Литературная гостиная "Русские мадонны, воспетые гением" (к 215-ой годовщине А.С.Пушкина)
Литературная гостиная
« Русские мадонны, воспетые гением»
( для учащихся 9 – 11 классов)
К 215 – ой годовщине со дня рождения А.С.Пушкина
Пушкин
Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую создать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легкотворные мечты….
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
( слова читаются на фоне музыки Массне «Элегия»)
Ведущий 1:
Среди женских образов Пушкина явственно доминирует один многогранный, причудливо изменчивый и неизменный – «Дева тайная», любившая его в младенчестве, как молодая мать, «подруга ветреная», «вакханочка», которой он гордился меж друзей.
Образ женщины двоится: вспоминается и бабушка, простая и добрая Мария Алексеевна Ганнибал, и няня Арина Родионовна, которую А.С.Пушкин очень любил. В 1825 году, изгнанный и одинокий, он пишет прославленный «Зимний вечер», а через год, возвратясь из ссылки, волнуемый надеждами «славы и добра», снова обращается «К подруге дней моих суровых», с которой сроднился уже теперь не только детством, но и зрелостью и творческим торжеством. Спустя 2 года по смерти няни, в 1830 году, на новом переломе, в деревне, «где ныне крест и тень ветвей над бедной нянею моей».
Пушкин не был в семье любимым ребёнком. Матери и отцу было не до него, они были заняты собой. Няня была ему и матерью, и подругой, и музой. Когда он ещё не умел читать, она питала его творческий дар. Когда пришла к нему зрелость, она была его первой слушательницей. Когда ему было тяжело и тоскливо, она утешала и поддерживала его. Крепостная, она отказалась от вольной и осталась в семье Пушкиных. Она отказалась уйти – и помогла ему стать тем, кем он стал для нас. Арина Родионовна не была его кормилицей, но как материнское молоко, он впитал её голос и образ, её язык, её сказки и песни, нравственные представления и предания «православной старины» - древнюю культуру народа, от имени которого она, не думая о том и не ведая, представительствовала перед Родоначальником новой русской литературы. «Никого истинно не любил, кроме няни своей,» - писала Анна Керн.
Арина Родионовна прожила тихую, незаметную жизнь обыкновенной женщины. Могила её затеряна. Может быть, стоит где-нибудь безымянный крест, а может, он уже давно сгнил, и могила тихо и незаметно сравнялась с землёй.
Ведущий 2:
Женщина всегда остаётся одной из главных героинь лирического мира Пушкина.
Будучи ещё лицеистом не раз вздрагивало мальчишеское сердечко Пушкина лишь при одном упоминании имени БАКУНИНОЙ ЕКАТЕРИНЫ ПАВЛОВНЫ (1795 – 1869 г.г.)
Бакунина:
В 1815 году я впервые появилась в Царском селе и произвела среди учащихся лицея «сильное волнение». Там учился мой младший брат, и я часто навещала его.
Ведущий:
Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы, весьма близкой ко Двору, очаровали лицеистов.
Шестнадцатилетний Александр Пушкин искал хотя бы нечаянной встречи с красавицей. Что значили для него эти встречи, можно судить хотя бы по дневниковой записи, сделанной им 29 ноября 1815 года.
Пушкин:
Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчались летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень»
«Я счастлив был!... Нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице. Сладкая минута! Как она мила была! Как чёрное платье пристало милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут».
Ведущий 1:
Пушкин с чувством пламенного юноши описал прелести Е.П.Бакуниной в стихотворении «К живописцу», оно очень удачно положено было на ноты его лицейским товарищем Яковлевым и постоянно им пето.
В 1816 году на лето Двор, как обычно, переехал в Царское село. Зелень. Фонтаны. Прогулки по парку. Теперь Катенька была совсем рядом с лицеем, с Александром. Каждая нечаянная встреча, самый незначительный разговор были полны для Пушкина особого трепетного значения. Душа его пылала. А запрет и тайна усиливали чувства.
Пушкин:
О милая, повсюду ты со мной,
Но я уныл, и в тайне я грущу.
Блеснёт ли день за синею горою,
Взойдёт ли ночь с осеннею луною –
Я всё тебя, прелестный друг, ищу…
Бакунина:
Я была тонкой художественной натурой, увлекалась живописью. Прекрасно рисовала. Брала уроки у самого Брюллова. Я стала замечательной художницей. Имела выставки и много заказов. Однако в памяти потомков я осталась влюблённостью великого поэта. Вполне сознавая это, я, как реликвию, берегла до конца дней своих написанный рукой Пушкина на желтоватом листке альбомного формата мадригал ко дню своих именин.
Пушкин:
Напрасно воспевать мне Ваши именины
При всём усердии послушности моей.
Вы не милее в день святой Екатерины
Затем, что когда нельзя быть Вас милей.
Ведущий 3:
Милые женщины пленяли поэтическое воображение Пушкина. Как «утаённая любовь» вошла в его жизнь и творчество одна из замечательных женщин своего времени Мария Николаевна Волконская (1805 – 1863 г.г.)
Волконская:
Я, урождённая Раевская, дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года – генерала Н.Н.Раевского, жена декабриста С.В.Волконского. давно известно, что именно обо мне, хотя ни разу я не была им названа, поэт говорит в ряде своих произведений. И именно обо мне в «Бахчисарайском фонтане» он писал: « Все думы сердца к ней летят, - об ней в изгнании тоскую».
Образ Марии Раевской, этот «души неясный идеал» запечатлён в элегии 1820 года. Полон неясных, грустных воспоминаний о Марии романс «Не пой, красавица, при мне».
(звучит романс, музыка М.Глинки)
Ведущий 3:
Весь строй жизни Пушкинского времени был таков, что любовь занимала в ней исключительное место. Любовь становилась основным содержанием жизни молодой светской дамы. Она была естественным и основным предметом разговоров с женщинами и заполняла собой поэзию. По свидетельству М.Н.Волконской, «как поэт, Пушкин считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел». Тем резче бросается в глаза подлинная страстность его глубоких увлечений во время короткого пребывания в Одессе, одним из которых была Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792 – 1880 г.г.), жена новороссийского генерала – губернатора, графа Воронцова.
Воронцова Е.К.
« Я, одарённая женщина, большая любительница искусства во всех его проявлениях, проявляла живейший интерес к личности и судьбе Пушкина. Я была на семь лет старше поэта, однако выглядела молодо, была хороша собой и отличалась утончённой любезностью полячки и светской дамы. Привычное внимание к молодой и красивой женщине скоро перешло в глубокое и серьёзное чувство. Я изображена Пушкиным в его рисунках не менее 30 раз. Никого другого. Кроме себя, он так много не рисовал.
Увлечённость Пушкиным мной не осталось тайной для моего мужа. Служебные и личные отношения Пушкина с Воронцовым приняли остро враждебный характер и грозили поэту тяжёлыми последствиями.
Разлуку со мной Пушкин пережил очень тяжело. Своё настроение он выразил в ряде прекрасных лирических стихов: «Сожжённое письмо», «Талисман», «Желание славы», «Ангел», «Всё в жертву памяти твоей», «Ненастный день потух».
В конце долгой жизни я всё чаще и чаще мысленно возвращалась к дням молодости и вспоминала Пушкина. По моему желанию стихи поэта ежедневно читались вслух.
(Звучит «Адажио» Альбиони).
Чтец 1:
Прощай, письмо любви! Прощай, она велела.
Как долго медлил я! Как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!...
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
(«Сожжённое письмо»)
Чтец 2:
Когда, любовию и негой упоённый,
Безмолвно пред тобой коленопреклонённый,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я.
Ты знаешь: удалён от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальнему упрёков и похвал…
(«Желание славы»)
Чтец 3:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гонения,
Во дни раскаянья, волненья,
Ты в день печали был мне дан…
( «Талисман»)
Чтец 4:
Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновлённой,
И слёзы девы воспалённой,
И трепет ревности моей.
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточённого страданья.
(«Всё в жертву памяти твоей»)
Чтец 5:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой, робкой и унылой,
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас.
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
(«Прощание»)
Но не угасают чувства Пушкина к другим женщинам.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» из «Времена года»)
Ведущий:
Однажды, в 1819 году, придя в Петербургский салон Олениных, А.С.Пушкин заметил среди людей, пришедших в гости, маленькую незнакомку. Поэт не остался равнодушным к красоте, обаянию и трагической судьбе молодой женщины, насильно выданной замуж за грубого и деспотичного генерала.
А. Керн:
Уже тогда я казалась ему «гением чистой красоты», с «голосом нежным» и с «небесными чертами».
!Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». И вот через 5 – 6 лет, живя в Михайловском и как-то посетив Тригорское, Пушкин встретился с Анной. Вновь вспыхнуло забытое чувство. Оно принесло с собой «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». И, конечно, знаменитое послание «К Керн».
Взаимная симпатия длилась долгие годы. Посвящая Анну Петровну Керн в свои творческие планы, Пушкин подарил ей первую главу «Евгения Онегина», а в неразрезанных листах она нашла вчетверо сложенный лист почтовой бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье», восторженный гимн торжествующей любви. Настанет день, когда Анна Петровна покажет подаренные ей в день прощания стихи. Позже Пушкин напечатает их в своём альманахе, а там их прочтёт М.Глинка, но это случится много лет спустя.
(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье», музыка М. Глинки)
Ведущий:
Среди тех современниц, которых Пушкин обессмертил посвящёнными им стихами, одно из первых мест занимает Анна Алексеевна Оленина (1808 – 1888 г.г.)
Ведущий:
В конце двадцатых годов 19 столетия А.С.Пушкин особенно часто посещал салон Олениных в Приютине, их загородной даче под Петербургом. Там бывали писатели, учёные, художники, музыканты. Хозяин дома – первый директор Публичной библиотеки в Петербурге, президент Академии художеств Алексей Николаевич – сделал рисунок для фронтисписа первого издания поэмы «Руслан и Людмила». В 1828 – 1829 г.г. поэт был сильно увлечён дочерью А.Н.Оленина Анной Алексеевной.
Чтец:
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза.
Она владеет ими смело
Они горят огня живее;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!...
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество,
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество…
(«Её глаза», 1828 г.)
А.А.Оленина:
Внимание знаменитого поэта не могло оставит меня, 19-летнюю девушку, равнодушной, но, насколько можно судить по моему дневнику, оно не вызвало во мне сколько – нибудь серьёзного отклика. Пушкин же был влюблён, мечтал о женитьбе, писал взволнованные и чуть печальные стихи: «Её глаза», «Ты и вы», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный…»
Пушкин написал в мой альбом:
Пушкин:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В моей душе угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как, дай вам бог, любимой быть другим.
А.А.Оленина:
Всего 8 строчек! Но это целый мир душевной чистоты и благородства. Сколько мужской сдержанности и бескорыстия…
Я вышла замуж уже после смерти Пушкина – в 1840 году, в возрасте 32 лет, за офицера лейбгвардии гусарского полка Ф.А. Андро де Ланджерона.
(Звучит музыка Г.В.Свиридова «Вальс». Танцевальная пара
исполняет вальс).
Ведущий:
Зимой 1828 года на одном из балов у московского танцмейстера П.И.Огеля А.С.Пушкин встретил юную красавицу Наташу Гончарову.
Наталья Гончарова родилась 27 августа 1812 года, на второй день после Бородинской битвы, в селе Знаменка Тамбовской губернии. Встреча поэта с 16-летней Натальей роковым образом изменила весь год жизни Пушкина.
Чтец:
«В белом платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от неё глаз. Слава его тогда прогремела на всю Россию, он всюду являлся желанным гостем, толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя каждое его слово, сохраняя его в памяти. Наталья Николаевна была скромна до болезненности, при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущие гению, не то, что сконфузили, а как-то придавили её…» - пишет А.Н.Ланская, дочь Натальи Николаевны от второго брака.
Н.Гончарова:
Моя красота поразила Пушкина, и он тогда же сказал, что участь его будет навеки связана со мною. Будущее наше не предвещало, однако, ничего доброго. Тяжёлая жизнь в нашем доме наложила на меня какой-то отпечаток страдания. Дед мой, владелец полотняных фабрик в Калужской губернии, растратил нажитое огромное состояние, отец сошёл с ума и страдал буйными припадками, мать создала для трёх своих дочерей невыносимо тяжёлую обстановку.
Пушкин серьёзно был увлечён. Ему было уже тридцать лет, глубокое одиночество в чуждом поэту светском мире всё больше и больше тяготило. Он мечтал о женитьбе, семейной жизни, возможности предаться спокойному творческому труду.
Ведущий:
Пушкин стал часто бывать в доме Гончаровых. Наталья Гончарова была очень застенчива, держала себя с Пушкиным тихо и робко, и тем больше нравилась ему. Впрочем, и сам поэт держал себя с нею застенчиво, с благоговейным восхищением, надеясь приобрести со временем её расположение. Около двух лет тянулась мучительная история сватовства Пушкина. Поэт с сомнительной политической репутацией, не располагавший к тому же определённым материальным состоянием, не очень импонировал матери Н.Гончаровой в качестве мужа дочери – красавицы.
История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. «Чёрт меня догадал бредить о счастье, как будто для него создан,»- писал с горечью Пушкин другу. И только весной 1830 года Пушкин с волнением мог признаться:
Пушкин:
«Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую я любил целых 2 года, которую везде первую отыскивали мои глаза, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она… почти моя…я никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтиться без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?»
(Звучит музыка Г.Свиридова «Венчание»)
Ведущий:
Пушкин стал официальным женихом Натальи Николаевны Гончаровой. Он был счастлив, но не настолько, чтобы не думать с тревогой о будущем. Пушкин видел, что Наталья Николаевна холодна, равнодушна к нему, что в нём нет ничего, что могло бы ей нравиться, что она идёт за него только потому, что нет никого другого, что ей просто хочется вырваться из домашнего ада.
Но Пушкин любил свою «Мадонну», и любовь пересилила все опасения. Он стремится поскорее сыграть свадьбу, а она всё откладывается. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения. «Светлым существованием» назвал он это время. В жизнь его вошло всё то, о чём он мечтал все последние годы: уют, возвышенный покой, дом. В жизнь вошла Мадонна. Пушкин в честь своей молодой жены создаёт сонет «Мадонна».
Чтец:
Не множеством картин
старинных мастеров
Украсить я всегда желал
свою обитель,
Чтоб суеверно им
дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть
вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста,
как с облаков,
Пречистая и наш
божественный спаситель –
Она с величием,
он с разумом в очах –
Взирали, кроткие,
во славе и в лучах,
Один, без ангелов,
под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
( Ст – е «Мадонна»)
Ведущий:
Всего неполных шесть лет продлится их супружество, но для них это будут годы взаимной любви, согласия и доверия.
«Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание,» - так говорил о своей жене поэт.
Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни.
Пушкин:
«Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица,» - пишет ей Пушкин из Павловска.
Жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, откровенное и горькое признание:
Чтец:
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить… и глядь – как раз – умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля-
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
(Звучит музыка Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель», романс).
Автор: Романова Татьяна Николаевна