Урок по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.
Урок по произведению А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»
ТЕМА УРОКА:
« Ужасный век, ужасные сердца!» А.С.Пушкин «Маленькие трагедии».
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ УРОКА:
- Формирование представления о многогранности таланта А.С.Пушкина
- Провести закрепление знания пройденного произведения.
- Познакомить учащихся с историей создания «Маленьких трагедий»
- Развивать навыки работы с текстом, умения анализировать драматический текст;
- Способствовать воспитанию умения создавать собственные проекты и защищать свои интересы и мнение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-Портрет А.С.Пушкина
-Иллюстрации учащихся к произведениям
-Копия рисунка Пушкина к «Каменному гостю»
- Иллюстрации П.Бунина и Ф.Константинова
-Скрипка
ØАудиозапись : Моцарт «Реквием»
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Слева:«Ужасный век, ужасные сердца!»( «Скупой рыцарь»)
Справа:« Гений и злодейство – две вещи несовместимые». ( «Моцарт и Сальери».)
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент, настрой на восприятие материала.
2. Вступительное слово учителя.
Мы живем в сложном , меняющемся мире. Пытаемся разобраться в нем, найти истинные ценности и сохранить их. Мы думаем о совести, честности и расчете, накопительстве. Нас мучает вопрос: как жить? И снова нам помогает Пушкин, слово Пушкина.
Вернемся к тому моменту, когда в жизни поэта все замерло: позади остались шум и суета Москвы и Петербурга, заботы о сватовстве, наследстве. Здесь, в Болдино, поэт остался один на один с собой. Осталось только внутреннее – раздумья о жизни, когда « душа всходит словом на небосклон».
Здесь, в Болдино, в одиночестве, он думает о «железном веке», о свершившихся трагедиях: о смерти Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола, Каховского, Бестужева-Рюмина, о сосланных друзьях. Думает о последних событиях: июльской революции во Франции, восстании в Польше, крестьянских волнениях в России.
В декабре 1830 года Пушкин восклицал в одном из писем: « Какой год! Какие события! Народ раздражен и подавлен. 1830 – печальный для нас!»
Современный век рождает у Пушкина впечатление демонической пляски, бесовского кружения. И вот в этом хаосе Пушкин ищет ответ на вопрос: «Что есть истина?» Пушкина волнует сокровенный смысл жизни:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
Болдинской осенью в уединении он передумывает прошедшее и «волнуем» будущим. И в «Маленьких трагедиях» Пушкин изображает судьбы личности, живущей в переходное время.
Всего за 2,5 недели были созданы четыре пьесы:
Ø23 октября – «Скупой рыцарь»
Ø26 октября – « Моцарт и Сальери»
Ø 4 ноября – « Каменный гость»
Ø 6 ноября – «Пир во время чумы»
Сам Пушкин колебался в определении жанра: «драматические сцены», « драматические очерки», «драматические изучения». В одном из писем поэт дал пьесам емкое и верное определение – «маленькие трагедии».
Словом «маленькие» Пушкин подчеркнул предельную сжатость трагедий, сгущенность конфликта, мгновенность действия. Им суждено было стать великими по глубине содержания.
Автор переносит нас в разные страны, разные эпохи:
«Скупой рыцарь» - средневековье, Франция.
«Каменный гость» - Испания
« Пир во время чумы» - Англия, великая чума 1665 года
« Моцарт и Сальери» - Вена 1791 год, последние дни Моцарта
И хотя события происходят в разных странах, все мысли Пушкина – о России, о судьбе человеческой.
3. Работа с текстом, анализ произведений.
1. Учитель. Итак, Пушкин соединяет произведения в целое – цикл и дает общее название «Маленькие трагедии»
??? А почему именно цикл?
Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами. «Маленькие трагедии» сходны по организации художественного материала: композиции и сюжетике, образной системе ( небольшое количество действующих лиц), - а также по идейно-тематическим признакам( например, цель каждой трагедии - развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).
??? О чем рассказывает трагедия «Скупой рыцарь»?
Ответы учащихся.
??? Какое противоречие содержится в самом названии?
Скупой рыцарь
Страсть к золоту, т.е. мир средневековья – мир
жажда богатства, жажда рыцарских турниров, патри-
власти архальности, поклонение даме
сердца
ощущает себя всемогущим, рыцарь – воплощение чести,
всесильным благородства, независимости,
вступались за слабых, обиженных
Героями пьесы являются Барон, в прошлом Рыцарь ( он и сейчас ощущает свой рыцарский долг – по первому требованию государя является во дворец) и его сын Альбер, молодой рыцарь.
??? Каковы они в изображении Пушкина?
Герои противопоставлены.
БАРОН ( отец) АЛЬБЕР ( сын)
Богат, потому кажется беден, потому зависим;
Свободным и независимым ищет путь к независимости
НО И
Служит золоту – рыцарь, находит его в золоте
который занят накопительством
это приводит его к разрыву с это приводит его к
людьми, с собственным сыном, преступлению
к безнадежному одиночеству.
владыка денег, он становится
рабом; чувствует приближение
смерти и понимает, что дело
его жизни рухнет
И Барон, и Альбер честолюбивы, оба стремятся к независимости, ценят ее превыше всего. НО оба понимают независимость как удовлетворение своих прихотей.
Барон ( один в подвале) мечтает об удовольствиях
Читаем текст ( цитируем)
Альбер весь погружен в праздники, турниры, развлечения.
Читаем текст ( цитируем).
Оба – и отец, и сын – делают ставку на золото. А золото ЧТО?
символ веры
ЗОЛОТО источник коварства, злодеяний
начало преступления
Оказывается, золото не освобождает человека, а закабаляет его душу:
Øотец и сын становятся врагами
Øотец теряет все человеческие чувства
Øсын совершает преступление
??? Сравните, каким Барон вошел в подвал, и каким вышел.
Читаем в тексте ( цитируем)
Вывод: золото убило душу. Последние слова Барона «ужасный век, ужасные сердца!» подчеркивают , что понятие о чести, благородстве растоптаны.
За власть отечество забыли,
За золото прОдал брата брат.
Добро и зло – все стало тенью,
Все было предано презренью
Как ветру предан дольный прах.
???? В чем современность пьесы? Может ли фигура Барона появиться сейчас?
Ответы учащихся.
Современные бароны мельче: о чести , благо-
родстве не думают совсем.
Звучит запись песни А.Дольского «Деньги, деньги, вещи, вещи…»
2. Учитель:
Давайте обратимся к следующей трагедии Пушкина -
« Моцарт и Сальери».
Если первая трагедия заканчивается словами: «Ужасный век, ужасные сердца!», то вторая начинается так:
«Нет счастья на земле, но счастья нет и выше!»
??? О чем пьеса всего в 7 страниц небольшого формата?
Ответы учащихся.
Первоначальное название пьесы «Зависть». Почему Пушкин сменил название?
Сталкиваются не только талант и зависть, но и нравствен-
ность и безнравственность, любовь к людям и любовь к
себе, свет, чистота и – преступность.
??? В чем причина преступления Сальери? Почему он возненавидел Моцарта?
Идея-страсть овладела Сальери. Позабыты и детские годы, и мечты, и надежды, и упорный труд, и медленное восхождение к высотам мастерства.
Сальери улыбнулась слава, он счастлив. Счастье, слава, покой пришли к нему как вознаграждение за труд. Но он рационалист – в искусстве ищет прямую пользу.
Но явился Моцарт, и спокойствие оставило Сальери. Моцарт гениален от природы. Он , «праздный гуляка», гениален.
Сознание напрасно затраченных трудов заставляет Сальери страдать, мучительно завидовать. В Моцарте для него сосредоточилось все творческое начало.
А Моцарт… Моцарт живет как обычный смертный: он играет на полу с собственным сыном,, влюбляется, слушает нищего скрипача, он очень доверчив. В нем живет вдохновение, гармония, поэтому так прекрасна его музыка.
Звучит «Маленькая ночная серенада» или увертюра к «Свадьбе Фигаро»
Читаем сцену отравления.
В сцене отравления сталкиваются два миропонимания:
Моцарт объединяет себя и Сальери: «Он же гений, как ты да я»!
«Гений и злодейство – две вещи несовместимые».
Сальери отъединяет Моцарта от себя, ощущает свою исключительность. Бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт играет для Сальери и, по сути , для себя – реквием самому себе.
Запись «Реквием» Моцарта или симфонию «Юпитер».
Казалось бы, теперь Сальери должен быть счастлив и спокоен, ничто и никто не мешает ему считать себя гением, но…. Слова Моцарта не дают ему покоя.
Читаем текст.
??? В чем современность пьесы?
Ответы учащихся.
Никакое добро не может искупить «кровавый грех».
??? Почему гений и злодейство – две вещи несовместимые?
Ответы учащихся.
Гениальность – это не только высшая степень одаренности, но и наивысшая степень добра.
Ученица читает стихотворение Э.Асадова «Дружба» ИЛИ «Зависть».
3. Учитель.
Следующая пьеса «Каменный гость». Многие до Пушкина писали на этот сюжет: Мольер, Байрон.
???? Это пьеса о любви? Каков ее сюжет?
Ответы учащихся.
Дон Гуан ненавидит Дона Альвара, но влюбляется в жену убитого Донну Анну. Донна Анна не подозревает в Дон Гуане убийцу мужа и откликается на его любовь, расцветает. Воскресает, ибо до этого она не знала любви, вышла замуж за Дона Альвара по настоянию матери. Вопреки религиозным канонам, теперь, охваченная страстью к Дон Гуану, она свободна в своем чувстве.
Это трагедия о возмездии: Дон Гуан забыл о прошлом, он, как ребенок, влюбляется и счастлив. И в это время его настигает возмездие.
??? Что за человек Дон Гуан?
Ответы учащихся.
Испанский гранд, поэт, он жизнерадостен, живет в свое удовольствие – любовью. С Лаурой они – ветреные любовники. Ничего не боятся – ни страшного Карлоса, ни смерти. Это – вольная любовь. Дон Гуан играет своей и чужой жизнью. От одного любовного увлечения он переходит к другому.
Дон Гуан пылок и холоден, искренен и лжив, страстен и циничен, отважен и расчетлив. Он не знает границ между добром и злом.
Он своеволен. С кем бы ни сталкивала его жизнь, всем он приносит не только счастье, но и зло.
Обобщение учителя.
Пушкин отошел от традиционного изображения Дон- Гуана . У него Дон-Гуан не только коварный соблазнитель, развратник, а еще и рыцарь, готовый постоять за личное достоинство, честь, свободу чувств. Он хочет освободить Донну Анну от власти ее мужа, который при жизни утвердил свои права на нее деньгами, а после смерти – средневековыми обычаями.
Дон Гуан хочет освободить Донну Анну от от страшных оков. Он влюблен!! Но…погибает. Причем не от руки Командора , а по закону высшей справедливости.
Как и герои предыдущих пьес, Дон Гуан стремится самоувердиться. Но как?
Если Скупой рыцарь – золотом,
Сальери – ядом,
Дон –Гуан – любовью, страстью. Высокое человеческое чувство перерастает в пагубую страсть!
«Ужасный век, ужасные сердца!»
Всех своих героев Пушкин проверяет на гуманность.
??? Что такое гуманизм?
Реализация индивидуального домашнего задания – подготовленный ученик дает определение гуманизма.
Гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважение к его достоинству
Ни Барон, ни Сальери, ни Дон Гуан не выдерживают этого испытания, они – индивидуалисты.
Сам же Пушкин убежден: принять жестокий век невозможно, но ему надо противопоставить иное – человечность, нравственность, любовь! Любовь – это мелодия души! Влюбленный поэт в 1830 году в Болдино пишет один из своих шедевров – «Каменный гость».
«Самостоянье человека – залог величия его»,- вот девиз поэта.
??? Что значит слово «самостоянье?»
Личное достоинство, честь, ответственность за себя.
4. Именно об этом трагедия «Пир во время чумы».
Учитель.
Лондон 1665 года. Стюарты пришли к власти. Начались зверские расправы над участниками революции. Преследовали не только живых, даже трупы руководителей восстания были выкопаны и вздернуты на виселицы. Действительно, пир во время чумы. Но дальше еще хуже: в 1668 году Стюарты лишились престола, и парламент оставил принцу Оранскому лишь «декоративную» власть. Может, Пушкин думал о сходстве ситуаций – в Англии в 17 веке и в России – после восстания 1825 года: чумная обстановка – казни, ссылки, доносы, крестьянские бунты. И холера.
Нет, «Пир во время чумы» - не изображение России 20-30-х годов, не аллегория, а размышление поэта.
??? Какова же ситуация?
Ответы учащихся.
Чума – стихийное бедствие, угрожающее жизни людей. Люди не в силах спастись от нее. Они обречены, и знают это.
И вот о том, как ведут себя люди в трагических обстоятельствах, как проявляются их характеры: мужественно ли они или низки и жестоки.
????Как же ведут себя люди во время чумы?
Ответы учащихся.
Персонажи трагедии, исключая священника, устраивают пиршество. Гибнут близкие, проезжают телеги с трупами, а они пируют.
Что это – кощунство или величие духа?
Мы слышим монологи, диалоги, но не видим действий. Каковы же причины, приведшие героев на этот пир?
Молодой человек – чтобы напиться и забыться, не думать о смерти. Он же молод!
Луиза – от страха одиночества – быть с людьми, опереться на них. В ней страх перебарывает все!
Мери и Вальсингам любят друг друга. Они ничего не боятся. Мери поет песню, что любовь победит смерть. В песне и грусть, и забота о близких. Вальсингам бросает вызов смерти. Он противопоставляет смерти жизнь.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы.
Песня Вальсингама – гимн бесстрашного человека.
Это мироощущение самого автора и всех тех, кто подобно Чаадаеву, Лунину сохранил свое человеческое достоинство и свои убеждения в обстановке российской чумы.
Священник требует уважения к усопшим, зовет к смирению, просит их разойтись по домам. И Вальсингам – Председатель - , наиболее ранимый, признает свое беззаконие – что он и другие отгородились от народной беды. Священник исполняет свой человеческий долг. Председатель – Вальсингам – славит земного человека, который находит в себе силы сам противостоять смерти.
??? Чему научились вы у героев Пушкина? А что не примите никогда ? Почему?
Ответы учащихся.
5. Подведение итогов урока. Обобщение.
«Маленькие трагедии» - произведение о человеке, его возможностях, о границах добра и зла. О каждом из героев существует легенда, которая в произведениях Пушкина отвергается.
Альбер видит в отце только скрягу, холодного и жестокого ростовщика.
Сальеривидит в Моцарте праздного гуляку.
Дон Гуанпо мнению слуги и влюбленной в него женщины – безбожный развратник.
Вальсингам, пирующий с друзьями, кажется священнику безбожниками.
И всякий раз молва, легенда оказывается ложной.
Человек глубже внешних представлений о нем.
Человек многогранен, бесконечен в своих добрых побуждениях. В «ужасный век» человек может сохранить лучшее – В ЭТОМ ПУШКИН УБЕЖДЕН.
Барон умирает потому, что гордость, человеческое достоинство возьмут в нем верх.
Дон Гуаноказывается способным на истинную любовь.
Моцарт сохраняет верность себе, доверие даже перед смертью. «Гений и злодейство – две вещи несовместимые».
???? ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ МЫ ПЕРЕЧИТЫВАЕМ «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ?»
Ответы учащихся
В них общечеловеческие проблемы:
Øжизнь и смерть
Øлюбовь и ненависть
Øвласть денег и бескорыстие
Øволя и безволие
Øсмерть и бессмертие –
вечные вопросы времени!
Эти произведения помогают понять мятущегося Пушкина, который искал истину в « век вертопрахов и кокеток», в век ссылок и декабрьских гулких площадей.
Прекрасный жребий нам отпущен –
Дерзнуть и до высот дойти,
Твердя на жизненном пути
Как заклинанье:
С нами Пушкин!
1830 год – трагический рубеж в жизни Пушкина: он понял, что лишен свободы, независимости. Надежды его обмануты.
Но и в «жестокий век» поэт сохранил свою жизнерадостность, отзывчивость на прекрасное.
6. Домашнее задание.
ØЗаписи в тетради, монологический ответ, таблица
ØПодобрать стихотворения на тему «вольнолюбивая лирика Пушкина»
Автор: Косарева Алла Петровна