Поэтический мир четверостиший Фазу Алиевой
Собственная статья о творчестве поэтессы
Поэтический пафос четверостиший Фазу Алиевой
С давних пор являюсь поклонником поэзии Ф.Г.Алиевой,ибо очень ценю стихи,в которых предугадываешь и что-то своё личное,волнующее и заставляющее переосмысливать пережитое.
Я хотел знать,как пишутся стихи,кто имеет право их писать и кто не имеет. Хотел знать,стоят ли поэты своих собственных стихов,хотел понять тот удивительный феномен,когда плохой человек пишет стихи,пронизанные высоким благородством.И чтобы мне объяснили-для чего нужны стихи в жизни. И будут ли в завтрашнем дне?...
Я поздно понял,что в глазах современников оценка поэта,писателя неизбежно другая,чем у «потомков». Помимо таланта,литературных достоинств,живой поэт должен быть большой нравственной величиной.С его моральным обликом современники не могут не считаться…Нравственный авторитет ,видимо, собирается по капле,всю жизнь.Стоит лишь отступиться ,сделать неверный шаг,как хрупкий стеклянный сосуд с живой кровью разбивается вдребезги. На это пути не прощают ошибок.
В пору юности я ещё не понимал,что поэзия-это личный опыт,личная боль и в то же время боль и опыт поколений.
Не понимал ещё тогда,что писатель,поэт не открывают никаких путей.По тем дорогам,по которым прошёл большой поэт,-уже нельзя ходить.Что стихи рождаются от жизни,а не от стихов.
Я понял,что дело в видении мира. Если бы я видел так как Пушкин,Некрасов,Расул Гамзатов,Ф.Алиева,- я бы писал так же,как они…
Я понял также,что нет стихов квалифицированных и неквалифицированных. Что есть стихи и не стихи. Что поэзия-это душевный опыт и что лицейский Пушкин, Некрасов, Фет, Тютчев, Гамзатов, Ф.Алиева-это поэты для взрослых и более того: когда человек поймёт,что они-великие из великих,он,этот читатель,и становится взрослым.
В юности мы этого не понимаем,часто отдаём предпочтение другим.Но годы проходят,и оценки наши начинают меняться.
Чтобы разобраться во всём многообразии имён,голосов,мнений,претензий к их творчеству нужны:мудрость,терпение,умение понять,готовность к действию.
С этой целью я взялся за освещение поэтического мира четверостиший Ф.Алиевой,хотя понимал,что какое трудное и сложное это дело-обобщить и систематизировать в мыслях этот жанр поэзии. Считаю,что данный аспект ныне является самым неисследованным на поэтической ниве дагестанской литературы.
Спорить и находить в исследуемой мною теме какие-то зацепки или слабинки, значит, принизить значимость своеобразия удивительного мира четверостиший Ф.Алиевой, и моё желание через призму своего видения переосмысливать её стихи.
Быть современником-творить своё время,а не опережать его. Да,отражать его,но не как зеркало, а как щит. Быть современником-творить своё время,высказывать своё видение,поделиться с этим другими.
Вот,идя по ступенькам своего воображения,я выбираю стезю-строфу,которая ведёт меня в поистине чудесный сад поэзии Ф.Алиевой. Открываю сборник стихов «Дагестанские тосты»,нахожу подборку четверостиший и начинаю ощупывать пульс поэзии,чувствовать дыхание многоаспектной лирики поэтессы. Мой выбор пал на следующие строки:
Чего бояться мне? Сама не знаю,-
Всё худшее стряслось уж со мною.
А я живу,как листья,дни роняя
Как будто волчья стая за спиною.
Смелый вызов судьбе,желание поделиться печалью,меланхолические чувства,порою,доходящие до глубины души-вот мотив данного четверостишия поэтессы.
Удивительные сравнения,метафоры,способствующие почувствовать внутреннюю динамику печали. Истинные чувства поэтессы легко воспринимаются читателем,ибо вряд ли найдётся тот,кто не разделял бы чувства горечи и сострадания в дни кручин и скорби удивительно мужественной женщины- горянки. Видимо,ей удалось привыкнуть ко всем перипетиям судьбы ,найти силу,придающую энергию духу и разуму.
Читаешь и словно наяву представляешь её перед собой: уравновешенною, мужественною и женственною.
Характерной особенностью четверостиший Ф.Алиевой является перекличка поколений,широта восприятия мыслей,образность и лаконичность слога,желание донести до сердца читателя мудрость и значимость бытия.
Одновременно с этим она оберегает нас от всего косного, лицемерного, подлого и высокомерного. А как много этого сорняка,к сожалению, в душах современных людей!
Внимательно вслушайтесь в следующие строки:
Забыта честь,воспетая издревле,
И горько знать,что властвует обман.
И друга продают теперь дешевле,
Чем покупают семечек стакан.
Мне на память приходят удивительные строки величайшего лирика мировой литературы Шамсиддина Мухаммада Хафиза:
Вошла в обычай подлость. В мире нету
Ни честности, ни верности обету.
Талант стоит с протянутой рукою,
Выпрашивая медную монету.
От нищеты и бед ища защиту,
Ученый муж скитается по свету.
Зато невежда нынче процветает:
Его не тронь - вмиг призовет к ответу!
Сравниваю время,в котором жил великий мыслитель и мудрец с тем,что исповедует нам поэтесса. И невольно задаюсь вопросом-почему люди стали мельчать в поступках? Почему же столь долгие годы,питавшая истинных горцев понятия «честь», «порядочность», «намус» растворились в грязной круговерти жизни? Кто повинен в том,что мы полностью утратили,потеряли человеческое лицо? Вдумайтесь,мысленно представьте себе данное четверостишие и постарайтесь вникнуть в суть.
Кажется,что оно даёт пощечину тем,кто живёт обманом, продажностью и лицемерием. Но,увы! Сердца многих глухи к прекрасному творчеству Ф.Алиевой. Сколько энергии,задора,мудрости можно почерпнуть из удивительно сотканного ковра-поэзии мыслей,как возвышают и обнадёживают они стремление стать чуточку лучше.
Поистине фантастичны и точны следующие строчки поэтессы по глубине и жизненности,ибо есть немало угодников,бросающих упрёки и камешки в «огород» поэзии Ф.Алиевой. Пусть каждый из них знает о том,что
Не в том моя вина,что заслужила,
И свой успех,но в том,что никогда
И никому рабыней не служила,
А век была рабынею труда.
В этом её не упрекнёшь,потому что поэтические мозоли слишком неприметны в поэзии и многим кажется,что писать стихи-проще простого. И вот открытый вызов кликунам,терзающим душу поэзии Фазу Гамзатовной. То,что она в своём четверостишии даёт знать тем скептикам о том,что была рабыней труда, а не чьей-то рабыней-не парадоксальный отчёт поэтессы,а истина. И пусть знают те, что заслуженный успех сам по себе не приходит, и она не привыкла быть поэтессой,пишущей по велению избранных.
Чтобы понять,что принесла нам на своих крыльях муза Ф.Алиевой,излишне заглянуть в набросанные её рукой четверостишия.Думаю,что нынче поэзии Ф.Алиевой необходим охранительный взгляд,потому что её поэзия ещё хранит воспоминание в каждом четверостишии-быть может,наиболее стойком проявлении чувства равновесия,красоты и гармонии.
В её четверостишиях есть симметрия,композиционная закономерность,слово стоит именно в полноударной строке,полноударные строки чередуются со строчками,облегчёнными на первой строке. Такое чередование «тяжёлых» и «лёгких» строп подкрепляет зрительный оьраз-игру света,контраст движения и остановки.
Ты душе остывающей пламя принёс,
Дай наплакаться всласть,не стирая моих слёз,
Разливаются буйные реки,когда,
Начинается таянье снега и льда.
Здесь одновременно стих перносит нас в глубоко сопереживающий мир поэтессы,пытающейся самоуспокоиться,дав себе «наплакаться всласть»,ибо со слезами уходит из нас сопереживание,оставив миг утешения.
Мир природы,спрессованный в переживаниях Ф.Аливой,способен со временем остыть,потому что она ко всему привыкла; её чувства не понять тому,кто не прошёл через изумительный волшебный сад-поэзии четверостиший.
Мы-две горы,внизу обрыв отвесный,
Не перейти через ущелье вброд.
Река любви на дне бушует,бездна,
А на вершинах серебрится лёд.
Здесь сходятся,пересекаются поэтический интерес к природе,через восприятие сравнений,удачно сочетающихся и раскрывающихся через эстетизацию живого и неживого.
Строгая скульптурность,пластичность удачно просвечивают тревоги поэтессы,дают надежду тому,что её стремление осуществимо. И если вспомнить Тютчева,который питает поэзию Ф.Алиевой,то уместно привести здесь ещё одно четверостишие:
Как три святыни,дома и в дороге,
Коран со мною,Тютчев и Махмуд.
Они рассеют все мои тревоги,
На все вопросы мне ответ дадут.
На мой взгляд,вполне логично обращение поэтессы к святыням,ибо оно позволяет автору свободно поделиться с читателем наблюдениями и размышлениями. Если бы в жизни каждого из нас были те критерии,которых придерживается Фазу Гамзатовна, то наверное,духовность наша стала бы истинной и чистой,но увы, до этого,ох,как ещё далеко! Критерии человечности в наши дни растоптаны, порядочность унижена, вера оскорбляется-к чему бы всё это?
Голос поэтессы,словно набатный колокол,пробивает путь к глухим, одеревеневшим душам,пытается облагоразумить,отвести нас от пошлости,обывательщины,тупоумия и невежества.
Резонно спрашивать-до этого ли нам,забывшим истинные заветы предков,поправшим ценности жизни?
Где-то,в тиши, слышится отповедь её души,раскрывающий суть современности.
У зависти всё тот же чёрный лик,
И подлость на земле неистребима.
Воистину блажен,прошедший мимо,
И душу,не запачкавший о них.
В данном четверостишии налицо предупреждение,крик,желание быть на расстоянии от человеческой ржи-зависти и подлости, съедающие жизнь добродетелей,терзающие путь благих.
Ведь,все эти пороки зла в человеке,потому и поэтесса словно, сопереживая, призывает нас к осторожности, взвешенности, ибо, запачкав хоть раз душу,потом не очистишься от греховного пути.
Универсальность четверостиший достигается функциональностью слова,ибо ритмика,интонация должны быть строго лаконичны и соразмерны с мыслью. Гармония и содержание четверостиший Ф.Алиевой-итог подлинной поэзии.
Видимо,путь в этот жанр она обрела ещё в начале творческого пути, потому и они занимают особое место в золотом фонде современной дагестанской литературы.
Не читать поэзию Ф.Алиевой и не извлекать для себя жизненных уроков,ради обретения духовной чистоты,по-моему,неэтично.
Пылай моё сердце,печалься,кричи,-
Лишь в тёмную бездну не падай бескрыло.
Пусть слёзы мои в одинокой ночи,
Тебя обожгут,чтоб ты не остыло!...
Не хочется расставаться с волшебным миром,духом и страстностью поэтического дара Ф.Алиевой. Для её поэзии характерна огромная искренность и чувство ответственности перед читателем. Крупный поэт-это всегда личность и одна из ярчайших-Ф.Г.Алиева.
Вот с этим чувством я закрываю сборник четверостиший,в надежде вновь и вновь вернуться чарующий мир поэзии корифея дагестанской литературы.
Фазу Гамзатовна- величайший мастер слова,в чьём творчестве объединилось образное содержание мотивов ,высокое мастерство,разнообразное содержание,основанное на исключительной откровенности и образованности поэтессы,народные мотивы и богатство родного языка-все те черты,которые сделали её четверостишия жизненными,самобытными и привлекательными для современных читателей.
Эфендиев Муртаза
учитель русского языка МКОУ «Игалинская СОШ»
По теме:
Автор: Эфендиев Муртаза Магомедович