Анализ иконографического сюжета повести Н.В.Гоголя "Портрет" в метапредметном пространстве.
В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей осознаётся необходимость духовного оздоровления общества, личности. Поэтому особую актуальность обретает проблема духовно- нравственного образования воспитанников, решение которой возможно путём возрождения утраченных культурно-религиозных традиций. Традиции придают смысловую наполненность и основательность всем событиям жизни человека, гармонизируют отношения между людьми и включают их в историческое и культурологическое пространство родной страны. Общехристианским духовным наследием является икона. Она как организующее начало способствует созданию духовного пространства и помогает человеку в постижении истины. Поэтому исследование иконных тем, иконографических сюжетов на уроках литературы становится сегодня необходимым. На мой взгляд, изучение повести « Портрет» необходимо начинать в 9 классе, на уроках внеклассного чтения, т.к. данное произведение на идейном уровне связано с произведением «Мертвые души».
Оформление урока: Фотопортрет Н.В. Гоголя, иллюстрации А.А. Иванова к повести «Портрет», рисунок « Образное поле текста», строки из книги « Иконостас» П.А. Флоренского.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Эпиграф к уроку:
Икона всегда сознаётся как некоторый факт Божественной действительности.[1] П.А. Флоренский
Цель данного урока - проанализировать иконографический сюжет повести « Портрет» Н.В. Гоголя, пробудить интерес обучающихся к духовному и культурному наследию.
Задачи: 1) рассмотреть икону с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии; 2) путём филологического анализа эпизода ввести учеников в многозначный мир икон и помочь им понять сложные сюжеты и образы литературного произведения, его главную идею; 3) приобщить молодого человека к нравственным истокам словесной культуры; 4) формировать позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень обучающихся.
Для проведения урока учитель заранее выделил несколько групп учеников - ассистентов « теологи», « языковеды», « литературоведы», « искусствоведы». Каждая группа получила задание, которое она должна выполнить к указанному сроку.
Задания для « теологов». Прочитать словарную статью слова « икона» из Гуманитарного словаря (2002) и ответить на вопрос « Как образ связан с иконой», статью « Икона в христианском мировоззрении и библейской антропологии» из учебного пособия И.К. Языковой « Богословие Иконы», на основе изложенного материала составить лествицу образов и подготовить комментарий к ней.
Задание для « языковеда». Найти в Словаре синонимов русского языка синонимический ряд слова « красота».
Задание для « литературоведов». Подготовить выразительное чтение эпизодов « Картина русского художника», «Портрет иконописца».
Задание для «искусствоведов». Подготовить мини-сообщение на тему « Изображение Богоматери и Младенца на иконе», раскрыть символику цвета.
На уроке используется метапредметный подход, который даёт возможность открыть детям выход во многие уровни познания и способствует движению личности в метапредметном пространстве.
[1] П.А. Флоренский. Иконостас. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – с. 62
В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей осознаётся необходимость духовного оздоровления общества, личности. Поэтому особую актуальность обретает проблема духовно- нравственного образования воспитанников, решение которой возможно путём возрождения утраченных культурно-религиозных традиций. Традиции придают смысловую наполненность и основательность всем событиям жизни человека, гармонизируют отношения между людьми и включают их в историческое и культурологическое пространство родной страны. Общехристианским духовным наследием является икона. Она как организующее начало способствует созданию духовного пространства и помогает человеку в постижении истины. Поэтому исследование иконных тем, иконографических сюжетов на уроках литературы становится сегодня необходимым. На мой взгляд, изучение повести « Портрет» необходимо начинать в 9 классе, на уроках внеклассного чтения, т.к. данное произведение на идейном уровне связано с произведением «Мертвые души».
Оформление урока: Фотопортрет Н.В. Гоголя, иллюстрации А.А. Иванова к повести «Портрет», рисунок « Образное поле текста», строки из книги « Иконостас» П.А. Флоренского.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Эпиграф к уроку:
Икона всегда сознаётся как некоторый факт Божественной действительности.[1] П.А. Флоренский
Цель данного урока - проанализировать иконографический сюжет повести « Портрет» Н.В. Гоголя, пробудить интерес обучающихся к духовному и культурному наследию.
Задачи: 1) рассмотреть икону с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии; 2) путём филологического анализа эпизода ввести учеников в многозначный мир икон и помочь им понять сложные сюжеты и образы литературного произведения, его главную идею; 3) приобщить молодого человека к нравственным истокам словесной культуры; 4) формировать позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень обучающихся.
Для проведения урока учитель заранее выделил несколько групп учеников - ассистентов « теологи», « языковеды», « литературоведы», « искусствоведы». Каждая группа получила задание, которое она должна выполнить к указанному сроку.
Задания для « теологов». Прочитать словарную статью слова « икона» из Гуманитарного словаря (2002) и ответить на вопрос « Как образ связан с иконой», статью « Икона в христианском мировоззрении и библейской антропологии» из учебного пособия И.К. Языковой « Богословие Иконы», на основе изложенного материала составить лествицу образов и подготовить комментарий к ней.
Задание для « языковеда». Найти в Словаре синонимов русского языка синонимический ряд слова « красота».
Задание для « литературоведов». Подготовить выразительное чтение эпизодов « Картина русского художника», «Портрет иконописца».
Задание для «искусствоведов». Подготовить мини-сообщение на тему « Изображение Богоматери и Младенца на иконе», раскрыть символику цвета.
На уроке используется метапредметный подход, который даёт возможность открыть детям выход во многие уровни познания и способствует движению личности в метапредметном пространстве.
[1] П.А. Флоренский. Иконостас. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – с. 62
Автор: Лазарева Наталья Александровна