У войны не детское лицо
В памятное тревожное утро 22 июня 1941 г., когда советскую границу нарушили первые залпы орудий, во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встал народ на великий подвиг – защиту своего Отечества.
Война обрушилась на детей так же, как на взрослых. Дети в ту суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными золотых звезд героев, орденов, медалей.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришла война. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Их пытали, убивали, расстреливали, сжигали.
Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что могли понять, увидеть, запомнить дети, которые прошли через войну?
Многое!
Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.
«…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…» (Аня Точицкая, 5 лет).
Дети войны помнят многое. Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Когда дети беспощадной войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Многие мальчишки и девчонки отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадками, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников.
А мы не стали память перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Автор: Жуковец Татьяна Николаевна