышла замуж за Н. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.
Ахматова 1. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко – литературных курсах Раева…
Ахматова 2. В 1910 г. Обнаружился кризис символизма. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…»
Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.
Ахматова 1. Весну 1911 г. Я провела в Париже. В 1912 г. Проехала по Северной Италии.
Ахматова 2. Первого сентября 1912 г. родился мой единственный сын Лев.
1 –й ведущий. Уже простое перечисление событий ее тогдашней жизни показывает, насколько активны и насыщенны были ее дни, какие незаурядные люди ее окружали.
2-й ведущий. А.Ахматова знакомится в Париже с художником Модильяни, в Петербурге – с поэтами В. Ивановым, Ф.Сологубом, Г.Чулковым, О.Мандельштамом, А.Блоком, С.Есениным и Н.Клюевым. Читает свои стихи на «Башне» Вяч.Иванова, в «Бродячей собаке», на Бестужевских курсах.
1 –й ведущий. Ее муж, Н.Гумилев, с 14 года добровольцем вступил в лейб – гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским крестом.
2 –й ведущий. Сын Лев в это время жил в Бежецке с бабушкой, А.Гумилевой, и теткой, А.Сверчковой.
1 –й ведущий. В 1918 г. А.Ахматова разводится с Н.Гумилевым.
2 –й ведущий. В 1921 г Н.Гумилев был арестован и расстрелян.
К.И. Чуковский(исследователь). Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 г. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15 – ти летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.Гумилева.
То были годы е первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2 -3 года, и в ее глазах, и в осанке наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно, величавость: «царственная, монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».
(На фоне музыки демонстрируются фотографии А.Ахматовой)
Кралин.(исследователь творчества). К этому моменту Н.Гумилев был уже автором трёх книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник . А.Ахматова
в автобиографии писала:
А.Ахматова 1. «В 1912 вышел мой первый сборник стихов- «Вечер». Напечатано всего было 300 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно… В марте 1914 г вышла вторая книга – «Чётки». Вторая книга за три года выходила трижды(тиражом по 1000 экземпляров: в 1914, 1915, 1916 г).
Жирмунский(русский филолог, исследователь). Отзывы печати, более десяти за 1912- 1913 гг, в том числе В.Брюсова, С.Городецкого, Г.Чулкова, имели почти все очень сочувственный характер, хотя были окрашены развернувшимися спорами о новой поэтической школе «акмеистов»и разговорами о «женской»лирике и еще не предвидели того большого места, которое предстояло занять А.Ахматовой в русской поэзии. Сама Ахматова, в особенности в поздние годы, относилась критически к своим ранним стихам.В полушутливой форме она писала о книге «Вечер» .
А.Ахматова 2. «Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются в тринадцатый раз… Появились они и на некоторых иностранных языках. Сама девочкане предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны: «чтобы не расстраиваться».
1-й ведущий. Общеизвестно отношение поэтессы к своим стихам из первых сборников. Позднее Ахматова даже отказывалась читать на поэтических вечерах некоторые из них.
Кралин (исследователь). Необыкновенный успех сборника «Четки» определил место Ахматовой в первых рядах русской поэзии того времени. В первом издании основная часть «Четок» содержала 52 стихотворения.
За эти первые 10 лет ею было выпущено 5 поэтических книг.Почти все это 10-летие Ахматова окружена толпой поклонников, о ней слагают стихи А. Блок и О.Мандельштам, ее портреты пишут Наталья Альтман и Петров–Водкин, Анненков и Модильяни. Романсы на ее стихи создают Сергей Прокофьев и Артур Лурье.
2-я ведущий. Давайте и мы сегодня, как бы перелистывая страницы альбома , послушаем неповторимый ахматовский голос.
1-й чтец. Читая «Гамлета».
1. У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Ноя эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
2. И как будто по ошибке
Я сказал: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
1909
1-й ведущий. В некоторых публикациях связь с шекспировским текстом более сильна: «Ты сказал мне: «Офелия, иди в монастырь…»
2-й ведущий. Цикл адресован по-видимому, Н.Гумилеву.
1-й ученик. Тема Гамлета и Офелии ( включая парафраз шекспировского «сорок тысяч братьев// Всем множеством любви со мною// Не уровнялась бы») заранее характеризуют героев и предполагают трагическое несовпадение чувств, трагический исход. Как и шекспировские герои, ахматовский Он и Она в преддверии разлуки. Вечная коллизия, вечная любовь, вечная трагедия.
2-й ученик. Все это можно представить себе в виде фрагментов их немого кино. Сценарий выглядел бы так. (Демонстрируют свои фрагменты.)
Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение. Звучит («струится») «горностаевой мантией» тихая речь, незаметно «струятся века. Он и Она: горечь, обида, тень улыбки. Можно предположить: на них простые одежды, струящиеся подобно мантиям. Притяжение и отталкивание.
1-й ученик. Изменение ритма, переход от длинных (повествовательных) строк в первой части к коротким , легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчеркивает несоответствие конкретного предметного мира ( «кладбище»,»река», «пустырь» )отвлеченным, обобщенным, зыбким деталям («принцы», «сто веков подряд», «тень улыбки», «сорок ласковых сестер» ). В конечном итоге впечатление от прочитанного можно выразить по-пушкински: светлая печаль.
( Выходит вторая подготовленная группа с мольбертом. Стихотворение, названное в одном из изданий «может быть», сопоставимо с живописью. Наиболее подходящий жанр-пейзаж. Техника-акварель.)
1-й чтец второй группы.
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких канал уже не струится-
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится,-
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стла
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!... За ночь прийти успеет
Зима.
30 января 1911. Киев.
2-й ученик этой группы ( демонстрируя свою картину ).
Легко вообразить себе полотно в темно-желтых тонах с привычным названием «Осенняя грусть». Унылый пейзаж: пожелтевшая трава, первый – еще редкий – снег, тусклый свет, застывшая вода в каналах, голые ветви деревьев. Осень здесь представляет вестником конца любви, приход зимы – осознанием конца жизни. Все в прошлом. И речь идет не о жизни природы, а о жизни человека.
3-й ученик . И хотя человеческие голоса звучат в стихотворении – герои те же: Она и Он, - на нашей картине их нет. Они и не нужны. Природа вполне передает состояние их душ. Об этом свидетельствуют многие образы: отсутствие солнца, ранняя зима, стылая вода-отсутствие жизни. Отсутствие звуков – только «Ветер снежинками ранними веет // Едва-едва» -усиливает осознание одиночества, разъединенности. Выстраивается символический ряд: солнце – любовь – жизнь; зима – одиночество – смерть. И это навсегда, навечно. Распластанная ива в пустом небе – символ обреченности. Итог – тьма. Но ведь в природе вслед за зимой приходит весна. Но в стихах нагнетается ощущение, что весна никогда не придет.Создается настойчивое впечатление даже не плача, а рыдания.
2-й ученик. Вечная трагедия разлуки. Вечная трагедия одиночества. Всё действие происходит вне времени и конкретного пространства. Конкретные детали (солнце, трава, первые снежинки, узкие каналы, вода, ива, зима) сами по себе имеют характер вневременной, отвлеченный.
(Звучит «Аве, Мария».)
Ведущая. А это стихотворение очень похоже на исповедь в ее прямом значении: обряд покаяния и отпущения грехов. По-видимому, обращено к Гумилеву».
Девушка-чтец (на фоне музыки).
Помолись и нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
2 –й ученик третьей группы. Герои – «потерянная» женщина и исповедник – Он, «в своих путях всегда уверенный». Вероятно, это бывший возлюбленный, покинувший, обрекший на страдания, «свет узревший в шалаше» - в путешествиях ли, в приключениях? Сильный, свободный, дерзкий, несмотря ни на что.
3–й ученик этой группы. Их пути разошлись, и это было предрешено. Ее рассказ о себе – одновременно и рассказ о нем, только он ушел, покинул, отстранился.
1-я ученица третьей группы. Исповедовальные строки одинокой , страдающей – «нищей», но «живой»-души как будто рождены в часы молитвы, в тишине ночи.
(Звучит музыка)
Четыре строфы как бы подводят итог , завершают отрезок жизни. Возникает осознание взросления героини. Еще живая душа нуждается в поддержке. Мучат тягостные воспоминания:
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
2-й ученик. В стихотворении заявлены своеобразные моральные заповеди: налагается табу на ненависть и предательство. Горечь потерь не может ожесточить человека.
3-й ученик. Несмотря на трагизм ситуации, повествование освещено теплым светом веры, и именно вера дает силу и мужество жить дальше.
Время делится на прошедшее «каждый день и каждый час» и будущее «потом». Все уже произошло, впереди – еще более трагическое одиночество, потому что ждать больше некого. Спасение – в вере и творчестве.
1-я ученица. Стихотворение пророческое, полное предощущения будущих страданий. «Свет, не видимый для нас» - будущий путь жертвенной жизни.
(Следующее стихотворение исполняется девушкой, сидящей за столом, будто читающей письмо)
1-я ученица четвертой группы.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины ярко – красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот , мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
(Письмо отложено в сторону, девушка встает и продолжает).
Это стихотворение похоже на письмо. Женщина одинока, покинута. Но она сильна, мужественна. Она ищет помощи, поддержки и находит их в очень простых, обыкновенных, будничных вещах.
Если не счастье, то покой можно найти в природе, в вере, в осознании смысла жизни и своего предназначения, в мудрости – во взрослении.
2-й ученик. Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на этой земле.
3-й ученик. Высокий философский смысл стихотворения выражается с помощью простых реалий. С первой строки заявлено: мудрость в простоте.
1-й ученик. До последней строки стихи практически лишены конфликта.
Ведущая. По свидетельству Л.Чуковской, Ахматова сначала хотела назвать сборник «Вечер» - «Лебеди». Но ее отговорили.
1-й чтец пятой группы.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огогроде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды.
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
2-й ученик. Сама Ахматова назвала это стихотворение песенкой. Очевиден его фольклорный источник. Ритм «Песенки», монотонный, шарманочный, успокаивает и примиряет с будущим.
(Звучит романс С.Прокофьева на стихи А.Ахматовой)
1-я ученица шестой группы.
Три раза пытать приходила,
Я с криком тоски просыпалась
И видела тонкие руки
И темный насмешливый рот.
«Ты с кем на заре целовалась,
Клялась, что погибнешь в разлуке,
И жгучую радость таила,
Рыдая у черных ворот?
Кого ты на смерть проводила,
Тот скоро,о,скоро умрет»…
3-я ученица. Это стихотворение по жанру очень близко романтическим балладам Жуковского. Как в балладе, в стихотворении намечен сюжет. Его развитие показано с помощью диалога.
1-я ученица. Здесь не два героя, а три: героиня, ее двойник – совесть и тот, кого она проводила.
Ведущая. По мнению некоторых мемуаристов, именно то стихотворение, которое прозвучит в заключение нашей встречи, сделало Ахматову известной. Она читала его на «Башне» Вяч.Иванова в 1911г…По обычаю этих собраний присутствующие высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, Вяч.Иванов сказал: «Я вас поздравляю. Это событие в русской поэзии».
Песня последней встречи.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил : «Со мною умри!»
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно – желтым огнем.
Автор: Зотова Наталья Анатольевна