Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – Петербурга.
Абубакирова Н.Ш.
Воспитывать на идеалах красоты и совершенства
Интегрированный курс по теме «Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – Петербурга.
Пояснительная записка
Особая роль и место в обучении истории принадлежит произведениям литературы и искусства. Как источник знаний эти памятники рассказывают о материальной и духовной жизни общества, прежде всего об идеологии людей. Памятники искусства раскрывают эстетические идеалы своего времени. Обо всем этом, как правило, мы говорим на уроках, посвященных соответствующим вопросам культуры. Главная цель этих уроков – эстетическое воспитание учащихся через эстетические идеалы.
Мною разработана серия интегрированных уроков по теме «Культура России в XIX веке:
· «Архитектура России в первой половине XIX века»;
· «Русская театральная и музыкальная культура начала XIX века»;
· «Писательницы пушкинского времени»;
· «Изобразительное искусство России второй половины XIX века».
Углубленному восприятию произведений искусства способствует урок «Архитектура России в первой половине XIX века». На протяжении урока раскрывается не только содержание архитектурных сооружений, но и дается эмоционально – эстетическая оценка отразившегося в нем явления жизни. Ученик испытывает эстетическое переживание, изучая идею произведения, его особенности.
Архитектура создает искусственную среду, необходимую для жизни людей, а потому является своеобразной летописью истории. На доске помещаются изображения как известных школьникам, так и ранее неизвестных им памятников архитектуры. Предлагается провести их отбор и классификацию, определить принадлежность к тому или иному стилю, обосновать правильность своего решения.
Расширение и углубление работы с памятниками архитектуры во внеурочной деятельности делает её более эффективной (выставки, конференции, экскурсии). Дети по данной теме заранее готовят рефераты, подготавливают иллюстрации с изображением тех или иных сооружений и оформляют выставочный стенд для наглядности, используют слайды.
Тема урока:
Архитектура России в первой половине XIX века.
Цель урока:
Показать учащимся, как исторические события, изменения в жизни страны в первой половине XIX века отражались в архитектуре Москвы, Петербурга, как на рубеже XVIII и XIX веков происходила смена архитектурных стилей.
Основные понятия:
«Национальная культура», «Классицизм».
Оборудование:
Альбом «Памятники русской архитектуры и скульптуры».
План изучения нового материала.
I. Повторение
Отличие стиля барокко от классицизма в архитектуре, показать причины смены архитектурных стилей.
II. Изучение нового материала.
1. Ведущие зодчие «московского классицизма» - Баженов и Казаков.
2. Воображаемая экскурсия в Москву в первое десятилетие XIX века.
3. Роль архитектора Бове и Жилярди в восстановлении Москвы после войны 1812 г.
4. Архитектурный стиль сооружений Санкт- Петербурга.
Стиль русского классицизма.
В конце XIX века в России образцом красоты и совершенства считалась архитектура Древней Греции и Рима. Все европейские архитекторы, в том числе и русские, стали использовать в своих постройках формы античной культуры - арки, купола, фронтоны, колонны и другие архитектурные элементы, которые придавали зданиям строгость, гармоничность. Этот стиль в архитектуре называется классицизмом.
В качестве примера берем архитектурное сооружение конца XVIII века «Пашков дом».
На холме, расположенном напротив Московского Кремля, поднимается одно из красивейших сооружений нашей столицы, известное под названием «Пашков дом», теперь Государственная библиотека имени В.И. Ленина.
Пашков дом.
Вопросы к учащимся:
· К какому типу сооружений относится это здание: к гражданскому или церковному?
· Сравните его с кремлевскими соборами и Гранатовой палатой.
· Чем Пашков дом отличается от Гранатовой палаты?
·
·
Гранатовая палата.
Объяснения учителя:
Рассмотрите фасад дома, его центральную часть и боковые флигеля. Обратите внимание на колонны, поддерживающие карнизы центрального здания и боковых флигелей, на фронтоны флигелей, на арочные оконные проемы первого этажа, на статуи, скульптурные рельефы, декоративные вазы, на круглую беседку – башенку.
Этот дом был построен в конце XVIII века по заказу одного из знатных вельмож – П.А. Пашкова. Отсюда и старинное название здания. Строили его по проекту русского архитектора Василия Ивановича Баженова.
При взгляде на фотографию Пашкова дома вы сможете увидеть, что, несмотря на обилие скульптурных и архитектурных украшений, он очень просто построен: центральный трехэтажный дом соединен галереями с боковыми флигелями. Это была настоящая феодальная усадьба в городе, своего рода «замок на холме». Постройка свидетельствует о тонком вкусе зодчего, сумевшего сочетать нарядную и легкую декорацию с простотой общей композиции. Все сооружения – центральное здание и соединенные с ним галереями боковые павильоны – смотрятся как единое целое.
«Пашков дом» является одним из шедевров мировой архитектуры.
Во второй половине XVIII века строительство в Москве принимает широкий размах. Это в значительной мере объясняется тем, что в 1762 г. русское дворянство было освобождено от обязательной государственной службы, но не лишено права владеть поместьями с крепостными крестьянами. В это время многие титулованные и нетитулованные богачи прочно оседают в Москве, главные улицы которой быстро застраиваются особняками. В русском искусстве создается новый стиль – русская классическая архитектура, более строгая, нежели предшествовавший ей барокко.
Ведущими зодчими московского классицизма были гениальные мастера В.И. Баженов и М.Ф. Казаков, вышедшие из народных низов и много работавшие в Москве.
Постройки Баженова и Казакова сохранились, к сожалению, не все. Многие из них пострадали или были уничтожены в начале XIX века.
Вопрос к учащимся:
Какие исторические события произошли в первой половине XIX века?
Объяснение учителя:
В 1812 г. 2 сентября Москва была занята французскими завоевателями. Шесть дней горела Москва, погибло три четверти городских строений (по официальным данным, из 9151дома сгорело 7632). При оставлении Москвы Наполеон отдал варварский приказ взорвать Кремль. 11 октября 1812 г. страшный грохот разорвал московское небо, затем последовали взрывы меньшей силы. Рухнула часть кремлевских стен. Сильно пострадали башни и дворцы.
Весть о пожаре в 1812 г. по словам сына архитектора Казакова, «нанесла ему смертельное поражение».
М.Ф. Казаков.
Какие же постройки Казакова сохранились? Здание Московского сената в Кремле, Петровский дворец (на Ленинградском проспекте), домовая церковь для А.К Разумовского (как место встреч светского общества, она описана Л.Н. Толстым в «Войне и мире»), дом купца Губина М.П. (на Петровке, дом занят Институтом физиологии), дом бывших заводчиков Барышниковых (на улице Кирова).
Домовая церковь для А.К. Разумовского
Петровский дворец
Московский сенат в Москве
Многие пострадавшие дворцы и казенные здания подверглись реставрации и переделкам, что коснулось, в частности, и Московского университета –старое здание университета (на Моховой улице), построенное в 1786 – 1793 гг., восстановил архитектор Доменико Жилярди в 1817 – 1819 гг. Строил университет Матвей Федорович Казаков. Начато строительство здания университета одновременно со строительством Пашкова дома неподалеку.
Вопрос к учащимся:
Внимательно рассмотрите центр фасада, боковые флигеля и общую композицию. Что отличает здание университета от Пашкова дома?
Объяснение учителя:
Сравните колонны того и другого здания. Изменяется ли облик в зависимости от формы колонн? Здание университета построено в виде буквы «П» с парадным двором, отделенным от улицы решеткой с двумя воротами. Такая п-образная планировка была распространена в архитектуре классицизма.
Во время пожара Москвы в 1812 г. город, бывший, по существу, деревянным, сгорел. Уцелело от огня очень немного домов. Для быстрого восстановления города была создана специальная «Комиссия для строения Москвы». В ее распоряжение поступили альбомы фасадов, разработанных еще до 1812 г. и предназначавшихся для строительства в городах России. Фасады проектировались при непосредственном участии архитектора В.П. Стасова и были обязательны для Москвы. В.П. Стасов – отец известного критика В.В. Стасова, горячего поборника русского национального искусства.
Москва и после пожара оставалась городом особняков. В каждом доме, независимо от его величины, оборудовалась лишь одна квартира. Маломощные домовладельцы строили небольшие домики в один этаж с мезонином. Ими – то по преимуществу и была застроена Москва.
Деревянные дома в виде готовых срубов продавались на так называемых «щепных рынках», где для них имелись и заготовленные детали: ставни с рамами, двери с косяками, обшивочные доски. Доски были склеены, а края обведены бороздками. Это придавало деревянному дому вид каменного. Они точно воспроизводили отделку стен рустами, т.е. кладку стены правильно обтесанными камнями. Деревянные дома нередко красились под цвет кирпича или каменных плит, из которых сооружались большие дома и дворцы. Сохранившиеся до нашего времени такие особняки в большинстве своем утеряли первоначальный вид. Вместо рустованной обшивки встречается обычно гладкая. Многие здания позднее были оштукатурены. Простые наличники на окнах заменены другими, причудливо украшенными сквозной резьбой. Но их все же легко узнать по белокаменному фундаменту и мезонину. Особенно много таких строений сохранилось в Замоскворечье и переулках Арбата.
Здание Благородного собрания сгорело в 1812 г. и восстановлено учеником Казакова архитектором А.Н. Бакаревым. Это здание – особняк – дворец князю Долгорукову – Крымскому, талантливому военачальнику своего времени – построил Казаков в 1884 г. недалеко от МГУ в Охотном ряду (ныне Пушкинская улица). Екатерина II приобрела у него этот дом и подарила его московскому дворянству. В казаковское время он был самым большим танцевальным залом в Москве. В нем на балах бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Здесь выступали в концертах П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Колонный зал имеет исключительную акустику, является одним из красивейших залов.
Колонный зал (дворец Долгорукому-Крымскому)
Одним из наиболее совершенных произведений Казакова является бывшая Голицынская больница (1796 – 1801 гг). Ее по справедливости относят к крупнейшим архитектурным памятникам столицы. Фасады трехэтажного здания больницы, построенной по форме буквы «П», имеют очень скупую декоративную обработку. Но монументальный портик из шести колонн, несущий фронтон с часами, придает всему ансамблю особую торжественность. Здание завершает возвышающийся над фронтоном великолепный по пропорциям купол. Он увенчан небольшой стройной ротондой. Задний фасад, тоже с портиком, выходит в старинный парк, который вместе с двумя круглыми беседками на берегу реки Москвы входит сейчас в территорию Центрального крка культуры и отдыха имени Горького.
Бывшая Голицынская больница
Казна Москвы выдавала ссуды на строительство. Ими пользовались, главным образом, дворяне и купцы, сооружавшие богатые особняки. Возрождаясь из пепла, Москва 1812 г. стала выглядеть значительно лучше.
Например, Центральный дом Советской (а ныне - Российской) Армии. Это здание строилось в 1779 г. для инвалидов. Но в 1802 г. было решено разместить в нем училище во имя ордена Екатерины.
Институт благородных девиц.
Дом был переоборудован в 1804- 1805 гг. архитектором Ив. Жилярди. После 1812 г. училище было реорганизовано в Институт благородных девиц. Здание вновь подверглось перестройке, которую проводил сын Ив. Жилярди – Доменико Жилярди. Дом получил ныне существующий десятиколонный портик и боковые флигеля, примыкающие к основному зданию. Через 100 лет (1927г.) здание было занято Центральным домом Советской Армии.
Одним из шикарных домов-усадьб московской знати было здание, принадлежавшее Гагариным, у Петровских ворот, построенное архитектором С. Кариным в 1774-1776 гг. Здание имеет самый большой в Москве портик в 12 колонн. За колоннадой находился обширный танцевальный зал. Направо от него были жилые покои хозяев. Налево от портика помещался манеж для верховой езды. К нему примыкал большой полукруглый двор, обнесенный двухэтажными службами: конюшни на 36 лошадей, каретники. Огромный парк с беседками, фонтанами и прудами располагался в глубине участка.
В 1802-1812 гг. это здание занимал Английский клуб. В 1806 году состоялось чествование Москвой генерала П.И. Багратиона, одержавшего в 1805 году блестящую победу над наполеоновскими войсками под Шенграбеном.
Дом Гагариных.
В 1812 г. пожар значительно повредил здание. Восстанавливал его О.Е. Бове, внесший ряд изменений в архитектуру: над портиком он воздвиг фронтон с широким деревянным карнизом, манеж надстроил вторым этажом, на окнах уничтожил наличники.
В 1828 г. владение Гагарина было продано Екатерининской больнице.
Дом Долгоруких.
До 1812 г. был построен дом Долгоруких (на улице Воровского). Колонный портик разобран. Широкие парадные ворота, живописные цветники подчеркивают пространство двора, завершающегося ансамблем ритмически связанных между собой строений. Типичное Москвы того периода, это здание описано в «Войне и мире» как дом Ростовых.
Москву украшали большие тенистые сады. В каждом дворе были насаждения, и мелкие деревянные строения тонули в густой зелени, на красочном фоне которого живописно выделялись высокие колокольни и золоченые главы многочисленных церквей, а также обширные особняки московской знати, как уцелевшие от пожара, так и выстроенные вновь. Последние были уже значительно скромнее казаковской классической архитектуры.
«Комиссия для строения Москвы», используя территории, опустошенные пожаром 1812 г., весьма осторожно осуществляла план реконструкции города, разработанный еще екатерининской комиссией XVIII века. В результате Москва получила ряд новых площадей, а существовавшие приобрели иной вид. Многие улицы были выправлены и расширены.
До проведения этих работ Красная площадь была значительно меньше, чем сейчас. На месте теперешних гранитных трибун с 1508 г. проходил глубокий и широкий ров. У его края стояли остатка торговых рядов, построенных по проекту архитектора Д. Кваренги. Против Спасских и Никольских ворот через ров были перекинуты мосты, возле которых громоздились строения частных лиц, закрывая вид на Покровский собор. Около 1819 г. этот ров был засыпан. Для этой цели срыли петровские земляные укрепления. Остатки Кваренговых рядов разобрали. Торговые ряды были построены на месте нынешнего ГУМа. Их нарядный фасад проектировал архитектор О.И. Бове.
Торговые ряды на Красной площади.
О.И.Бове..
Иначе стала выглядеть и Театральная площадь. В ее южной части был пустырь, по которому открыто протекала речка Неглинная, берега ее служили местом свалки. Вдоль китайгородской стены находились земляные военные укрепления со времен Петра I. На месте Большого театра высились руины сгоревшего театра, принадлежавшего частному владельцу Маудоксу. Речку Неглинную заключили в кирпичную трубу и засыпали землей. После этого был построен Большой театр по проекту петербургского архитектора А.А. Михайлова 2-го, частично перестроенный архитектором О.И. Бове (первоначально Большой театр назывался Петровский, вернее здание, здание Петровского театра было построено в 1780 г. В1805 г. театр сгорел. 6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие Большого Петровского театра в новом здании, сооруженном архитектором О.И. Бове. В марте 1853 г. театр сгорел, остались лишь наружные стены и передний фасад с колоннами. В современном виде театр был отстроен в 1856 г. архитектором Н. Никитиным и А. Кавосом). О.И. Бове спланировал и всю площадь, обстроив ее однотипными двухэтажными домами с открытыми аркадами по первому этажу.
По проекту О.И. Бове вдоль кремлевской стены, на месте Неглинной, заключенной в трубу, был разбит Александровский сад. Со стороны площади Революции вход в сад украшала помпезная решетка с массивными воротами, имевшими бронзовые вызолоченные украшения.
Александровский сад.
В саду, у кремлевской стены, против средней Арсенальной башни находился грот. Над ним на площадке в праздничные дни играл военный духовой оркестр. Вблизи Троицкого моста был воздвигнут фонтан, сделанный из белого камня.
Грот в Александровском саду.
Между улицами Герцена и Калинина, вдоль Александровского сада, в 1817 г. со сказочной быстротой (за шесть месяцев!) был сооружен Манеж, или, как его называли, экзерциргауз, по проекту военного инженера Бетанкура. Его конструкция являлась большим достижением в строительном искусстве. Колоссальная по площади кровля Манежа (158 метров длины на 48 метров ширины) не имеет никаких опор внутри помещения. Оно держится на деревянных стропилах, покоящихся на стенах здания. Технический расчет этих стропил и их конструкция входили как образец в учебники всего мира.
Манеж.
Архитектурное оформление манежа проектировал Бове. Превосходное по ритму чередование наружных колонн и оконных амбразур придает зданию монументальность. Эффектны скульптурные украшения въездов. В Манеже устраивались военные смотры и учения, выставки, народные гулянья (до 10 тыс. человек). Манеж считается одной из жемчужин русского зодчества в первой четверти XIX века.
В восстановлении Москвы роль О.И. Бове очень велика. В «Комиссии для строения Москвы» он работал архитектором по «фасаднической» части. К нему на просмотр поступали проекты всех строившихся в Москве зданий, как государственных, так и частных. Его строительная практика была огромна и оказало большое влияние на облик Москвы. По его проекту возведено в 1833 г. великолепное по пропорциям, дающим ощущение грандиозности, здание 1-й Градской больницы (на Ленинском проспекте) и монументальный по композиции фасад дома (на улице Воровского), в котором разместился музей А.М. Горького. Дом этот построен в 1819 году.
Первая Градская больница.
Одновременно с Бове по восстановлению Москвы работал не менее талантливый архитектор Доменико Жилярди.
Д. Жилярди.
Шедевром творчества Жилярди является фасад и полукруглый актовый зал университета. Легкие конические колонны, обрамляющие зал, подчеркивают его пространственность. Прекрасны росписи зала, прославляющие науку.
Актовый зал университета.
В1827 – 1833 гг. Жилярди перестраивает сгоревшее здание Слободского дворца (2-я Бауманская ул.). Ныне в здании помещается Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, переименованное в Академию.
.
Своеобразно здание Исторического музея. Построено оно в конце XVIII века для брата поэта М.М. Хераскова. Перед 1812 г. архитектор А.А. Менелас перестроил его для нового владельца – Л.К. Разумовского. Основное строение с мощным портиком каменное, крылья деревянные. Из них правое сгорело в 1812 г. и было восстановлено Жилярди в 1814 г. в кирпиче.
.
Исторический музей.
В этом доме с 1831 до 1917 г. помещался Английский клуб, в котором бывал А.С. Пушкин. Поэт упомянул о нем в «Евгении Онегине». Л.Н. Толстой, посетивший этот клуб в 50-х годах XIX века, описал его в «Анне Карениной».
Крупным мастером русского классицизма был также ученик Казакова Е.Д. Тюрин. В 30-х кодах XIX в. он построил усадьбу миллионера – заводчика П.А. Демидова, известную потому у москвичей под названием «нескучный дворец». Ныне здесь помещается президиум Академии наук (Ленинский проспект). В помещении бывшего дворца сохранилось несколько прекрасно отделанных залов.
Нескучный дворец.
В первой половине XIXв. Архитектурный облик Москвы обогатился реконструкциями и новыми постройками под руководством К.А. Тона.
.
К.А.Тон.
Были построены здание Оружейной палаты, ставшей впоследствии музеем, вокзал Николаевской железной дороги.
Оружейная палата.
Архитектор Ф.М. Шестаков построил Провиантские склады на Крымской площади, здание которых отличается простотой и строгостью форм.
А.Л. Витберг возглавил работы по созданию памятника Отечественной войне 1812 г. – храма Христа Спасителя близ Москвы-реки.
А теперь обратимся к архитектуре Санкт-Петербурга первой половины XIX века.
Каждый, кто хоть раз побывал в Санкт–Петербурге, тот, наверное, навсегда запомнит сооружение, расположенное в центре города – Адмиралтейство, с его тонкой золотой иглой, пронзающей небо.
Адмиралтейство.
Здание Адмиралтейства было заложено еще при Петре I. Первоначально оно было корабельной верфью и военной крепостью на Неве. План его представлял собой два ряда параллельных строений, образующих букву «П», обращенную открытой стороной к Неве. Между внутренними и внешними строениями проходил канал, проведенный от Невы. Над въездом в п-образный двор возвышалась деревянная башня. В Адмиралтействе находились мастеровые избы, парусные мастерские, склад канатов, кузницы, сараи, стапели. Шум человеческих голосов, удары молота, звон инструментов наполняли Адмиралтейство.
В начале XIX века старое здание Адмиралтейства уже не соответствовало новой архитектуре города и его решили переделать. Это ответственное поручение было дано Андриану Дмитриевичу Захарову. Архитектор сохранил прежний П-образный план, перестроил наружные фасады Адмиралтейства, которые выходили на главные улицы и площади города. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней.
Вопрос к учащимся:
Какие знакомые элементы архитектуры вы видите в этом здании? (Колонны, вместе с фронтоном образующих портик …).
Объяснение учителя:
Центральная башня представляет собой куб, прорезанный аркой и увенчанный куполом. Его завешает шпиль с ажурным корабликом. Всю композицию отличает легкость, динамичность и в то же время монументальная торжественность, гармоничность и точность, превращающие здание в своеобразный символ светлого мироощущения – уверенности в успешном и стремительном движении вперед.
Длинное, как бы стелющее по земле, низкое сооружение состоит из нескольких соединенных между собой корпусов. Крылья главного и двух баковых фасадов украшены колоннами, четко выделяющимися белым цветом на желтой стене. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом. По бокам ее помещены скульптуры группы нимф, поддерживающих «небесные сферы».
Над аркой изображены крылатые «Славы», скрестившие победные знамена над русским гербом. Четыре огромных изваяния героев древности, точно часовые, расположились на углах основания башни.
Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх. Чем же достигается такое впечатление? Скромное убранство и простая архитектура придают зданию Адмиралтейства спокойную торжественность и деловитость.
Сейчас Адмиралтейство представляет собой прославленный памятник архитектуры, известный далеко за пределами страны.
Здание Главного штаба с Зимним дворцом составило ансамбль Дворцовой площади – зодчий К.И. Росси.
Здание Главного штаба.
К.И. Росси.
Вопросы к учащимся:
Какое впечатление производит здание Главного штаба? Какую идею он выражает?
Объяснение учителя:
Обращаемся к уже известному зданию Зимнего дворца – выдающемуся образцу русского барокко.
Сравните эти здания и определите стиль, к которому относится каждое из них.
Творения Росси выполнены в стиле классицизма.
В чем причина смены стилей в русской архитектуре?
Архитектура создает искусственную среду в соответствии с потребностями и вкусами своего времени. Стремление дворянства к роскоши вызвало к жизни пышный, насыщенный декором стиль барокко. Новые гражданственные идеи служения родине требовали иного художественного воплощения, и нашли свое выражение в строгом, лаконичном и гармоничном классицизме.
Казанский собор архитектора А.Н. Воронихина
Какое сооружение более ранней эпохи истории оно напоминает? Собор Святого Петра в Риме.
Выясняем главные архитектурные элементы. Важным компонентом ансамбля Казанского собора были обелиски в каждом из полукружий колоннады, позднее замененные статуями Кутузова и Барклая-де-Толли работы Б.И. Орловского.
Архитектурные особенности собора, типичная для классицизма колоннада протяженностью в 111 м., указывает на то, что колоннада как бы связывает здание собора с прилегающей площадью и Невским проспектом.
Казанский собор был задуман как памятник русской воинской славы. Он строился в честь 200-летия освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского и был закончен накануне Отечественной войны против Наполеона. После окончания войны собор стал музеем русской славы. Здесь были собраны трофеи 1812-1815гг.: знамена, взятые в боях у наполеоновской армии. Там же погребен прах самого М.И. Кутузова.
Храм Христа спасителя.
Так был назван один из самых больших храмов, построенных в честь победы над армией Наполеона. Это был памятник любви и верности русского народа своему отечеству, памятник воинской славы. Храм был возведен на деньги, собранные всем народом.
.
Храм Христа спасителя.
Храм был местом воздаяния (оказание уважения, внимания) памяти погибшим и пропавшим без вести воинам. Родственники павших приходили в храм, чтобы чтить память своих близких. Храм был сооружен на левом заболоченном берегу Москвы-реки, там, где впоследствии находился бассейн «Москва». Строили храм 40 лет. Чего стоило поставить один фундамент на болотистом месте. Над фундаментом возводили массивные, прочные, трехметровой ширины стены. Вместе с центральным куполом вознеслись они на высоту современного 13-этажного дома. Вокруг большого купола расположились еще четыре –поменьше. Под ними установили 13 колоколов. Самый большой весил 28 тонн. В его росписи приняли участие выдающиеся мастера-живописцы и скульпторы России – Клодт, Верещагин, Суриков, Васнецов, Крамской и др. В 1931 г. храм был уничтожен.
Разрушение храма – проявление бессмысленной жестокости по отношению к нашим предкам, отстоявшим в 1812 г. независимость Отечества. В наши дни, спустя более полувека, храм возрожден в былом его великолепии на прежнем месте. Сооружение этого монументального шедевра русского зодчества явилось не столько актом восстановления исторической справедливости по отношению к верующим, сколько ярким свидетельством духовного возрождения России, стремления потомков к сохранению и возрождению исторических памятников Отечества, духовных корней и основы будущего политического, экономического и культурного величия Родины.
Большой театр
Когда-то, в 1780 г., на месте Большого театра вырос каменный театр Медокса с круглой отдельной залой для концертов со стороны Петровки. После гибели театра в пожаре 1805 г. город в течение 20 лет вынужден был обходиться наемными частными сценами.
И вот в 1825 году в канун года на былом пепелище поднялся по проекту О.И. Бове красавец театр. «Есть события в России, - писали «Московские ведомости», - которые быстротою и величием изумляют современников и представляется в виде чудес отдаленному потомству… Такая мысль возникает в душе при взгляде на Большой Петровский театр.
Большой театр.
Здание было построено под руководством архитектора О.И. Бове. В архитектурном облике театра мы видим проявление стиля классицизма: колонны (8) и фронтон, образующий портик. На фронтоне видна квадрига (так называлась в Древнем Риме двухколесная, запряженная четырьмя лошадьми) с Аполлоном с лирой в руках – древнегреческим покровителем поэзии и музыки. Автор скульптуры – И.П. Витали. В Москве появилась легенда относительно прообраза Аполлона. Открытие театра должно было быть под стать исключительности события. Одаренный режиссер Ф.Ф. Кокошкин придумал особенную программу и достойный лучших европейских столиц состав. Выступали знаменитости, исключение составлял исполнитель роли Аполлона. Публика не знала Лаврова, но зрители перешли к единому восторгу. Все в нем представлялось одинаково совершенным – голос, дикция, пластика движений – и не тогда ли родилась легенда, будто не кто иной, как Лавров, послужил моделью Аполлона на квадриге, венчающей фронтон Большого театра? Конечно, московский скульптор И.П. Витали исходил из классических образцов, и все же. А когда в пожаре 1850-х г. квадрига рухнула на землю, казалось таким понятным , что именно ее следует снова водрузить над колоннадой перестроенного театра. Лавров заслужил это место и эту память.
К первой половине XIX века относится также оформление центральных архитектурных ансамблей в Казани, Одессе, Твери, Ярославле.
Вывод: в первой половине XIX века появляется новое в градостроительстве – архитектурный стиль, определивший облик городов: торжественно-парадный – обеих столиц, классически строгий – ряда провинциальных городов – Калуги, Твери, Ярославля.
Сооружаются правительственные здания, университеты, театры, манежи.
Вместо дворянских усадеб возводятся городские особняки, появляются типовые здания городской застройки.
Мы проследили отражение в архитектуре изменений в жизни страны, проявляющихся и в назначении зданий, и в смене архитектурных стилей, и в художественно-эстетической направленности сооружений.
Литература:
1. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996
2. Забелин И.Е. История города Москвы. Ч. 1. М., 1990
3. Москва: Энциклопедия, М., 1981
4. Козленко С.И. Вопросы и ответы. 1997.
5. «Памятники архитектуры Москвы». В 8 т. Издается с 1986 г.
6. Иконников А.В. История русского градостроения.
7. Краткий путеводитель «По Москве». Московский рабочий, 1958.
Автор: Абубакирова Налья Шакировна