Педагогический проект с конспектами уроков на тему: "Работа на народной игрушкой"
Педагогический проект
На тему: «Работа над народной игрушкой»
Руководитель проекта:
Выполнила: Риве Ю.Н.
Учитель ИЗО.
г.о. Тольятти
2012г.
Проект уроков и мероприятий на тему: «Работа над народной игрушкой»
Актуальность темы
В настоящее время задача приобщения детей к традициям народной игрушки привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Народное творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования.
Стоит отметить, что декоративно-прикладное народное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию благодаря родству таких свойств как непроизвольность, непосредственность, наивность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, сильно выраженная условность.
Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому наследию народов России.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
Я выдвинула гипотезу: В результате практической реализации проекта у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт движущий стимул самореализации личности младших школьников.
Мероприятия реализуемые в ходе проекта
Встречи с родителями – информировать , мотивировать , привлекать к совместной деятельности с детьми, участию в конкурсах и выставках.
Организовать работу с родительским комитетом по помощи в материально техническом оснащении кабинета ИЗО и проведении субботников.
Организовать группу одаренных детей разного возраста для занятий в дополнительное время.
Создать систему внеурочных мероприятий посещения выставок и экскурсий совместно с кл .рук.
Включение в план общешкольных мероприятий персональных и групповых тематических выставок , конкурсов, и прочих конкурсов по народной игрушке .
Проводить награждения детей грамотами ,дипломами и призами на общешкольных собраниях детей и родителей
Содержание проекта
Для получения необходимого результата, использовались следующие формы организации учебно-познавательной деятельности:
• фронтальные (занятие, экскурсии в музей, посещение выставок)
• групповые (при решении творческих заданий),
• индивидуальные (выполнение работы по замыслу).
Основные методы и формы обучения:
• Объяснительно – иллюстративный или информационно-рецептивный.
• Репродуктивный.
• Проблемного изложения.
• Частично – поисковый или эвристический.
• Исследовательский
Педагогические принципы, лежащие в основе реализации проекта:
• Принцип воспитывающего обучения.
• Принцип развивающего обучения
• Принцип научности.
• Принцип наглядности.
• Принцип целостности и единства процесса обучения
• Принцип систематичности и последовательности обучения.
• Принцип доступности.
• Принцип сознательности и активности.
• Принцип индивидуального подхода
Методологическое обеспечение
Целью своей работы я вижу создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. Для достижения поставленной цели использую наглядные, словесные и практические методы.
При этом необходимо учитывать следующие условия:
1. Учитель приходит к ученикам не только с готовыми знаниями, а с идеей.
2. Учитель должен отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая только объясняет, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь.
3. Ученик имеет право на самостоятельное мнение.
4. Учитель и ученик — партнеры, отсюда — доверительно-искренний характер их взаимоотношений.
Таким образом, особенностью моей педагогики является способ организации учебного процесса, при котором учителю отводится роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.
Материально-техническое оснащение класса
Наглядные пособия красочные таблицы, схемы последовательности. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции. На занятиях широко применяют образцы, выполненные руководителем студии или обучающимися. Они даю точное представление о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различные иллюстративные и фотоматериалы, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.
С большим успехом при объяснении новой темы может быть использован показ электронного пособия.
В кабинете размещается следующее оборудование: парты (столы для работы), стеллаж для сушки готовых изделий, шкафы для готовых изделий, специальные крутящиеся столики, полки).
При возможности для обжига изделий можно использовать муфельную печь, т.к. после обжига игрушка становится более прочной. В подсобном помещении находится муфельная печь и вытяжка.
Необходимы следующие инструменты: стеки различных видов, кисти для шликера, кисти для побелки, кисти для росписи, баночки для воды, палитра.
Необходимы следующие материалы: глина, тряпочка для глины, краски гуашевые, акриловые, водоэмульсионная краска, лак, полотенце для рук.
Ожидаемые и планируемые результаты
В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:
- характерные особенности дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек;
- основные и дополнительные приемы лепки;
- свойства глины и приемы лепки;
- технологические особенности лепки животных, людей;
- свойства глины и способности к различным метаморфозам;
- способы изменения свойств глины в процессе лепки;
- способы и приемы лепки для практического решения их замысла;
- основные элементы филимоновского, каргопольского и дымковского орнамента;
- основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста) для построения каргопольского, филимоновского и дымковского орнамента;
- способы последовательного соединения элементов для создания орнамента.
уметь:
- пользоваться основными и дополнительными приемами лепки в процессе создания выразительного образа;
- пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;
- использовать имеющийся опыт при решении творческих задач;
- придумывать, фантазировать, воображать;
- ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации;
- воплощать свой замысел в практической деятельности;
- самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения;
- рисовать элементы филимоновского, каргопольского, дымковского орнамента и составлять из них орнамент;
- подбирать орнамент в зависимости от формы изделия;
- умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента.
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности студии.
Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей.
Механизм отслеживания результатов
1. Через выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства.
2. Через анализ подготовки и проведения персональных выставок.
3. Во время участия в выставках прикладного и детского творчества.
4. Через различные методы диагностики (наблюдение, создание экспериментальной ситуации, тесты креативности).
Проблемы, возникшие в процессе реализации проекта
Проблемы, с которыми я столкнулась в период реализации проекта – отсутствие должного объема помещения и оборудования для занятий декоративно-прикладным искусством, высокая загруженность, и как следствие, быстрая утомляемость обучающихся на уроке. Положительным фактом моей деятельности является заинтересованность обучающихся и родителей в посещении занятия по декоративно-прикладному искусству, а также стремление обучающихся участвовать не только в школьных конкурсах, но регионального и международного уровней. Положительным моментом являлось осознание родителями необходимости развития творческих способностей их детей и желание работать в этом направлении.
Освоение художественных образов народных игрушек – это подготовка к восприятию огромного мира искусства и в тоже время тонкий интимный процесс сотворчества, углубляющий взаимопонимание взрослого и ребёнка. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребёнка с позиции взрослого опыта, оно требует возвращения свежести детского восприятия. Необходимым условием для развития творческого воображения младших школьников является создание положительного эмоционального фона и демократического стиля руководства при организации обучения.
Автор: Риве Юлия Николаевна