Методическая разработка урока в 7 классе
Урок 10.
Русская культура XVII в.
Цели: охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре XVII в.
Внутрипредметные связи: 1564-1642 гг. - Галилео Галилей; 1623-1662 гг. - Блез Паскаль; 1632-1704 гг. - Джон Локк; 1643-1727 гг. - Исаак Ньютон; 1657 г. - оформление ансамбля площади перед собором Св. Петра в Риме; 1668-1689 гг. - строительство Версаля.
План:
I. Проверка домашнего задания.
II. Новое и старое в культуре.
III. Образование.
IV. Круг чтения. Литература.
V. Зодчество.
VI. Живопись.
VII. Театр. Музыка.
VIII. Быт, нравы и обычаи.
Основные понятия: обмирщение (секуляризация) культуры, изразцы, лепнина, терем.
Важнейшие даты: 1687 г. - открытие Славяно-греко-латинской академии.
Выдающиеся личности: Ф.М. Ртищев - основатель училища при Андреевском монастыре в Москве, В. Бурцев, К. Истомин - создатели популярного букваря, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Юрий Крижанич.
Оборудование: фотографии или репродукции Казанского собора на Красной площади в Москве, теремного дворца Московского кремля, Спаса Нерукотворного Симона Ушакова, макет русской избы; иллюстрации в учебнике.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (5 мин)
- Каковы были основные направления внешней политики Московского государства?
- Как развивались взаимоотношения Московского государства и Речи Посполитой?
- Назовите этапы освоения Сибири?
II. Новое и старое в культуре (8 мин)
- Попробуйте сформулировать, в чем заключались особенности средневековой культуры? (Основная ее особенность — ее ориентированность на религиозные ценности.)
Вековая духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры - образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличие от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развивать достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. развитие получает и процесс обмирщения культуры.
- В чем «истоки обмирщения»? (Элементы обмирщения в русской культуре XVII в. появляются при контакте с западноевропейской культурой.)
Обмирщение проявляется прежде всего в элитарной культуре - при дворе (вспомните о театральных постановках уже при дворе Алексея Михайловича), в среде московского боярства. Расскажите о «киевской учености» и влиянии Запада.
- В чем заключаются особенности развития духовной жизни на Украине? (В течение первой пол. XVII в. культурная и религиозная жизнь на Украине подвергается сильной полонизации (заимствования в одежде, языке, книжной культуре, церковных обрядах и даже догматике).)
Это украинское влияние сильно сказывается и в Москве, особенно после смерти патриарха Филарета, с недоверием относившегося к религиозной чистоте украинской культуры и обрядности. После Филарета все больше украинских монахов и книжников переселяются в пределы Московского государства. Тут их ученость находит все большее признание, а украинские книги становятся все более авторитетными. Среди этих представителей киевской учености (построенной по польским образцам) было много выдающихся церковных деятелей: Епифаний Славинецкий, Дмитрий Ростовский, Симеон Полоцкий, затем Стефан Яворский, Феофан Прокопович. Во многом за их посредством польско-латинская ученость и даже бытовая культура становится популярной в Москве.
Среди наиболее известных поклонников польской - и шире - западной культуры: боярина А.С. Матвеева, В.В. Голицына.
Комментарий: Используйте тексты и статьи из дополнительных материалов.
Появляются новые направления в искусстве. Но самое главное то, что в традиционных направлениях усиливается влияние светских элементов. В живописи это стремление к портретности, реалистичности изображения; в архитектуре - расцвет светского зодчества и т. д.
III. Образование (4 мин)
- Как вы думаете, с чем был связан рост потребности в образованных людях? (Экономическое развитие страны требовало немалого числа образованных людей, следовательно, в XVII в. активизируется процесс развития образования.)
- Какое образование существовало в средневековье на Руси? (Школы при монастырях и домашнее образование.)
Невозможность восполнить потребность в знающих людях приводила к притоку мастеров из-за границы. В России продолжает действовать система домашнего образования, возникают первые гражданские школы. В 1687 г. создана Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в стране. Это было первое высшее учебное заведение для выходцев из всех сословий (кроме крепостных).
- Какую роль сыграла академия в развитии отечественного образования? (По сути дела, в русскую жизнь были впервые внесены элементы университетского образования.)
Комментарий: Обратить внимание учеников на распространение научных знаний, подчеркните роль книгопечатания. Приведите несколько наименований книг («Устав ратных дел», «Считание удобное», «Куранты»).
IV. Круг чтения. Литература (4 мин)
- Каких литераторов XVII в. вы знаете? (Протопоп Аввакум, Симеон Полоцкий и др.)
Рассказывая о литературе XVII в., следует отметить большое распространение сатирической повести («О Ерше Ершовиче») и устного народного творчества (песни, стихи, былины).
Комментарий: Особое внимание уделить «Житию протопопа Аввакума». Рассказать о Симеоне Полоцком.
V. Зодчество (5 мин)
Вершина деревянного зодчества - дворец в Коломенском. Было заметно влияние традиций деревянного зодчества на строительство посадских церквей. Стремление к нарядности было особенно характерно для «русского барокко».
VI. Живопись (4 мин)
- Какой жанр в живописи заметно преобладал в России в средние века? (Иконопись.)
Живопись XVII в. развивается по религиозным канонам, но четко прослеживаются черты обмирщения. На фресках и иконах изображаются картины русской жизни. Симон Ушаков, например, старался передавать в иконах черты человеческого лица. Для этого времени характерно появление парсуны - парадного
VII. Театр. Музыка (3 мин)
Большое развитие получил в России балаганный кукольный театр, особенно представления с участие Петрушки, носившие сатирический характер. Власть боролась с проявлениями уличной культуры.
- Как вы думаете, почему? (Народные представления часто носили провокационный характер по отношению к представителям власти.) В то же время со времени Алексея Михайловича происходят театральные представления, режиссированные по образцам западноевропейского театрального искусства.
VIII. Быт, нравы и обычаи (5 мин)
Именно тогда в русскую культуру (особенно в высшие слои) проникают элементы западноевропейской культуры: как заимствования в одежде, посуде, модах, забавах, военном деле и т. п., так и стремление к новому типу образования - изучению.
иностранных языков, женскому образованию, интерес и уважение к чужеземным нравам и традициям.
Домашнее задание: § 10-11.
Автор: Балакшина Светлана Геннадьевна