Литературный вечер, посвященный творчеству Скворцова Константина Васильевича
Литературный вечер, посвященный творчеству Скворцова Константина Васильевича
Слайд 1
Чтец:
«Сонет доступен только мастерам»,
Учили нас в литературной школе.
Но если кровью он течет с пера,
Освобождая от великой боли, -
Как не рискнуть! Чуть дальше, чем вчера,
Вкусил я унижения и славы,
Теперь они явились для расправы
И громогласно требуют: пора!
Душа моя, я знаю, не черства.
Я презираю праздное искусство.
И, стискивая голову до хруста,
Ищу не слово – жажду естества.
Поэт тогда достигнет мастерства,
Когда постигнет в совершенстве Чувство!..
Слайд 2
Ведущий:
«Самый поэтичный драматург, самый драматичный поэт», - так писали в «Южноуральской панораме» в 2007 году о поэте и драматурге Скворцове Константине Васильевиче. Родился в 13 апреля 1939 году в Туле. В 1941 году его семья переехала в Златоуст, и этот уральский город стал его второй родиной.
Чтец: Стихотворение «Златоуст»
Я помню эту причту наизусть:
Крылатый конь по кличке Златоуст
Копытом стукнул в сладостной истоме…
На Азию с Европою земля
Распалась, иноходца веселя,
И выступили скалы на изломе.
Долина детства – город Златоуст.
Твои огни я помню наизусть.
Здесь ждут меня с друзьями в старом доме.
В твоих горах начало всех начал,
Там тяжело вздыхает по ночам
Крылатый конь на золотой соломе.
Крылатый конь по кличке «Златоуст»
Понес судьбы моей нелегкий груз,
Роняя людям на пути подковы…
А я сказал: «Была иль не была!» -
Рванул перо из сизого крыла.
И я, как все, был смолоду рисковый…
Слайд 3
Ведущий:
«Златоуст – понятие не только географическое, но и нравственное…» - говорит поэт. В Златоусте происходило становление поэтического дарования Константина Скворцова. По окончании школы он поступает в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, хотя мечтал о театральном искусстве.
Чтец: отрывок из стихотворения «Три дороги»
Ведут от камня три дороги
В цветах библейской сон-травы:
Пойти по левой – ждут чертоги,
По правой – не сносить главы.
И путник не играл Судьбою.
С молитвой: «Господи, еси…»,
Россию заслонив собою,
Шел по прямой на небеси…
Слайд 4
Ведущий:
«Пишу тремя перстами, как молюсь…» — в этих строчках весь Константин Скворцов.
Как всякий поэт, он любит уединение. Любит весной посидеть в тишине на вершине горы Иремели (географический рай поэтов). Родной Урал может вдохновлять на целый год активного творчества.
Слайд 5
Чтец: стихотворение «Иремель»
Когда не ладятся дела,
Судьбу за лихость не суди.
Стерпи обиды удила
И в горы синие уйди.
Любой спасения горазд
Искать за тридевять земель…
Ты ж брось в рюкзак, что бог подаст,
И поднимись на Иремель.
Давно наверх ушли друзья,
В траве оставив росный след.
А нам карабкаться скользя,
Когда опоры рядом нет.
И ветра жгучего рука
Грозит сорвать нас со скалы
И бросить вниз, на облака,
Где ад кромешный да орлы.
Встречал приветливый Эльбрус,
Ласкал снегами Эверест.
Но нам с тобою, брат Ильдус,
Дороже нет родимых мест.
Ведь только здесь узнаешь ты,
Себя за трусость невзлюбя,
Что постиженье высоты –
Преодоление себя.
Слайд 6
Ведущий:
Лирика Константина Скворцова посвящена трем его любимым темам:
Я не устану всюду повторять
И называть своими именами
То, что веками выстрадано нами:
Отечество, Любимая и Мать!
Слайд 7
Ведущий:
Родина… Россия… «…он открывает нам очень свою Россию… Он показывает сокровенность России, её многомерность, трудность её постижения в её славе и в её позоре. Но трудность эта притягательная, она не дает нам от себя оторваться», - пишет поэтесса Н. Матвеева.
Слайд 8
Чтец: стихотворение «Родина»
Песни Италии слушает Франция – модница.
Пляшет Испания. Бьют барабаны Перу.
Не Магдалина – Россия и – не Богородица,
Что же не видно её на вселенском пиру?
Иль заблудилась, шагая дорогой неторною.
Иль застеснялась, что все ещё, словно в вону,
Брови малюет не тушью, а сажею черною.
Кто же ей бедность поставит сегодня в вину?
Русь моя, Родина!.. Может, и вправду ты бедная?
Кроме песцовых снегов, что ты можешь надеть?
Дразни Америка, дразнит полушкою медною…
Шубы своей не уступит, будь сытым медведь.
Нам не впервые. Мы пояс затянем потуже.
Брагу поставим и горькую с горя запьем:
В ноги ударит – станцуем испанцев не хуже,
К горлу подкатит – Италию перепоем!..
Ведущий:
«...У всякого поэта своя любимая тема, своя звезда, свое неповторимое «Я», и у К. Скворцова — это Россия из себя и сам — из России, весь из нее — страны не монументально-картинной, а страны трагически-незнаемой, где все вглубь и вширь надо решительно открывать заново, пусть даже «Самой бездны на краю, - говорит Новелла Матвеева. – …поэт убежден в том, что у каждого отдельного человека есть душа, причем – своя, у каждой страны есть душа, причем – своя, у каждого народа – своя, притом вовсе не такая, как о ней до того сказано. И Россия у него своя, лирическая, страна буйных влетов духа… страна падений… таких глубоких, откуда взлет неизбежен…»
Слайд 9
Чтец: стихотворение «Разверзни, Русь, свои уста…»
Разверзни, Русь, свои уста:
Дано нам Слово во спасенье.
Мы повторяем путь Христа,
И Бог дарует Воскресенье.
Опять покорные идем
С душой открытою на паперть…
Так век за веком, день за днем.
Прости же нас, святая Матерь!..
Один взошел, другой почил…
Прощая всех, внимая небу,
Мы, бездыханные, молчим,
А дьявол празднует победу.
И мы, не думая о нем,
На стол пред гостем стелим скатерть…
Так век за веком, день за днем.
Прости же нас, святая Матерь!..
Под крики вечные: «Распни!»
На нас надет венок терновый.
И только сбросим мы один,
Как на главу ложится новый.
И мы, крещенные огнем,
Летим опять в кровавый кратер…
Так век за веком, день за днем.
Прости же нас, святая Матерь!..
Слайд 10
Ведущий:
Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа присущи его лирике. «Я наследую небо…» - это кредо поэта и человека Константина Скворцова.
Чтец: стихотворение «Русская женщина»
Черные вороны кружатся стаями.
Мертвые воины спят изувечены.
Кто из груди вынул стрелы Мамаевы?
Русская женщина.
Русская женщина.
Верила солнцу и Богу молилася,
Зная, что в битве судьба переменчива.
Кто на войну обрядил новых витязей?
Русская женщина.
Русская женщина.
Есть под кольчугою тайна зашитая,
Чтоб не бросаться им в бой опрометчиво…
Тысячу лет у окна ждет защитника
Русская женщина.
Русская женщина.
Вдовьими криками славим победы мы.
Кровное горе – не месть нам завещана.
Кто с пленным ворогом всех милосерднее?
Русская женщина.
Русская женщина.
Холмы разрыты, и косточки вымыты.
Выжжена память, и боги развенчаны.
В муках себя, как могла, сохранила ты,
Русская женщина.
Русская женщина.
Что ж ты глядишь на меня, ясноокая?
Ты же давно с моим другом обвенчана…
Но и в замужестве ты одинокая,
Русская женщина.
Русская женщина.
Ведущий:
Особым чувством наполнены стихотворения Константина Скворцова, посвященные самому дорогому и близкому человеку – матери:
Слайд 11
Чтец: стихотворение «Матушка пела»
Снова глаза закрываю несмело,
Вспомнить пытаясь детство свое…
Помнится только: матушка пела…
Песней наполнено сердце мое.
Зимами злыми над прорубью белой,
В стылой воде полоская бельё,
Вся коченея, матушка пела.
Песней наполнено детство моё.
Больше она ничего не имела.
Только свой голос. Свой – ножевой.
Не было хлеба. Матушка пела,
И оттого я остался живой.
Рядом война полыхала и тлела.
Сытым ходило одно воронье.
Вдовы рыдали. Матушка пела.
Песней наполнено детство моё.
Минуло время, память немела.
Но без войны я не прожил ни дня.
Все эти годы матушка пела.
Это, должно, сохранило меня.
Мы отнесли её легкое тело
На вековечное поле-жилье.
Все мне казалось: матушка пела.
Песней наполнено сердце мое.
Слайд 12
Ведущий:
Великое чувство – Любовь – Константин Скворцов воспел в своих сонетах: «Но всем влюбленным строгости не впрок. // Сонет мы можем заплести в венок / И, увенчав тебя, Любовь восславить».
Чтец: Сонет 124
Любовь тогда всесильна и крепка,
Когда она обожжена страданьем,
И мы друг друга обложили данью
Кровавою, как в средние века.
Ветрами всех столетий просквозя,
Нас вечность бьет хлыстом монгольских конниц!
Мне за твои зеленые глаза
Не расплатиться золотом бессонниц!..
Я сам кочевник, милая!.. И мне
Опять не спится на твоей кошме.
Нас снова степь сегодня укачала,
Да так, что мне волненья не унять:
Прожить полжизни, чтобы вдруг понять,
Что это только самое начало!
Ведущий:
В сонетах Скворцова Женщина – Судьба, Музыка, Муза, Жена и просто Любимая, которая идет рядом с возлюбленным, укрывая его крылами, которая все способна снести и при этом оставаться «слабей мужчины».
Чтец: Сонет 112
- Я все снесу. Я сильная, мой друг!
Я поднимаюсь на любые горы,
В коня, как гвозди, забиваю шпоры,
Но мне сегодня захотелось вдруг
Расплакаться и побежать домой
И не искать слезам своим причины…
Я никогда не знала, милый мой,
Какая радость – быть слабей мужчины.
- Любимая, как дал я той минуты
Освобожденья от душевной смуты
Той женщиной, единственной в судьбе.
Как на душе теперь легко и снежно!
И я смотрю, как сильно и как нежно
Та Женщина рождается в тебе.
Чтец: Сонет 114
- Любимый мой, ты из меня растешь…
Я стала, как земля, тебе покорной.
Всю грудь мою твои пронзили корни.
Где ты, где я – не сразу разберешь.
- Любимая, ты слышишь, что на мне
Сто юных соловьев и старый коршун.
Не удержать тебе такую ношу
Среди ветров, кипящих на земле.
- Мы выстоим перед любой Судьбою.
Навеки я, любимый мой, с тобою.
Спокойно правду принимай и ложь
Пусть гнуться те, кому бежать неймется,
А на тебе пусть лист не шелохнется.
Мне больно это – из меня растешь!..
Слайд 13
Ведущий:
Знаменит Константин Васильевич Скворцов в истории русской литературы тем, что входит в энциклопедическую тройку поэтов, которые пишут свои драматургические произведения только в стихотворной форме. Константин Васильевич продолжил традиции Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Толстого («Царь Фёдор»), Александра Сергеевича Грибоедова и Михаила Юрьевича Лермонтова. И в XX веке ему не было равных: он написал два десятка пьес, и почти все они, кроме новых, поставлены на театральных сценах России.
Ведущий:
Еще во время учебы в институте друг ему принес книгу Гегеля «Лекции по эстетике». Глава «Драматическая поэзия» стала для будущего поэта откровением и определила его дальнейшую творческую судьбу. Гегель писал: «Драматическая поэзия – величайшая ступень поэзии и искусства вообще… Драматической поэзией нация самосохраняется». Константин Скворцов начал работать в труднейшем жанре драмы в стихах. Сам он называет свои произведения драматическими поэмами. В своих пьесах Скворцов, по словам Петра Проскурина, исследует «самые трагические и сложные узлы отечественной истории... Драматургия Скворцова глубоко патриотична, она не разрушает, наоборот — укрепляет нравственное здоровье народа...»
Ведущий:
Георгий Марков говорил: «Пьесы Скворцова... — это талант, каждый понимает по-своему, это значительно, это интересно, это вооружает, это находит нужный отклик ... Что еще меня поражает по-писательски — высокое чувство историзма, чувство эпохи древней, средней. Он прежде всего чувствует нашу эпоху и чувство нашей эпохи рождает верное чувство той эпохи…»
Актер Олег Ефремов в беседе с корреспондентом заметил: «Скворцов...берет все-таки новое, то, что всем интересно. Он берет Урал, берет своим героем металлурга Аносова и делает этот исторический факт, эту биографию историческую достоянием нашим. В этом, по-моему, его заслуга...»
Слайд 14
Чтецы инсценируют отрывок из пьесы Скворцова К.В. «Отечество мы не меняем»
Санкт-Петербург. Кабинет императора.
Николай I, Ковалевский, Аносов и Жуковский.
Николай:
Что далее?
Ковалевский:
О выставке вчера
Изволили писать газеты наши,
Что цель её достигнута…
Николай:
Вели
Закрыть тогда… И приготовь мне списки
Для награждений.
Ковалевский:
Вот они…
Похвальными медалями отметить
И выдать премии: Вильгельму Гюлих –
За рафинад отменный… за сукно –
Унгерну Шпренбергу… За кисею –
Вильгельму Шухарту…
Из России –
Нарышкина Гаврилы сукна.
Николай:
Браво!
Кого еще Российских?
Ковалевский:
За орудья,
Как то: плуги и косы…
Николай:
Исключить!
Ковалевский: (по инерции)
Полковника Аносова…
Николай:
Я видел
Его плуги… Должно быть, вправду стоят
Они медалей высшей… Но как смел
Употребить он наш булат бесценный
На выделку орудий мужикам…
Нужны клинки России, а не косы
Булатные…
Аносову, пиши,
Объявлена пусть будет благодарность
По корпусу… Да, кстати, он явился
Ко мне для объяснений?
Ковалевский:
Беседует с Жуковским, ожидая
Приема вашей милости…
Заходит Аносов, кланяется.
Николай:
Давненько ли в столице не бывал?
Аносов:
Да, государь, с далеких лет ученья!
Николай:
Так, так… есть перемены?
Аносов:
Непременно!
Я восхищаюсь зданиями Росси…
Николай:
Россия
Чем только не богата!..
Аносов:
Тем не мене –
Машины закупаем у французов…
У англичан – сукно… А у австрийцев –
Для мужика косу…
Николай:
Затем
Я вызвал в Петербург тебя, Аносов,
Чтоб оценить воистину успехи
Твои перед отечеством… Ты тайну
Открыл булата древнего – похвально!
На всех заводах бунты, у тебя же –
Спокойно в округе… И все ж при этом
Ты доставляешь мне хлопот немало.
Аносов:
Но, государь,
В Европе уж давно…
Николай:
Опять – Европа!..
Ты о России думай!..
Аносов:
Потому
Пред вами, государь, я, что с тех пор.
Себя сколь помню, лишь одна забота
Мне сердце тяготит. Забота эта –
Благополучие моей России
И русского народа…
Постиг булата тайну,
Отлил на фабрике и испытал
Стальную пушку…
Николай:
Кстати, неудачно!
К чему стальные пушки, коли есть
Чугунные?..
Аносов:
В Европе, государь,
Прослышали о наших испытаньях…
Поплатится Россия, лишь война
Придет на землю нашу…
Николай:
О войне
Судить министрам, не тебе, Аносов!
Хотя твои заслуги в деле ратном
Известны мне…
Аносов:
Взгляните, государь!
Мы пред Германией стоим без шляп…
Пред Англией – колени клоним… Разве
Россия делать не могла б машины?
Михайло Ломоносов… Ползунов…
Мой, государь, мы связаны, и нам
Работать трудно здесь!..
Николай:
Переезжай!
Я не держу тебя… Живи в Париже…
Иль в Англии…
Аносов:
Но мыслимо ли это
От вас услышать, государь державный?..
Затем ли я перебирал, как книги,
Хребты уральские… Читал по скалам,
Словно, слепец, руками… Открывал
Природы тайны, чтоб теперь услышать
От вас такое… Были англичане
Ко мне с проектами… В дверях толпились
Посланники из Франции… Египет
Мне шлет подарки… Только я всегда
Одно твердил.
Николай:
Напрасно!
Аносов:
Государь!
Отечество мы не меняем!
Слайд 15
Ведущий:
Опубликованные и поставленные на сценах различных театров драматические произведения писателя, рукописи, говорят о нем, как о зрелом мастере слова, обладающим своим художественным взглядом на мир, своим собственным почерком... Пьесы Константина Скворцова заслужили общественное признание.
Евгений Евтушенко отметил: «Чтением отрывков из своих поэм, написанных белым стихом, Константин Скворцов заинтересовал меня... Знакомство с его стихотворными драматическими произведениями... прибавили мне поэтическую жадность к Уралу, к тому, что связано с его историей, традициями, тружениками. Спасибо ему за это».
Юрий Грибов: « Константин Скворцов в России — один из ведущих драматургов. Пьесы его написаны в стихах. И все они пронизаны патриотизмом, согреты любовью к истории Отечества, народу. «Смутное время», «Георгий Победоносец», «Алена Арзамасская», «Отечество мы не меняем», «Ванька-Каин», «Курчатов», «Бестужев-Марлинский», «Ущелье крылатых коней» — эти и другие его пьесы всегда хорошо встречаются зрителями, собирают полные залы...»
Чтец: монолог Ивана Бушуева из пьесы «Ущелье крылатых коней»
Глазам все мало зрелищ, потому
Что ненасытна страсть моя… Я слышу,
Она кричит во мне гнездом птенцов,
У коих клювы так несоразмерны
С нагими тельцами… Я приношу
Зеленых гусениц, рыб, золотые почки
Берез нераспустившихся… Но сколько б
Я ни носил, они кричат сильней!
Мне тех птенцов теперь не прокормить
Земною пищей – пусть леса обильны,
Пусть реки закипают от игры
Пугливых хариусов… Долг святой –
Найти мне то, что вечная природа
Давно уже создать хотела, но
В великой занятости позабыла!..
Вот так теряет юркий бурундук
Свои запасы… Но приходит время,
И средь камней поросших и корней
Выстреливает стебель из ореха,
Потерянного зверем… Долг людей –
Помочь подняться дереву до солнца!..
Гремите, скалы!.. Вот я – человек,
Бросающий вам вызов! Это я
Явил на свет русалок, и чертей,
И водяных, и леших, что таятся
Под каждым камнем вашим… Их явил я,
Чтоб на мгновенье, робкое хотя бы,
Насытить дух беснующийся свой!..
В том корень мтворчества!..
Слайд 16
Ведущий:
Юрий Суровцев писал в газете «Челябинский рабочий»: «Для меня творчество Скворцова стало событием. Тут встает масштабное явление. Прочитав пьесы, я вывел главное у Скворцова — испытание добром... Не случайно, что тема энергии науки и нравственного испытания добром приобретает форму поэтической драмы.»
Чтец: стихотворение «Доброта»
Змея лежала, вытянувшись в рост,
Сучком ольхи (чуть не прошел я мимо).
И так доверчив, так по-детски прост
Был взгляд невинных глаз её налимьих,
Что я подумал: а за что их бъют?
Такая кротость…
Где, какая сила,
Что перед ней лягушки мокрый круг
Дрожит листом последним на осине?
Случалось мне
Судьей меж ними быть,
И каждый раз я снова познаю,
Что доброта не в том, чтоб не убить,
А в том, чтобы убить змею.
Слайд 17
Ведущий:
Творческий вклад К.В. Скворцова, продолжающего лучшие традиции русской классической литературы, сумевшего показать читателю и зрителю высокие образцы служения Отечеству, ратоборчества, христианского подвига, по достоинству оценен.
Лауреат Всероссийских литературных премий:
им. М. Ю. Лермонтова (2000 г.)
им. А. И Фатьянова (1986 г.)
им. Э. Ф. Володина (2002 г.)
им. М. Н. Алексеева (2005 г.)
Лауреат Форума «Общественное признание» (2001 г.)
Лауреат народной премии «Светлое прошлое»(2004 г.)
Лауреат Большой литературной премии России
за лучшее произведение 2004 года. (2005 г.)
Обладатель диплома Всероссийской литературной премии «Александр Невский» (2007 г.)
Награждён орденами «Знак Почёта» (1976 г), «За развитие польской культуры». (1989 г.), медалью «За развитие русской мысли» им. И.А. Ильина. (2008 г.) и др.
Причудливая пестрая карусель народных характеров и типов, яркие психологические портреты исторических лиц, динамика и острота сюжета, репризность и музыкальность языка, ощущение театральной природы дают творческий стимул для режиссерской и актерской фантазии, делая пьесы Скворцова желанными гостями на сценических площадках страны.
Литературный вечер, посвященный творчеству Скворцова Константина Васильевича
Слайд 1
Чтец:
«Сонет доступен только мастерам»,
Учили нас в литературной школе.
Но если кровью он течет с пера,
Освобождая от великой боли, -
Как не рискнуть! Чуть дальше, чем вчера,
Вкусил я унижения и славы,
Теперь они явились для расправы
И громогласно требуют: пора!
Душа моя, я знаю, не черства.
Я презираю праздное искусство.
И, стискивая голову до хруста,
Ищу не слово – жажду естества.
Поэт тогда достигнет мастерства,
Когда постигнет в совершенстве Чувство!..
Слайд 2
Ведущий:
«Самый поэтичный драматург, самый драматичный поэт», - так писали в «Южноуральской панораме» в 2007 году о поэте и драматурге Скворцове Константине Васильевиче. Родился в 13 апреля 1939 году в Туле. В 1941 году его семья переехала в Златоуст, и этот уральский город стал его второй родиной.
Чтец: Стихотворение «Златоуст»
Я помню эту причту наизусть:
Крылатый конь по кличке Златоуст
Копытом стукнул в сладостной истоме…
На Азию с Европою земля
Распалась, иноходца веселя,
И выступили скалы на изломе.
Долина детства – город Златоуст.
Твои огни я помню наизусть.
Здесь ждут меня с друзьями в старом доме.
В твоих горах начало всех начал,
Там тяжело вздыхает по ночам
Крылатый конь на золотой соломе.
Крылатый конь по кличке «Златоуст»
Понес судьбы моей нелегкий груз,
Роняя людям на пути подковы…
А я сказал: «Была иль не была!» -
Рванул перо из сизого крыла.
И я, как все, был смолоду рисковый…
Слайд 3
Ведущий:
«Златоуст – понятие не только географическое, но и нравственное…» - говорит поэт. В Златоусте происходило становление поэтического дарования Константина Скворцова. По окончании школы он поступает в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, хотя мечтал о театральном искусстве.
Чтец: отрывок из стихотворения «Три дороги»
Ведут от камня три дороги
В цветах библейской сон-травы:
Пойти по левой – ждут чертоги,
По правой – не сносить главы.
И путник не играл Судьбою.
С молитвой: «Господи, еси…»,
Россию заслонив собою,
Шел по прямой на небеси…
Слайд 4
Ведущий:
«Пишу тремя перстами, как молюсь…» — в этих строчках весь Константин Скворцов.
Как всякий поэт, он любит уединение. Любит весной посидеть в тишине на вершине горы Иремели (географический рай поэтов). Родной Урал может вдохновлять на целый год активного творчества.
Слайд 5
Чтец: стихотворение «Иремель»
Когда не ладятся дела,
Судьбу за лихость не суди.
Стерпи обиды удила
И в горы синие уйди.
Любой спасения горазд
Искать за тридевять земель…
Ты ж брось в рюкзак, что бог подаст,
И поднимись на Иремель.
Давно наверх ушли друзья,
В траве оставив росный след.
А нам карабкаться скользя,
Когда опоры рядом нет.
И ветра жгучего рука
Грозит сорвать нас со скалы
И бросить вниз, на облака,
Где ад кромешный да орлы.
Встречал приветливый Эльбрус,
Ласкал снегами Эверест.
Но нам с тобою, брат Ильдус,
Дороже нет родимых мест.
Ведь только здесь узнаешь ты,
Себя за трусость невзлюбя,
Что постиженье высоты –
Преодоление себя.
Слайд 6
Ведущий:
Лирика Константина Скворцова посвящена трем его любимым темам:
Я не устану всюду повторять
И называть своими именами
То, что веками выстрадано нами:
Отечество, Любимая и Мать!
Слайд 7
Ведущий:
Родина… Россия… «…он открывает нам очень свою Россию… Он показывает сокровенность России, её многомерность, трудность её постижения в её славе и в её позоре. Но трудность эта притягательная, она не дает нам от себя оторваться», - пишет поэтесса Н. Матвеева.
Слайд 8
Чтец: стихотворение «Родина»
Песни Италии слушает Франция – модница.
Пляшет Испания. Бьют барабаны Перу.
Не Магдалина – Россия и – не Богородица,
Что же не видно её на вселенском пиру?
Иль заблудилась, шагая дорогой неторною.
Иль застеснялась, что все ещё, словно в вону,
Брови малюет не тушью, а сажею черною.
Кто же ей бедность поставит сегодня в вину?
Русь моя, Родина!.. Может, и вправду ты бедная?
Кроме песцовых снегов, что ты можешь надеть?
Дразни Америка, дразнит полушкою медною…
Шубы своей не уступит, будь сытым медведь.
Нам не впервые. Мы пояс затянем потуже.
Брагу поставим и горькую с горя запьем:
В ноги ударит – станцуем испанцев не хуже,
К горлу подкатит – Италию перепоем!..
Ведущий:
«...У всякого поэта своя любимая тема, своя звезда, свое неповторимое «Я», и у К. Скворцова — это Россия из себя и сам — из России, весь из нее — страны не монументально-картинной, а страны трагически-незнаемой, где все вглубь и вширь надо решительно открывать заново, пусть даже «Самой бездны на краю, - говорит Новелла Матвеева. – …поэт убежден в том, что у каждого отдельного человека есть душа, причем – своя, у каждой страны есть душа, причем – своя, у каждого народа – своя, притом вовсе не такая, как о ней до того сказано. И Россия у него своя, лирическая, страна буйных влетов духа… страна падений… таких глубоких, откуда взлет неизбежен…»
Слайд 9
Чтец: стихотворение «Разверзни, Русь, свои уста…»
Разверзни, Русь, свои уста:
Дано нам Слово во спасенье.
Мы повторяем путь Христа,
И Бог дарует Воскресенье.
Опять покорные идем
С душой открытою на паперть…
Так век за веком, день за днем.
Прости же нас, святая Матерь!..
Один взошел, другой почил…
Прощая всех, внимая небу,
Мы, бездыханные, молчим,
А дьявол празднует победу.
И мы, не думая о нем,
На стол пред гостем стелим скатерть…
Так век за веком, день за днем.
Прости же нас, святая Матерь!..
Под крики вечные: «Распни!»
На нас надет венок терновый.
И только сбросим мы один,
Как на главу ложится новый.
И мы, крещенные огнем,
Летим опять в кровавый кратер…
Так век за веком, день за днем.
Прости же нас, святая Матерь!..
Слайд 10
Ведущий:
Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа присущи его лирике. «Я наследую небо…» - это кредо поэта и человека Константина Скворцова.
Чтец: стихотворение «Русская женщина»
Черные вороны кружатся стаями.
Мертвые воины спят изувечены.
Кто из груди вынул стрелы Мамаевы?
Русская женщина.
Русская женщина.
Верила солнцу и Богу молилася,
Зная, что в битве судьба переменчива.
Кто на войну обрядил новых витязей?
Русская женщина.
Русская женщина.
Есть под кольчугою тайна зашитая,
Чтоб не бросаться им в бой опрометчиво…
Тысячу лет у окна ждет защитника
Русская женщина.
Русская женщина.
Вдовьими криками славим победы мы.
Кровное горе – не месть нам завещана.
Кто с пленным ворогом всех милосерднее?
Русская женщина.
Русская женщина.
Холмы разрыты, и косточки вымыты.
Выжжена память, и боги развенчаны.
В муках себя, как могла, сохранила ты,
Русская женщина.
Русская женщина.
Что ж ты глядишь на меня, ясноокая?
Ты же давно с моим другом обвенчана…
Но и в замужестве ты одинокая,
Русская женщина.
Русская женщина.
Ведущий:
Особым чувством наполнены стихотворения Константина Скворцова, посвященные самому дорогому и близкому человеку – матери:
Слайд 11
Чтец: стихотворение «Матушка пела»
Снова глаза закрываю несмело,
Вспомнить пытаясь детство свое…
Помнится только: матушка пела…
Песней наполнено сердце мое.
Зимами злыми над прорубью белой,
В стылой воде полоская бельё,
Вся коченея, матушка пела.
Песней наполнено детство моё.
Больше она ничего не имела.
Только свой голос. Свой – ножевой.
Не было хлеба. Матушка пела,
И оттого я остался живой.
Рядом война полыхала и тлела.
Сытым ходило одно воронье.
Вдовы рыдали. Матушка пела.
Песней наполнено детство моё.
Минуло время, память немела.
Но без войны я не прожил ни дня.
Все эти годы матушка пела.
Это, должно, сохранило меня.
Мы отнесли её легкое тело
На вековечное поле-жилье.
Все мне казалось: матушка пела.
Песней наполнено сердце мое.
Слайд 12
Ведущий:
Великое чувство – Любовь – Константин Скворцов воспел в своих сонетах: «Но всем влюбленным строгости не впрок. // Сонет мы можем заплести в венок / И, увенчав тебя, Любовь восславить».
Чтец: Сонет 124
Любовь тогда всесильна и крепка,
Когда она обожжена страданьем,
И мы друг друга обложили данью
Кровавою, как в средние века.
Ветрами всех столетий просквозя,
Нас вечность бьет хлыстом монгольских конниц!
Мне за твои зеленые глаза
Не расплатиться золотом бессонниц!..
Я сам кочевник, милая!.. И мне
Опять не спится на твоей кошме.
Нас снова степь сегодня укачала,
Да так, что мне волненья не унять:
Прожить полжизни, чтобы вдруг понять,
Что это только самое начало!
Ведущий:
В сонетах Скворцова Женщина – Судьба, Музыка, Муза, Жена и просто Любимая, которая идет рядом с возлюбленным, укрывая его крылами, которая все способна снести и при этом оставаться «слабей мужчины».
Чтец: Сонет 112
- Я все снесу. Я сильная, мой друг!
Я поднимаюсь на любые горы,
В коня, как гвозди, забиваю шпоры,
Но мне сегодня захотелось вдруг
Расплакаться и побежать домой
И не искать слезам своим причины…
Я никогда не знала, милый мой,
Какая радость – быть слабей мужчины.
- Любимая, как дал я той минуты
Освобожденья от душевной смуты
Той женщиной, единственной в судьбе.
Как на душе теперь легко и снежно!
И я смотрю, как сильно и как нежно
Та Женщина рождается в тебе.
Чтец: Сонет 114
- Любимый мой, ты из меня растешь…
Я стала, как земля, тебе покорной.
Всю грудь мою твои пронзили корни.
Где ты, где я – не сразу разберешь.
- Любимая, ты слышишь, что на мне
Сто юных соловьев и старый коршун.
Не удержать тебе такую ношу
Среди ветров, кипящих на земле.
- Мы выстоим перед любой Судьбою.
Навеки я, любимый мой, с тобою.
Спокойно правду принимай и ложь
Пусть гнуться те, кому бежать неймется,
А на тебе пусть лист не шелохнется.
Мне больно это – из меня растешь!..
Слайд 13
Ведущий:
Знаменит Константин Васильевич Скворцов в истории русской литературы тем, что входит в энциклопедическую тройку поэтов, которые пишут свои драматургические произведения только в стихотворной форме. Константин Васильевич продолжил традиции Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Толстого («Царь Фёдор»), Александра Сергеевича Грибоедова и Михаила Юрьевича Лермонтова. И в XX веке ему не было равных: он написал два десятка пьес, и почти все они, кроме новых, поставлены на театральных сценах России.
Ведущий:
Еще во время учебы в институте друг ему принес книгу Гегеля «Лекции по эстетике». Глава «Драматическая поэзия» стала для будущего поэта откровением и определила его дальнейшую творческую судьбу. Гегель писал: «Драматическая поэзия – величайшая ступень поэзии и искусства вообще… Драматической поэзией нация самосохраняется». Константин Скворцов начал работать в труднейшем жанре драмы в стихах. Сам он называет свои произведения драматическими поэмами. В своих пьесах Скворцов, по словам Петра Проскурина, исследует «самые трагические и сложные узлы отечественной истории... Драматургия Скворцова глубоко патриотична, она не разрушает, наоборот — укрепляет нравственное здоровье народа...»
Ведущий:
Георгий Марков говорил: «Пьесы Скворцова... — это талант, каждый понимает по-своему, это значительно, это интересно, это вооружает, это находит нужный отклик ... Что еще меня поражает по-писательски — высокое чувство историзма, чувство эпохи древней, средней. Он прежде всего чувствует нашу эпоху и чувство нашей эпохи рождает верное чувство той эпохи…»
Актер Олег Ефремов в беседе с корреспондентом заметил: «Скворцов...берет все-таки новое, то, что всем интересно. Он берет Урал, берет своим героем металлурга Аносова и делает этот исторический факт, эту биографию историческую достоянием нашим. В этом, по-моему, его заслуга...»
Слайд 14
Чтецы инсценируют отрывок из пьесы Скворцова К.В. «Отечество мы не меняем»
Санкт-Петербург. Кабинет императора.
Николай I, Ковалевский, Аносов и Жуковский.
Николай:
Что далее?
Ковалевский:
О выставке вчера
Изволили писать газеты наши,
Что цель её достигнута…
Николай:
Вели
Закрыть тогда… И приготовь мне списки
Для награждений.
Ковалевский:
Вот они…
Похвальными медалями отметить
И выдать премии: Вильгельму Гюлих –
За рафинад отменный… за сукно –
Унгерну Шпренбергу… За кисею –
Вильгельму Шухарту…
Из России –
Нарышкина Гаврилы сукна.
Николай:
Браво!
Кого еще Российских?
Ковалевский:
За орудья,
Как то: плуги и косы…
Николай:
Исключить!
Ковалевский: (по инерции)
Полковника Аносова…
Николай:
Я видел
Его плуги… Должно быть, вправду стоят
Они медалей высшей… Но как смел
Употребить он наш булат бесценный
На выделку орудий мужикам…
Нужны клинки России, а не косы
Булатные…
Аносову, пиши,
Объявлена пусть будет благодарность
По корпусу… Да, кстати, он явился
Ко мне для объяснений?
Ковалевский:
Беседует с Жуковским, ожидая
Приема вашей милости…
Заходит Аносов, кланяется.
Николай:
Давненько ли в столице не бывал?
Аносов:
Да, государь, с далеких лет ученья!
Николай:
Так, так… есть перемены?
Аносов:
Непременно!
Я восхищаюсь зданиями Росси…
Николай:
Россия
Чем только не богата!..
Аносов:
Тем не мене –
Машины закупаем у французов…
У англичан – сукно… А у австрийцев –
Для мужика косу…
Николай:
Затем
Я вызвал в Петербург тебя, Аносов,
Чтоб оценить воистину успехи
Твои перед отечеством… Ты тайну
Открыл булата древнего – похвально!
На всех заводах бунты, у тебя же –
Спокойно в округе… И все ж при этом
Ты доставляешь мне хлопот немало.
Аносов:
Но, государь,
В Европе уж давно…
Николай:
Опять – Европа!..
Ты о России думай!..
Аносов:
Потому
Пред вами, государь, я, что с тех пор.
Себя сколь помню, лишь одна забота
Мн
Автор: Галина Михайловна Кошелева