Разработка урока по теме: "Натюрморт".
Тема: Изображение предметного мира – натюрморт.
Цели: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморт-
та, об особенностях натюрморта в живописи; учить изображать различные предметы; развивать приёмы работы красками; воспитывать эстетическую восприимчивость.
Оборудование: репродукции картин Ян Брейгель Младший «Ваза с цвета-
ми», Виллем Клаас Хеда «Натюрморт с крабом», Хармен ван Стенвейк «Натюрморт с черепом», Ян ван Ос «Фрукты и цветы в терракотовой вазе»; образец педагогического рисунка на тему «Натюрморт», художественные материалы.
Словарь: натюрморт.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель просто обращает внимание учащихся на репродукцию картины Яна Брейгеля Младшего «Ваза с цветами» не называя её.
Учитель. Художник просто изображает обычные вещи быта, цветы, драгоценности. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.
- Какое название вы дадите этой картине?
- К какому жанру живописи можно отнести это изображение?
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изюбра-
зрительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим нарисовать натюрморт, состоящий из плоских предметов.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ «Из истории натюрморта».
Учитель. Натюрморт очень любят многие профессионалы – живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй наиболее верно иллюстрирует термин «натюрморт».
Натюрморт (от французского – буквально «мёртвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т.д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также натюрмортов.
Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как Stilleben – тихая жизнь. Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся поражённые таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Натюрморт формируется в самостоятельный жанр в XVII и достигает особого расцвета в XVII веке, прежде всего в голландской живописи. Вот почему голландский натюрморт XV – XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта. Сегодня на уроке мы знакомимся с натюрмортами которые писали в разных частях Нидерландов – и в Голландии, и во Фландрии. При этом голландские натюрморты отличались строгостью, бедностью изображаемой обстановки, тусклыми красками.
Голландия и Фландрия в XV – XVIII веках сильно отличались друг от друга.
В Голландии господствующей религией был кальвинизм, Это очень строгое учение, оно требует от людей неустанного служения Создателю. Нарядная одежда, музыка и праздники считались грехом. Живопись для этих людей была роскошью, позволительной только тогда, когда она была назидатель-
ной.
Ян Брейгель Младший (1568 - 1625) Ваза с цветами.
Ян Брейгель любил рисовать цветы. Ценители искусства называли его «Цветочным Брейгелем» не реже, чем «Брейгелем Бархатным». Возможно, именно этот художник ввел в Нидерландах моду на натюрморты с цветами, которые стали необыкновенно популярны. В такие натюрморты часто вкладывался аллегорический смысл. Цветы были символом земной жизни, ее мимолетных, непрочных радостей. Красота, которая, едва родившись, начинает увядать, красота, живущая один день. На картине Брейгеля букет пылает яркими красками на фоне темноты. Рядом с вазой лежат монеты, драгоценные камни и кольцо с печаткой: сила, богатство и власть брошены к подножию этого символа преходящей красоты.
Но каждый цветок имеет и собственное значение. Ирисы – символ Непорочного зачатия, анемон и нарцисс напоминают о смерти, роза цветок Девы Марии, ноготки означают верность, фиалки – невинность. Собранный в букет, они дополняют друг друга. Сочетания символов рождают различные поэтические образы, целые рассказы. Так, картина, среди прочего, повествует о том, как невинность обручилась со смертью, и том, как бессмертная человеческая душа питается божественной Благодатью, подобно бабочке, пьющей нектар белой розы.
Хармен ван Стенвейк (1612 - 1655) Натюрморт с черепом.
Обглоданный червями череп в берете с пером лежит на толстой книге. Зубы черепа почти касаются флейты, словно он вознамерился в нее дуть. Он, в котором уже нет дыхания! За краем бархатного берета видны песочные часы. Весь песок уже пересыпался из одной чаши в другую - чье-то время закончилось. На скатерть брошена нитка прозрачных жемчужин - это четки, по ним отсчитывались молитвы умершего. Но были ли они услышаны?
Подобные натюрморты были очень популярны в Голландии XVII века. Назывались они «Vanitas» (суета) и напоминали людям о бренности земного существования. Зрители должны были помнить о том, что сколько ни копи богатства, сколько ни совершенствуйся в искусствах и в науках, все равно останешься горсткой праха, кучкой костей, когда кончится песок в часах.
Виллем Клаас Хеда (1594 - 1680) Натюрморт с крабом.
Натюрморт Хеды написан не для того, чтобы разжечь аппетит зрителя или порадовать его ярким многообразием земных даров. Наоборот, человеку, останавливающемуся перед этой картиной, предлагается отринуть земную суету и всяческие соблазны и обратиться к размышлению о Вечной жизни.
Земная суета представлена скомканной скатертью, пустым опрокинутым сосудом и наполовину очищенным лимоном. Ведь смятая скатерть и порожняя посуда - то, что остается после пиров. А лимон, такой красивый на вид, но невыносимо кислый на вкус, выражает несоответствие внешности и сути.
Рядом с предметами, означающими тщету земного, представлены и такие, символика которых настраивает на самый торжественный лад. На столе - вино и хлеб. Это символы Христа, составляющие Святого Причастия. Оливки на блюде напоминают о примирении Неба и людей. Плоды заменяют собой ветвь, символ мира. Библейскому праведнику Ною, чей ковчег много дней носило по волнам великого Потопа, был послан голубь с оливковой ветвью в клюве как знак того, что испытание закончилось, и ему позволено сойти на берег.
Ян ван Ос (1744 - 1808) Фрукты и цветы в терракотовой вазе.
Фландрия оставалась в основном католической страной. Её художники ориентировались на радостное искусство Италии, прославляющее Бога и сотворенный им мир. Сверкающие горы плодов, пышные цветные букеты – все это говорит о щедрости земли, о радости жить на ней и принимать её дары. Представленный здесь натюрморт ванн Оса - яркий пример радостного искусства Фландрии, славящего жизнь, бьющего через край.
3. Последовательность и правила работы над натюрмортом.
Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по – настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно постав-
лен. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединить, в них должна быть заложена идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи…
Затем сама постановка. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжёлых и изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет самый крупный, либо самый яркий. В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы. В натюрморте должен присутствовать фон, задник – драпировка.
IV. Актуализация знаний.
Учитель. Содержание взятого нами натюрморта (из плоских предметов кухонной утвари) несложно. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом.
Задания и вопросы:
1.Составьте композицию из предложенных предметов. (Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов).
2.Объясните свой замысел. (Учащиеся рассказывают, насколько их замысел соответствует составленным композициям.)
3.Какой из вариантов расстановки предметов вам кажется лучшим и почему?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Следующим этапом нашей работы будет изображение рисунка. Рисовать необходимо со светотенью. Это имеет большое значение , так как рисунок становится точным .
Теперь можно приступать к работе цветом. Подбирайте на палитре как можно более точные цвета, наносить их не густо. Цвет должен выражать форму, мазок краски кладите, сообразуя его с рисунком.
V. Практическая работа.
Задание. Выполните красками натюрморт, составленный из плоских предметов кухонной утвари.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) кон-
тролль объёма и качества выполненной работы.
VI. Итог урока.
Заключительное слово.
Учитель. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?
Ученики. Над натюрмортом.
Учитель. Что представляет собой эта картина?
Ученики. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы.
Учитель. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения
человека. Но натюрморт может многое рассказать зрителю, пробудить радость или грусть. Покажите свои картины, проанализируйте изображённое на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.
Домашнее задание: подобрать открытки , вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.
Автор: Деркач Анна Андреевна