Торжество духа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки,
такие силы, которые пересилили бы русскую силу!
Н.В. Гоголь
Вступительное слово
Сегодня мы продолжаем нашу совместную работу по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». И тему нашего разговора назовем так: (на доске).
Давайте осмыслим название нашего урока.
- Каково лексическое значение слова дух?
ДУХ – 1. психические способности
2. внутренняя моральная сила
3. то же, что дыхание
ДУША - внутренний психический мир человека
ДУШЕВНЫЙ – полный искреннего дружелюбия
ОДУХОТВОРЕННЫЙ – проникнутый возвышенными чувствами
ОДУХОТВОРИТЬ - воодушевить
ДУХОВНЫЙ – относящийся к умственной деятельности, к области духа
- Как вы понимаете смысл слова торжество?
Слово тоже многозначное, более приемлемо для нас второе значение.
ТОРЖЕСТВО – победа, полный успех чего-нибудь.
Если перефразировать тему, то получится следующее: Победа, полный успех внутренней моральной силы. А чьей силы? Запорожских казаков, конечно, героев повести Гоголя.
Итак, сегодня мы постараемся понять, что же дает силы запорожским казакам храбро, самоотверженно сражаться с иноземными захватчиками и мужественно умирать, не покорившись сильному и страшному врагу.
Мы рассмотрим следующие эпизоды повести:
И эпиграфом к нашему уроку будут слова из повести (на доске).
Я напомню вам, что Запорожская Сечь – это вольное содружество казаков, закаленных в ратном деле. Великое значение этого содружества, воспетого Гоголем, позже очень точно оценит один из гениальных русских живописцев, Илья Репин: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов, веры православной и личности человеческой, в то время, когда тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода… И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума, не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации». (Репин И. В. Письмо Н. С. Лескову от 19.02. 1889 г.)
Итак, Запорожская Сечь – это содружество или товарищество, как они сами себя называли.
Давайте послушаем выразительное чтение отрывка из 9 главы «Слово о товариществе», с которым обращается Тарас Бульба к казакам перед битвой с польской шляхтой.
- Посмотрим дальше по тексту, как восприняли речь Тараса казаки?
- Что же так тронуло их в речи Тараса, если они стояли неподвижны, потупив седые головы, а у некоторых даже слезы накатывались в старых очах?
Тарас Бульба задел живые струны каждого казака, которые связаны узами товарищества. Закон «товарищества», «казацкой чести» - это закон верности родине и народу. Основная мысль речи Тараса – прославление Русской земли, русской души, любви к родной земле.
Русская земля неизменно понимается казаками как православная, и это сознание утверждает и укрепляет единство Запорожской Сечи. И умирают казаки со словами во славу веры и всей земли как хранительницы их веры.
Вспомним, как во время смертельной схватки в последних словах своих восславляют казаки-запорожцы Русскую землю, неразрывно связанную со святою Православною верою.
Послушаем пересказ отрывков из 9 главы о том, как умирали казаки.
Обратим внимание на эту запись (запись на слайде)
Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»
Степан Гуска: «Пусть же… ликует вечные веки Русская земля!»
Бовдюг: «»Пусть же славится до конца века Русская земля!»
Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»
Кукубенко: «Пусть же… красуется вечно любимая Христом Русская земля!»
- Почему же так многократно повторяются, звучат из уст погибающих казаков слова, прославляющие Русскую землю?
Многократно повторяемый образ Православной Русской земли выражает, по существу, пафос всей повести, идею несокрушимой силы русского духовного начала – любви к Отечеству и к православному народу своему.
Вот потому во время смертельной схватки восславляют ратники русскую землю, неразрывно связанную в их сознании со Святою Православною верою.
Огромная жизненная сила, кипучая энергия, могучие чувства людей - всё это передано Гоголем в каждой подробности. Именно поэтому так часты здесь повторения важных значимых слов и выражений.
- А ещё какие слова повторяются?
Есть ещё порох в пороховницах?
- Как вы понимаете это выражение?
(полны ли сил, энергии для того, чтобы совершить что-либо)
- Что отвечают казаки?
Эпизод очень значимый для понимания характера казаков, черпающих силы в духовном единении, сплочении, братстве.
- Какие ещё средства языковой выразительности используются в тексте? (найти в тексте и прочитать)
Гипербола
Авторские обращения
Развёрнутые сравнения
Так с помощью выразительных средств языка усиливается основная мысль – прославление Русской земли и самоотверженного мужества её защитников.
Один за другим уходят из жизни герои повести. Вот, стоя на эшафоте, выносит, как исполин, терзания и пытки Остап.
Чтение учителем эпизода «Казнь Остапа».
Остап показан народным богатырем, обрисован средствами народно-песенной поэтики: «И повёл он очами вокруг себя… И упал он сильно…»
Сцена казни становится утверждением беспримерного героизма, мужества и преданности родине. Свою верность товариществу, своё беззаветное мужество он проявляет, перенося страшные пытки с суровым достоинством и презрением к врагам.
Остап окружён толпой польского панства, с жестоким и холодным любопытством наблюдающего на пытки и казнь запорожцев. Он выносит нечеловеческие муки.
- Почему, погибая, Остап восклицает: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»
Остапу так важно было услышать родной голос с родины, умирая, сознавать, что рядом товарищи единой веры, соратники. И голос отца прозвучал как голос народа.
Погиб Остап, но восторжествовал мужественный дух героя. И пишет Гоголь о последующих событиях: «…поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетения, - за всё, что копило с давних времен суровую ненависть казаков».
Наш разговор о повести сегодня, конечно, не закончен. Впереди ещё работа с эпизодом «Казнь Тараса Бульбы» и анализ других ярких эпизодов повести.
В контексте сегодняшнего урока я хочу вам показать фрагмент из художественного фильма «Илья Муромец». Постарайтесь уловить ту главную мысль, которая объединяет былины о русских богатырях и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
Просмотр фрагмента фильма «Илья Муромец»
- Какая же общая мысль объединяет былины и повесть Гоголя?
Конечно, это мысль о необходимости защищать свою родину, любить её, хранить её традиции, обычаи. Именно чувство патриотизма даёт силы, питает дух, внутреннюю моральную силу, благодаря которой побеждается враг.
Любая нация, любой народ не могут быть побеждены, покорены, пока торжествует в каждом человеке дух единения, дух товарищества, взаимовыручки, гордости за своих собратьев и весь народ в целом.
Вот поэтому Н. В. Гоголь и написал в заключительной главе своей повести такие мудрые слова: «Да разве найдутся на свете такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» Этим риторическим восклицанием он утверждает, что такие силы не найдутся.
Домашнее задание
Чтобы успешно продолжить наш дальнейший разговор и работу по повести, вам рекомендую подготовить к следующему уроку такое домашнее задание: Чтение главы 12, пересказ эпизода «Казнь Тараса», найти и обозначить в тексте 12 гл. языковые средства выразительности.
Автор: Яковенко Валентина Васильевна