интеллект-карта материала научно-методической конференции М.И.Глинка в контексте эпохи к 210 летию со дня рождения
«Известное о неизвестном, неизвестное об известном»
Одним из увлечений композитора были путешествия в различные страны. Находясь за границей он наблюдал за жизнью людей, учился и учил сам, сочинял музыку, изучал языки и культуру стран, где он побывал.
Главной целью заграничных путешествий было достичь совершенства в создании музыкальных произведений.
«Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык»
(Пифагор)
Чтобы узнать любую страну, нужно познакомиться с её историей, культурой, языком и музыкой. Благодаря путешествиям Глинка смог получить основанные на собственных наблюдениях ощущения национального характера страны.
Для понимания окружающего мира необходимо разнообразное общение с людьми различных национальностей, чтение литературы на языках подлинника. М.И. Глинка был широкообразованным человеком и хорошо владел латинским, немецким, французским, английским, персидским и испанским языками. Глинка поражал знанием французского языка, естественно вошедшим в его жизнь вместе с домашним воспитанием, пансионом и преклонением перед французской культурой в дворянской среде. А знания языков открывало более широкие возможности и перспективы дальнейшего совершенствования и развития. Находясь в Париже композитор уже отлично изучил и постоянно практиковался в разговорном французском. Особенно хорошо чувствовал себя композитор в Испании среди общительных и темпераментных испанцев. Здесь он много занимался изучением испанской музыки, культуры, литературы и совершенствовал свои познания языка.
.
«Тот не знает иностранного языка, кто не знает собственного» (Гёте).
К сожалению, заграничные страницы жизни М.И.Глинки мало изучены . Немного известно о культуре и архитектуре городов, в которых останавливался композитор, о ландшафтах, которые наблюдал по дороге, на прогулках, о средствах передвижения, чертах быта , о музыкальных впечатлениях и знакомствах.
На основании исследовательских работ биографов-комментаторов можно проследить влияние различных факторов на творчество М.И. Глинки.
Исходя из географии путешествий композитора обнаружились ранее неизвестные факты, а некоторые из известных получили новое освящение. Так, лечение композитора на знаменитом немецком курорте Эмс в 1890 году тесно связано и с музыкальной жизнью города, который в то время являлся одним из лучших концертных центров в Европе.
Ввиду малоизученности материалов весьма затруднительно получить полное представление о последовательности событий в жизни композитора.
Важным направлением исследований является изучение музыкальных впечатлений Глинки. Для получения более точной информации о музыкальном опыте Глинки необходимо:
1. Изучение периодики. Из Лейпцигского еженедельника «Allgemeine Musikalische Zeitung» стало известие о ярких о венских и берлинских оперных и концертных впечатлениях М. И. Глинки.
2. Расширение представления о театрах и концертных залах, в которых бывал Глинка, и об исполнителях, которых он слушал. Первым и очень полноценным с художественной точки зрения слушательским опытом Глинки в Западной Европе было посещение выступлений Аахенская оперной труппы.
3. Привлечение новых источников из разных областей знаний (истории, медицины, культуры и т.д), в том числе и музыковедческих.
В результате деятельности биографов-комментаторов опубликовано много:
· интересного о знакомствах Глинки в Германии.
· Из биографических данных стало известно, что сам факт существования манускрипта «Жизнь за Царя» с переводом на немецкий язык до сих пор не использовался текстологами, и лишь после выхода материалов на русском языке им в какой-то мере заинтересовались.
· Материалы о состояние здоровья Глинки. Лучшее понимание творческого процесса дает специальная медицинская литература, в частности, книги по истории медицины, гидротерапии, гомеопатии, неврологии, психиатрии и прочее. При изучении такого рода источников стало известно, что у Бетховена , Шопена и Глинки в Вене был один общий доктор- Иоганн Мальератти.
· Необходимо отметить значительную роль широкого научного комментария текстов в биографическом исследовании, что важно для составления целостной биографии композитора. Законченность всей работы подобного рода могут придать не подстрочные примечания к отдельным частям текста, а развернутые вступительные и заключительные разделы к культурно – исторической ситуации в целом.
Таким образом, комментарий можно считать одним из плодотворных путей исследования биографии М. И. Глинки. Хочется надеяться, что имеющющйся опыт пригодится новым биографам – комментаторам.
Музыка Глинки - бесценна: она проникает в самые отдаленные уголки родного края, всё чаще и чаще звучит за рубежом, говоря о силе творческого духа русского народа. Она остается живой , юной и в наши дни. В ней воплощены лучшие черты русского искусства: нравственная сила, правдивость, особенно скромная и чистая красота.
Автор: Назарова Людмила Александровна