Поэтическая гостиная «Если душа родилась крылатой …», посвященная памяти Марины Цветаевой.
Поэтическая гостиная
«Если душа родилась крылатой …»,
посвященная памяти Марины Цветаевой.
Ведущий 1.«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать или кончать, если то, о чём я говорю: Душа – есть – все – всюду - вечно».
(М. Цветаева «Слово о Бальмонте»)
Чтец «Моим стихам…»
Ведущий 2. Поэтическое пророчество М. Цветаевой сбылось. Мы все здесь, чтобы почтить её память, отметить 120 лет со дня рождения.
М. Цветаева
«Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи …
Со мной в руке - почти что горстка пыли –
Мои стихи! – я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я – или
В котором я умру …»
Ведущий 1. «Трёхпрудный переулок, где стоял наш дом, это был целый мир, вроде именья и целый психический мир – не меньше, а может быть и больше дома Ростовых …» (М. Цветаева)
Чтец: Красною кистью
Рябина зажглась.
М. Цветаева. Ты, чьи сны еще непробудны,
Чьи движенья еще тихи.
Ведущий 2. А душа Марины Цветаевой в родительском доме впитывала удивительное трудолюбие отца, профессора Московского университета – Ивана Владимировича, сына сельского священника, ставшего основателем первого в России Государственного музея изобразительного искусства, мир музыки, который дарила мать, Мария Александровна, извесоная пианистка, ученица Рубинштейна, которая и дочери пророчила музыкальный талант.
Ведущий 1. «Детей своих Мария Александровна растила не только на сухом хлебе долга; она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок, дала им в руки лучшие в мире книги».
М. Цветаева: «Пушкин меня заразил любовью. Словом – любовь… Мне было шесть лет, был рождественский вечер, звучала увертюра к опере Чайковского «Е. Онегин».
«Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова.
Мать: - «Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?»
Марина: - «Татьяна и Онегин».
Мать: - «Но как же это может быть. Ну, что ты там могла понять?»
Марина: - «Молчу».
Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь…
Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…»
Звучит песня из к\ф «Ирония судьбы». Музыка М. Таривердиева слова М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»
М. Цветаева: «Но еще многое предопределил во мне Евгений Онегин если я потом всю жизнь … первая писала, первая протягивала руку, не страшась суда, то только потому, что на заре моих дней… Татьяна это на моих глазах сделала.
Если я потом, когда уходили (всегда - уходили) не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.»
Ведущий 2. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
Ведущий 1. В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник – «Вечерний альбом». Его заметили.
Чтец «Моим стихам…»
Ведущий 2. Вот восторженный отзыв поэта Максимилиана Волошина, ставшего верным старшим другом.
Чтец:Стихотворение М. Волошина «К вам душа так радостно влекома…»
Ведущий 1. А позднее другой поэт Борис Пастернак напишет следующее: «Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа, Марина… Какие удивительные стихи Вы пишете! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще Вы возмутительно большой поэт!»
Ведущий 2. Марина Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой.
Чтец;«Душа и имя».
Чтец:«Кто создан из камня…»
Ведущий 1. 5 мая 1911 года на пустынном, коктебельском, волошинском берегу в Крыму встретились он и она.
Она собирала камешки, он, Сергей Эфрон, стал помогать ей – красивый грустной красотой юноша … с поразительными, огромными, в пол-лица глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря…
Ведущий 2. Заглянув в них и всё прочтя наперед. Марина загадала: если он подойдёт ко мне и подарит сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тот час же, наощупь не отрывая своих серых глаз от её зеленых. Этот камень она хранила всю жизнь…
Чтец: «Ждут нас пыльные дороги…»
Ведущий 1. «Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.»
Звучит песня «Как упоительны в России вечера». Танец пары.
Ведущий 2. «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого утра, под звон колоколов.»
Чтец:«Девочка! – Царица бала!»
Чтец: «Облака вокруг»
Ведущий 2. 1914 год. Грянула первая мировая война.
Чтец: (А. Ахматова)
Положила любимых пучина,
И разрушен родительский дом.
По столице полночной идём.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
И вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
Ведущий 1. В 1914 году Сережа, студент 1 курса Московского университета, становится братом милосердия и отправляется на фронт с санитарным поездом. Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – всё неожиданно подверглось нападению демонических сил. Предчувствие перемен, всё возрастающая тревога.
М. Цветаева:
А этот колокол там, что кремлёвских тяжеле,
Безостановочно ходит и ходит в груди,-
Это – кто знает? – не знаю, - быть может, - должно быть –
Мне загоститься не дать на российской земле!
Ведущий 2. И вдруг революция: муж с белыми, она – в красной столице, где духовное одиночество становится невыносимым. В декабре 1920 года в финале «Вечера поэтессе» М. Цветаева прочла:
Чтец: Пригвождена к позорному столбу.
Ведущий 1. Но наиболее6 трудным оказался 1919 год – «самый черный, самый чумный, самый смертный.»
М. Цветаева(из дневника): «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2 года 7 месяцев) в Борисоглебском переулке, в чердачной комнате, бывшей Сережиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картошки, весь запас.»
Чтец: Чердачный дворец мой, дворцовый чердак.
М. Цветаева(из дневника): «Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года от голода».
Чтец: «Две руки, легко опущенные…»
Ведущий 2. «В годы гражданской войны связь между моими родителями прервалась почти полностью» , - вспоминала Ариадна Эфрон.
М. Цветаева: «Если Вы живы, если мне суждено еще раз с Вами увидеться, - слушайте… Когда я Вам пишу Вы – есть, раз я вам пишу…
Если Бог сделает чудо – оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака…
Горло сжато, точно пальцами. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот. Сереженька. Я написала ваше имя и не могу писать дальше.»
Ведущий 1. «Мариночка, - знайте, что ваше имя я крепко ношу в сердце. Моя последняя и самая большая просьба к Вам – живите. Целую вас, Алю и Ириночку.»
Ведущий 2. «Это письмо Марина Цветаева никогда не прочитала: не было оказии в Москву, и оно осталось в архиве Максимилиана Волошина. До марта 12919 года она не знала, что муж жив.» (А. Саакянц)
И как подтверждение этой великой женской любви и поклонения любимому звучат её стихи, посвященные С. Эфрону.
Чтец : «Я с вызовом ношу его кольцо».
Чтец:«Я тебя отвоюю у всех земель».
Чтец: «Я вас люблю всю жизнь»
Чтец: «Как левая и правая рука»
Ведущий 1. Илья Эренбург одним из первых советских граждан, побывавших за границей, узнал, что Сергей Эфрон жив и находится в Праге. Написал об этом Марине, она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте. Это была не эмиграция, а поступок любящей женщины.
Ведущий 2. «Последний день в Москве. Царил унылый предотъездовский хаос… Багаж наш - сундучок с рукописями, чемодан. Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, Марина сказала: - Перекрестись, Аля! – и перекрестилась сама. Так и крестились всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.
Наша платформа – немноголюдна и как-то немногословна: ни звука, ни шума. Третий звонок. Поезд трогается. Так мы и уехали из Москвы: быстро, словно вдруг сойдя на нет.»
Ведущий 1. 17 лет эмиграции. Берлин – недолго. Прага – 3 года. Прагу любила первой после Москвы. Франция. «За 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем.» 1 февраля 1925 года родился сын Георгий. В 1928 появился последний прижизненный сборник «После России», включивший стихи 1922 – 1928 г.г. больше книг не было. Рок казнил поэта безвестием4. В эмиграции Цветаева не прижилась.
М. Цветаева: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моём бесправии (защиты - нет). Нищета, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же 7икаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой тапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером живём, то есть медленно подыхаем с голоду.»
Чтец: «Тоска по родине. Давно…»
М. Цветаева: «Мой читатель, несомненно, в России… Пишу не для здесь (здесь не поймут из-за голоса), а для там – языком равных…»
Ведущий 2. Переписка с Борисом пастернаком, поэтом равным по дарованию. Цветаева скрашивала душевное одиночество. Ему посвящено стихотворение.
Чтец: «Расстояния, версты, мили»
Ведущий 1. Страстный протест в душе поэта вызвало наступление фашизма.
Чтец:«Стихи к Чехии».
Ведущий 2. В 1937 году муж и дочь вернулись в Россию. Но были репрессированы и осуждены. М. Цветаева восстанавливает в 1939 году советское гражданство и возвращается на Родину. «Желанным и жадным», как хотела, не получилось.
Тяжелые удары судьбы обрушились на неё. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Безвестность. Высылка в Елабугу. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы … Испепеляющие душу, не оставляющие мест желанию жить. Тут и настиг её «одиночества верховный час».
31 августа 1941 года Марина Цветаева ушла из жизни.
Звучит «Реквием» М. Цветаевой (музыка)
«Уж сколько их упало в эту бездну,
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких мои руки.»
1. Отзывы присутствующих.
2. Благодарность.
3. Можно выделить лучших исполнителей.
Автор: Куртасова Татьяна Евграфовна