Блантер Матвей Исаакович. Творческий портрет композитора.
По данной работе были проведены уроки и классные часы в разных классах, с целью более подробного знакомства с творчеством нашего земляка, талантливого композитора-песенника М.И.Блантера, а также донести до ребят материализованную в произведениях позицию автора и вступить, тем самым, в диалог с ним на духовном уровне.
Матвей Исаакович Блантер
/1903 - 1990 /
Песни Матвея Исааковича Блантера любят и поют до сих пор, хотя они были написаны несколько десятилетий назад. Их можно услышать в концертном зале и по радио, в исполнении известных артистов и прославленных музыкальных ансамблей. Их поют дома и на улицах, во время веселых застолий и на встречах ветеранов, вспоминающих счастливые, а порой и трагические дни своей молодости. Редкий композитор может похвастаться такой популярностью.
«Музыка "преследовала" меня все детство, — вспоминал композитор. — В реальном училище, куда я поступил восьми лет, был прекрасный хор. Им руководил наш любимец — учитель рисования.
В класс он приходил со скрипкой и, играя наней, нежно аккомпанировал детским голосам. Это было чудесно!»
Музыка все больше увлекала Блантера, и он радовался любой возможности послушать хорошее исполнение. В Курск часто приезжали на гастроли известные музыканты из Москвы. Билеты стоили дорого, и мальчик устроился на «подсобную» работу — переворачивал нотные страницы аккомпаниаторам только ради того, чтобы бывать на концертах.
В это время уже шла Первая мировая война, и из Риги в Курск переехало императорское музыкальное училище, где работали отличные педагоги. К одному из них, А.Егудкину, и попал Блантер. Занятия оказались очень плодотворными. В четырнадцать лет Блантер приехал в Москву и поступил учиться в филармоническое училище в класс профессора А.Могилевского. Параллельно шли занятия и по теоретическим предметам.
Годы учения юноши совпали с революцией и Гражданской войной. Блантер оказался в бурном водовороте жизни и должен был определить свое место в ней. Тогда возникало множество театров и театриков, где ставили злободневные пьесы. Блантер стал музыкальным оформителем любительской эстрадной труппы, подбирал хлесткие частушки, помогал ставить острые водевили. На некоторое время судьба забросила его в воинскую часть: здесь срочно требовался аккомпаниатор. Но наиболее существенный период в творческой биографии Блантера был связан с театром Н.Форрегера. Этот театр пользовался поддержкой прогрессивных деятелей искусства. Его посещали Маяковский, Мейерхольд, Таиров. Заведующим литературной частью был Владимир Масс, он также был автором блестящих политических памфлетов, которые ставились в театре. Художниками в этом коллективе служили будущие известные кинорежиссеры С.Юткевич и С.Эйзенштейн, а композитором — Блантер.
Привязанность к сцене композитор сохранил на долгие годы. В 20-х годах он активно сотрудничал с передвижным театром, который был создан при журнале «Крокодил». Вместе с театром Блантер кочевал по стране, наблюдал рабочий быт строек и заводов и изображал увиденное в сатирических постановках. Первая оперетта так и не попала на сцену, а вторая была поставлена, но выдержала всего несколько представлений.
Автор: Максименко Елена Владимировна