СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО – ДВА ВЗГЛЯДА НА ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИЮ
Цель нашей работы сравнить взгляды славянофилов западников на человека и историю.
Для западников была очень важна полемика со славянофилами, считавшими, что России предначертан особый путь развития. Большинство западников и славянофилов не интересовались политикой, да и политические выступления в то время в России были невозможны. Споры и ссоры между западниками и славянофилами происходили из-за теоретических разногласий.
Единственной объединяющей всех западников религией было просвещение. А научные знания, просвещение, очевидно, можно было получить только от Запада, а потому они считали сближение с Западом великим и счастливым событием в русской истории.
Западники внесли большой вклад в развитие исторической науки в России. Они были основателями так называемой «государственной» или «юридической» исторической школы.
Самыми насущными проблемами в России западники считали отмену крепостного права, отмену телесных наказаний, введение строгого исполнения законов.
Накануне отмены крепостного права теоретические разногласия между западниками и славянофилами значительно сгладились. И те и другие считали, что крестьян нужно освободить с землёй за выкуп, который должно выплачивать государство.
Славянофилы понимали всю глубину отличия России от Западной Европы. Преобразования Петра I оценивались ими критически. Славянофилы считали, отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили её внутренний строй и не уничтожили возможность возвращения на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов. Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ, как «единственный и постоянный действователь в истории».
Главной заслугой славянофилов является пресечение тенденций слепого подражания Европейской культуре. Они показали, что Европа, которой хотели подражать, сама переживает духовный кризис, что цивилизация Запада неудовлетворительна, если расценивать ее с точки зрения высших запросов христианства.
Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних.
Западники и славянофилы вошли в историю как люди «сороковых годов» - люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Философски осознать наше национальное призвание – таковы задачи, до которых доросла Россия к эпохе николаевского царствования. Спор о культурном своеобразии России не окончен, и до сих пор книги и статьи славянофилов – этих «образованнейших, благороднейших и даровитейших людей» - помогают разобраться в сложных явлениях окружающей нас жизни.
Автор: Шевченко Татьяна Сергеевна