Культура Руси Х- начало XIII в.
ПЛАН УРОКА
Тема: Культура Руси Х- начало ХIII в.
Форма урока: Объяснение нового материала ( в виде проблемного, информационного, объяснительно-иллюстративного изложения, с сопровождением творческих заданий и элементами групповой деятельности)
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Смешанный (сочетает виды уроков: урок семинар, урок выполнения теоретических заданий)
Цель урока:1. Создать мотивацию для изучения нового материала.
2. Рассмотреть особенности развития письменности, просвещения, литературы, устного народного творчества, архитектуры, живописи, скульптуры, доказать взаимосвязь истории и культуры.
3.Развить умение логического усвоения материала и изложения исторических событий.
Методическое обеспечение: Плакат для выполнения заданий игрового характера, листы формата А4 с изображениями произведений архитектуры и живописи.
I. Вступление В результате изучения темы учащиеся совершат воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси, рассмотрят особенности развития письменности, просвещения, литературы, устного народного творчества архитектуры, живописи, скульптуры. Докажут взаимосвязь истории и культуры. Объяснение понятия культура: материальная, духовная.
II. Изучение нового материала.
1.Истоки русского культурного развития.
Влияние восточно-славянских племен, кочевых народов и Византии на возникновение и развитие культуры.
2.Письменность, просвещение, литература, устное народное творчество
Сообщение учащегося о распространении письменности, появлении первых литературных произведений, о развитии устного народного творчества. Краткое знакомство с произведениями древнерусской литературы и ее жанрами. «Речь философа», «Слово о Законе и Благодати», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха».
3.Архитектура.
Сообщение учащегося о развитии архитектуры и скульптуры в период с Х-ХШ вв. Софийский собор, Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, церковь Покрова на Нерли.
4.Живопись, скульптура.
Сообщение учащегося об особенностях развития живописи и скульптуры в период Х-начала ХIII вв. Икона «Владимирская Богоматерь»-символ Руси. Скульптура-символ язычества.
III.Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий игрового характера, требующих проявления смекалки и полученных знаний.
1.Что способствовало возникновению и развитию культуры Руси?
2.Какой жанр Древнерусской литературы был распространен наибольшим образом?
3.Из какой страны были заимствованы принципы строительства храмов на Руси
IV. Итог урока.
Вывод: что является особенностью развития культуры. Взаимосвязь истории и культуры.
V. Домашнее задание. §17-18.
Ход занятия
Тема: Культура Руси Х- начало ХIII в.
. I. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой Руси в период с Х-начало ХIII веков. Совершив воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси, рассмотрим особенности развития письменности, просвещения, литературы, устного народного творчества, архитектуры, живописи, скульптуры. Попробуем доказать взаимосвязь истории и культуры. Роль экскурсоводов выполнят (Ф.И. учащихся) А остальные будут посетителям музея, в составе двух групп.
ВОПРОС: А что такое культура?
ОТВЕТ: Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, жилье, одежду, быт и т.д. к духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение. Культура, о которой мы сегодня с вами будем говорить, относится к периоду домонгольского времени.
ВОПРОС: Что мы знаем о данном периоде?
ОТВЕТ:1.Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство. 2.Характерной чертой этого времени являлся традиционализм. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. 3.Отличительной чертой данного периода являлось господство в идеологии религиозного мировоззрения, а также накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.
II Истоки русского культурного развития. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщалась к богатейшему наследию античности. Во второй половине ХII-начале ХШ в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.
2.Письменность,просвещение, литература, устное народное творчество. Первую экскурсию мы совершим в мир письменности, просвещения, литературы и устного народного творчества. Данную экскурсию нам проведет (ф.и. учащегося) Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений, главным образом литературного содержания. В конце Х в. на Руси появляется множество сочинений, изложенных выразительным литературным языком. И все это благодаря двум монахам, выдающимся болгарским просветителям Кириллу и Мефодию, которые составили славянскую азбуку. К концу Х-началу ХII в. уже можно было говорить о богатстве жанров в древнерусской литературе. Здесь проповеди, и эпические произведения – летописи, и жития святых, и апокрифы. Первыми ораторскими сочинениями являются «Речь философа», составленная в форме речи, обращенной к князю Владимиру, и « Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Первое представляет собой изложение всемирной истории от сотворения мира до выбора Владимиром новой веры. В «Слове о Законе и Благодати» впервые ставился вопрос о равноправности народов в противовес средневековым теориями о богоизбранности одного лишь народа – еврейского. Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Главная ее цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ – не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться. Вводная часть «Повести временных лет» начинается от «всемирного потопа» и распределения земли между сыновьями Ноя. Повесть начинается так: «После потопа трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу.., Хаму же достался юг.., Иафету же достались северные страны и западные». Нестор передает библейскую историю о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках, и отмечает образование славян от племени Иафета. «По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и север страны. От этих же семидесяти двух языков произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне. Кроме того, «Повесть временных лет» рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства. В «Поучении» Владимира Мономаха, написанном им уже в период феодальной раздробленности Руси, Мономах учит соблюдать вассальные отношения. «Поучение» полно не только размышлениями по поводу мудрости божественного мироустройства, но и эмоциональным восхищением перед разнообразием мира Древнерусская литература ближе к фольклору, нежели к индивидуальному творчеству, создавалась путем накопления коллективного опыта. Исключение составляет «Слово о полку Игореве», написанное, как считают специалисты, одним человеком. Это лиро-эпическое произведение с элементами ораторской речи, было написано после похода киевского князя Святослава на половцев, закончившегося его страшным поражением, что и дало автору «Слова» повод для горьких размышлений о судьбах Русской земли, страстного призыва к князьями объединиться и защитить родную землю. Религиозные рукописи всегда украшали очень богато – роскошными миниатюрами, выполненными, так же как и иконы, в технике перегородчатой эмали. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе против кочевников, о его созидательном труде. Преподаватель
Вопрос: Прослушав данное сообщение, мы можем говорить о случайном характере возникновения древнерусских произведений?
ОТВЕТ: Нет не можем, произведения, которые появлялись, они были не случайными, а связанными с какими-либо историческими событиями. Например, «Слово о полку Игореве», было написано после похода киевского князя Святополка на половцев. Значит, в данном случае мы можем говорить о взаимосвязи истории и культуры.
ВОПРОС: Давайте ознакомимся, как же описываются исторические события в первоисточнике «Слово о полку Игореве»?
ОТВЕТ: один из учащихся зачитывает отрывок из «Слова о полку Игореве».
ВОПРОС: Хотелось бы выделить еще одну особенность древнерусской литературы. Каким слоям феодального общества посвящена древнерусская литература?
ОТВЕТ: Древнерусская литература рассказывает только о тех лицах, которые принадлежат к верхушке феодального общества, - князьях, митрополитах, полководцах, которые повлияли на ход мировой истории военными подвигами, молитвами, нравственным воздействием на людей
3 Архитектура
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Следующая экспозицию, которую нам представит ( ф.и. учащегося ) даст нам представление об особенностях архитектуры периода Х-ХIII вв. Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. В середине ХI ., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037),на том месте где год назад он разбил печенегов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км. От Суздаля, на том самом месте, где якобы останавливались святые Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм крепость. Знаменитая церковь Покрова на Нерли посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира. Представляет собой отголоски романского стиля и свидетельствует о том, что Андрей Боголюбский созвал к себе во Владимир мастеров со всех земель. Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников, Суздальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой одноглавый храм с хором, какие строились на феодальных дворах. Это один из самых красивых и оригинальных соборов Древней Руси. Соборы –Покрова на Нерли, и Дмитриевский – украшены фресками, так как с закатом Киевской державы навсегда померкло в Древней Руси искусство «мерцающей живописи». Слишком дорогостоящей была мозаика для удельных князей. Кроме того, техника фрески позволяла достичь более реалистического изображения. ВОПРОС: Что мы можем сказать о причине появления архитектурных сооружений на Руси? Ответ: Их появление было связано с определенными событиями, которые стали историческими.
ВОПРОС: Привадите пример события, которое способствовало возникновению определенного архитектурного сооружения.
ОТВЕТ: Знаменитая церковь Покрова на Нерли посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира. Представляет собой отголоски романского стиля и свидетельствует о том, что Андрей Боголюбский созвал к себе во Владимир мастеров со всех земель.
4.Живопись, скульптура.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Необходимым украшением храмов были иконы (греч. типа). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. О живописи и скульптуре нам расскажет (учащийся ф.и.о.) Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже ХI-ХII вв. Изображение иконы представлено вашему вниманию. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси. Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери, радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев ХI.-Алимпий,Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой. Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: На данном примере мы видим, что иконопись также была подчинена определенным историческим событиям.
III. ЗАДАНИЕ 1. Так как у нас на экскурсии присутствует 2 группы, мы проверим, какая же из групп наиболее внимательная, для этого необходимо будет выполнить следующее задание: Вашему вниманию представлена книга, в которой все слова перемешались и разбились на отдельные слоги. Нам нужно восстановить эти слова, известно, что эти слова связаны с темой нашей экскурсии.
1.Икона 2.Живопись 3.Дерево 4.Повесть 5.Собор 6.Летопись 7.Культура 8.Мозайка Вывод: Какая из групп работала активнее?
ЗАДАНИЕ 2. Выберите правильный вариант ответа.
1.Как православная церковь периода Х-ХIII вв. относилась к монументальной скульптуре? А монументальная скульптура приветствовалась православной церковью Б. на Руси не существовало монументальных скульптур. В. монументальная скульптура не признавалась православной церковью т.к. являлась напоминанием о языческих идолах.
2. В «Поучении» Владимира Мономаха, написанном им в период феодальной раздробленности Руси, Мономах учит: А.соблюдать вассальные отношения Б. правилам письма В. правилам несения ратной службы.
3.Произведение «Слово о полку Игореве» было написано после А.похода киевского князя Святослава на древлян Б.похода киевского князя Святослава на половцев В.похода Ярослава Мудрого на половцев 4.Церковь Покрова на Нерли построена в ознаменование: А. победы княжны Ольги над древлянами В объединения Руси под главенством Владимира.
5.Крещение Руси произошло при правлении князя: А.Игоря Б.Ярополка В.Владимира I.
1.В. 2.А. 3.Б. 4.В.5В.
ВОПРОС: Что способствовало возникновению и развитию культуры Руси?
Ответ: Унаследование культуры восточнославянских племен, влияние кочевых народов степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. ВОПРОС: Какой жанр Древнерусской литературы был распространен наибольшим образом? ОТВЕТ: Летопись («Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись»)
ВОПРС: Из какой страны были заимствованы принципы строительства храмов на Руси?
ОТВЕТ: Из Византии. IV.Итог урока: Итак, мы сегодня с вами совершили воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси периода Х-начала ХШ века. ВОПРОС: Какие направления культуры мы рассмотрели? ОТВЕТ: Письменность, просвещение, литература, устное народное творчество, архитектура, живопись, скульптура.
ВОПРОС: С какими произведениями культуры мы познакомились?
ОТВЕТ:1.«Речь философа» 2. «Слово о Законе и Благодаи» 3. «Повесть временных лет» 4. «Поучение Владимира Монамаха» 5. «Слово о полку Игореве» 6.Софийский собор 7.Церковь Покрова на Нерли 8. Дмитриевский собор. 9. Икона «Владимирской Богоматери»
Вывод: Главной особенностью развития культуры в данный период является то, что культура развивалась в период раздробленности, для которого была характерна: общая замедленность темпов развития, однако именно в этот период складываются местные художественные школы, которые являлись свидетельством движения Руси по восходящей линии, складывается единая древнерусская народность, язык, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней. А кроме тог, мы выяснили, что любое произведение искусства будь то живопись, архитектура, литература или какое либо другое направление искусства появлялось в результате каких-либо событий, которые затем были отражены в этом произведении и стали историческими. История рассказывает о произведениях культуры, а произведения культуры возникают под влиянием исторических событий. Значит, в этом случае, мы можем утверждать, что история и культура взаимосвязаны.
Автор: Ледяева Людмила Ивановна