Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941). Романтическая позиция в жизни и творчестве
Романтическая позиция в жизни и творчестве
Эпиграф к уроку: И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спелёнатых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.
М.Цветаева
Романтическая – от слова романтизм или романтика ?
Давайте уточним семантику слов: романтизм и романтика.
Какое из значений слова романтизм применимо к теме нашего урока?
Сегодня мы будем говорить об эмоциональном, возвышенном отношении к жизни, к себе, к своему творчеству замечательной русской поэтессы Марины Цветаевой.
Цели урока: 1. Образовательная: познакомить с особенностями мироощущения Марины Цветаевой, с жизненной и творческой позицией, способами выражения позиции поэтессы в лирике через анализ её поэтических произведений;
2. Развивающая: формировать творческое мышление и адекватный эмоциональный отклик;
3. Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к мнению товарищей, правдивость и честность в высказывании собственной точки зрения.
В процессе урока мы постараемся ответить на вопросы:
Сначала небольшая информация о детстве и воспитании Марины Цветаевой в семье.
Сообщение учащегося.
Обобщение: Итак, воспитанием в семье Цветаевых было определено, что главным и важным в этой жизни является духовное. Сама Марина Цветаева уверенно заявляла: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой»; «Мне ничего не нужно, кроме своей души!»
Одно из своих стихотворений она назвала «Душа и имя».
Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовёт, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
В развитии этой темы и попытаемся осмыслить стихотворение Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»(1920)
Чтение стихотворения учащимся наизусть.
- Что в основе лирического сюжета?
- Какой конфликт является основой лирического сюжета?
Лирическое Я поэта - окружающий мир
Основой мироощущения, основой лирического чувствования становится формула: поэт в его противостоянии миру.
Давайте объясним суть этого противоречия, природу его.
Учащиеся делают записи в тетради в форме таблицы.
Номер строфы
Окружающий мир
Лирическая героиня
1
Камень, глина
«серебрюсь и сверкаю»
«мне дело – измена»
«я – бренная пена морская»
- Как вы поняли слова: «Мне дело – измена»? (Изменчивая, противоречивая, непостоянная, непредсказуемая)
- Поясните следующие строчки: «Я – бренная пена морская».
Бренный – устаревшее - смертный, легко разрушаемый. Синоним: недолговечный, преходящий, тленный.
Тленный – поддается разрушению, связано с материальным.
Конфликт в самой героине: она изменчива, непостоянна, противоречива и непредсказуема.
Продолжим наши наблюдения по тексту.
Номер строфы
Лирическая героиня
2
«В полёте», «в купели морской крещена»
3
«меня … земною не сделаешь»
4
«я с каждой волной воскресаю»
Обобщение: Окружающий мир - это жизнь плоти, поэт – это жизнь духа.
- Определите суть эпитета «высокая пена морская».
(Возвышенный, находящийся над земным миром, над плотью, над бытом).
Для поэзии Цветаевой характерен широкий эмоциональный диапазон. Свою позицию она выражает страстно, пафосно.
- Как создаётся неповторимая поэтическая интонация?
Главное проявление души, ведущий символ лирической героини – МОРЕ.
- Какие значения включает в себя этот образ? (море)
( Бунт, стремительность, неисчерпаемость, опасность, глубина, непостижимость и т.п.)
Обобщение: Душа лирической героини в противостоянии всему миру, всему плотскому, постоянному, неизменному. Она в непрестанном полёте, в неукротимом движении, время не властно её остановить. Её исключительность и непохожесть в нетленности, в вечном парении над суетным миром, над миром с мелкими, материальными запросами.
Особенно резко это противостояние звучит в стихотворении «Квиты: вами я объедена».
Стихотворение из цикла «Стол». 1933 г.
Чтение стихотворения учащимся наизусть.
- Ка вы поняли, почему тем, «кто создан из камня» принадлежит стол обеденный, а ей - письменный?
(Место их радения – стол обеденный. Они ублажают свою плоть, она - свой дух: «вы – с отрыжками, я – с книжками»)
- Какое определение даёт лирическая героиня самой себе? (Какова лирическая героиня? Как выражает суть свою?)
Меня положат - голую:
Два крыла прикрытием.
- Подберите синонимы к слову «голая» (открытая, чистая, незащищенная, хрупкая и т.д.).
Учитель: Борис Пастернак: «Марина – голая душа…Только душа в чистом виде».
Лирическое Я героини – это не только душа в чистом виде, но и душа крылатая. Этот образ души, как и образ крыльев, станет образом - метафорой, который пройдёт через всё творчество Цветаевой и позволит понять суть всей лирики Цветаевой, её романтическое отношение к миру, к жизни, к человеческой сути.
Чтение наизусть стихотворения «Если душа родилась крылатой»(1918).
Образ крыльев главный образ, ведущий. Пламенные крылья души.
Еще раз вспомним, что рождением и воспитанием было определено, что важно в этой жизни лишь духовное. Если мы хотим понять направленность в поэтическом взгляде Цветаевой, то это будет взгляд не изо вне,а в душу, во внутренний мир человека.
Предмет поэтического исследования – душа, её переживания.
Поэтический дар, по мнению Цветаевой, делает человека крылатым, возносит его над житейской суетой, над временем и пространством, наделяет божественной властью над умами и душами. Гармония с миром для поэта изначально не возможна. Примирение поэта с миром возможно только в случае его отказа от поэтического дара, от своей «особости». Поэтому Цветаева с юности бунтует против обыденного мира, против серости.
Чтение наизусть стихотворения «Другие с очами и личиком светлым» (1920).
Лирическая героиня вновь подчёркивает свою особость, непохожесть на других, заявляя об этом страстно, вдохновенно, вкладывая в слова всю силу своего чувства.
Сравните все стихотворения, которые мы обсуждали на уроке и ответьте на вопрос:
- В каких художественных образах запечатлено романтическое мировосприятие лирической героини, проявляется её душа?
Вывод по уроку:
«Марина – человек страстей…Отдаваться с головой своему урагану – для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас – неважно…Всё строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, Марина предаётся ураганному же отчаянию…
Сегодня отчаяние, завтра восторг, любовь,.. и через день снова отчаяние». Это из письма Максимилиану Волошину, которое писал муж Цветаевой Сергей Эфрон, измученный непостоянством нрава жены. Но таков был «ритм» её существования. Выдумывался не только человек, но, случалось, целая страна, целый исторический период.
Лирическая героиня, как и сама поэтесса, исполнена лихорадочной и вдохновенной силы и любви к жизни, от которой она ждёт абсолюта.
«Я жажду сразу всех дорог!»
«…Чтоб был легендой - день вчерашний, чтоб был безумьем – каждый день!»
Здесь крайнее проявление той романтической «диалектики души», которая не покинет Цветаеву до конца дней. (Анна Саакянц).
«В этой жизни – ничего нельзя», - скажет Цветаева, но поразительная жизненная энергия, кипящая в ней, будет находиться в вечном и неизбывном противоборстве, покуда не оборвётся… А пока она жива, в ней будет неугасимо гореть душевный и творческий костёр – любви к жизни и к живым людям, к природе, к «святому ремеслу поэта». Это – «тайный жар», скажет она словами А.Блока: «Тайный жар и есть жить».
Есть ещё девизы, повторённые ею впоследствии с небольшими вариациями:
«Вся моя жизнь – роман с собственной душой»
«Мне ничего не нужно, кроме своей души!»
И это была правда. Вот поэтому Марина Цветаева в одном из своих стихотворений писала…(зачитать эпиграф к уроку).
С особой глубиной и силой передается в стихах Марины Цветаевой её восприятие трагедийной стороны жизни человеческого бытия. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Автор: Яковенко Валентина Васильевна